Обзор СМИ от 24 марта 2022 года

Обзор СМИ от 24 марта 2022 года
24 марта 2022

РОССИЙСКАЯ ЛЕСОПРОДУКЦИЯ В ТРАНСПОРТНОЙ БЛОКАДЕ

 

«Лесной комплекс»

 

Ещё никогда логистика в ЛПК не доставляла бизнесу столько непредвиденных осложнений. Сегодня можно без всяких сомнений утверждать, что неблагоприятные прогнозы специалистов международной консалтинговой фирмы Wood Resources International (WRI) становятся реальностью: многочисленные санкции Европы против России сказались на поставках лесной продукции во всём мире, а для отечественных лесопромышленников они и вовсе могут стать фатальными. Дело уже даже не в невозможности отправить товар на экспорт, а в том, что наравне с лесопродукцией в страну перестали поступать европейская фурнитура и сырьё, а также лесная техника, деревообрабатывающие станки и комплектующие к ним. Растущие ограничения со стороны судоходных компаний и авиаперевозчиков практически полностью перекрыли российскому бизнесу доступ к мировым торговым путям.

 

Изначально сразу несколько мировых перевозчиков в лице датской компании Maersk, швейцарской Mediterranean Shipping Company (MSC) и французской CMA CGM заявили об остановке контейнерных перевозок как из России, так и в страну. Суммарная доля этих трёх перевозчиков на отечественным рынке превышает 50%. В контейнерной блокаде оказались приморские порты — Владивосток, Находка и Восточный.

Следующими о приостановке перевозок заявили такие крупные экспедиторские компании, как швейцарская компания Kuehne + Nagel International AG и немецкая DB Schenker. И на этот раз «под удар» попали не только морские виды транспорта, но также воздушные и наземные. Прекратило обработку входящих отправлений в Россию и DHL, подразделение Deutsche Post AG.

В то же время об отмене поставок в Республику Беларусь объявили датская DSV A/S и французская Geodis.

Маркетплейс грузовых перевозок FreightOS, в свою очередь, выразил опасения, что из-за сбоев в транспортном сообщении с Россией компаниям по всему миру придётся больше платить за доставку грузов. Более того, часть грузовых авиаперевозчиков ввели надбавки за военный риск.

Очевидно, что все вышеперечисленные решения значительно влияют на логистику в ЛПК, ведь в экспортном контейнеропотоке из РФ преобладает именно продукция лесопромышленного комплекса, включая картон, бумагу, пиломатериалы, фанеру и т. д.

О проблемах с поставками рассказал руководитель ГК «УЛК» Владимир Буторин. Глава холдинга отметил, что на сегодняшний день европейские компании-поставщики лесозаготовительной и лесовозной спецтехники, оборудования для лесопильных и пеллетных производств остановили отгрузки своей продукции в РФ. По его словам, европейские компании прекратили закупать российские пиломатериалы и топливные гранулы.

Ситуация сказалась и на планах холдинга: несмотря на то, что все предприятия УЛК продолжают функционировать в обычном режиме, компания всё же была вынуждена приостановить работы по строительству нового завода в Карпогорах. Причиной тому послужила та самая отмена поставок: оборудование для нового предприятия производилось в Европе. Тем не менее Владимир Буторин смотрит в будущее с оптимизмом: «За 32-летнюю историю своего бизнеса я пережил не один экономический кризис — сейчас искренне считаю, что это время талантливых людей и новых возможностей, которые мы с вами обязательно используем. Вместе мы выстоим, вырастем и станем ещё сильней и успешней!» — цитирует главу УЛК издание News29.ru.

 

Сайменский канал — перекрытая транспортная артерия

Однако далеко не все отечественные лесопромышленники разделяют точку зрения руководителя ГК «УЛК». Так, ещё до развернувшихся на Украине в конце февраля событий региональное объединение работодателей «Союз лесопромышленников и лесоэкспортеров Вологодской области» попросило правительство разрешить экспорт берёзового баланса через Сайменский канал в Финляндию.

Просьба эта вполне понятна, поскольку Сайменский канал является единственным доступным водным путём, по которому лесопромышленники могли отгружать свою продукцию в эту скандинавскую страну — ежегодно российские компании экспортировали через него около 300 тыс. кубометров леса.

Вступивший в начале 2022 года запрет на экспорт древесины и радикальное сокращение числа таможенных пунктов, через которые был разрешён вывоз лесоматериалов, заставили многих представителей лесного бизнеса всерьёз опасаться того, что объёмы лесозаготовки им придётся сокращать, а ещё терпеть финансовые издержки, к которым предприятия, вынужденные работать в новых условиях, оказались не готовы.

В частности, недовольны запретом на экспорт древесины через Сайменский канал оказались предприятия Вологодской области. Единственной альтернативой для них оставались перевозки наземным транспортом, что экономически крайне невыгодно для лесопромышленников: транспортировка тех же берёзовых балансов на расстояние 600–700 км оценивается в 2500 руб. за кубометр (и это без учёта НДС). Данная сумма превышает стоимость самих балансов. О какой выгоде может идти речь в таком случае?

Более того, перевезти весь объём заготовленного на экспорт баланса с помощью автомобилей попросту не получится: перевозчики не смогут обеспечить необходимое количество транспорта для этих целей. Чтобы перевезти 350 тыс. кубометров груза, потребуется приблизительно 13 тыс. автомобильных рейсов.

Генеральный директор холдинга «Череповецлес» Валерий Писарев отмечает, что сегодня просьбу лесопромышленников об открытии канала поддерживают в Минпромторге. Издание «Красный Север», ссылаясь на эксперта, сообщает, что российский Союз лесопромышленников готовит письмо с просьбой возобновления экспорта древесины через Сайменский канал на имя главы Правительства России Михаила Мишустина.

 

Российский лес на пути в Азию

Вот только поможет ли открытие Сайменского канала отечественному ЛПК в условиях новых санкций ЕС и прекративших поставки в Россию и из ней крупных мировых экспедиторских компаний? Пока на этот вопрос ответить сложно, однако впадать в отчаяние не стоит: европейские партнёры и поставщики не отказались работать с россиянами. Они ждут конкретики и приостанавливают работу «до дальнейших уведомлений», что даёт надежду на возобновление отношений.

Перспективным направлением оставалась и остаётся Азия, и в частности Китай, который интереса к российской древесине не потерял уж точно. Китайские инвесторы сотрудничают с предприятиями Дальнего Востока, расширяя своё присутствие в регионе за счёт новых инвестпроектов.

Согласно данным аналитического агентства WhatWood, на сегодняшний день основным импортёром российской лесопромышленной продукции выступает именно Поднебесная: на КНР в 2020 году пришлось около 35% экспортной выручки компаний, в то время как на Европу — 29%, а на СНГ — 19%.

В то же время, по оценке генерального директора логистической международной компании Standard Trade, с рынка перевозок вряд ли уйдет китайская COSCO. Останутся также и российские перевозчики — FESCO и SASCO. Таким образом, возить грузы морским транспортом всё ещё можно, но цены будут, что вполне ожидаемо, «кусаться».

 

Горячая линия Минпромторга для экспортёров

Правительство России не осталось в стороне. Как сообщает Российская Ассоциация организаций и предприятий целлюлозно-бумажной промышленности (РАО «Бумпром»), Минпромторг и АО «Российский экспортный центр» столкнулись с большим количеством сообщений и звонков со стороны взволнованных ситуацией российских экспортёров. Многие компании были обеспокоены тем, как будет организована поддержка ННЭ.

Для решения возникающих сложностей Минпромторгом была организована специальная «горячая линия». Экспортёры смогут не только сообщить о проблемах, но также узнать актуальную информацию о механизмах государственной поддержки и получить консультацию.

Обратная связь с ведомством организована посредством электронной почты по адресу: export@minprom.gov.ru. Также на сайте АО «РЭЦ» доступна для заполнения форма обратной связи, через которую экспортёры могут сообщить о возникших проблемах и получить помощь.

Сообщается, что Минпромторг и АО «Российский экспортный центр» постоянно наблюдают за развитием ситуации, связанной с поставками на внешние рынки продукции российской промышленности.

 

КАК УКРАИНСКИЙ КОНФЛИКТ ПОВЛИЯЕТ НА ЕВРОПЕЙСКУЮ БУМАЖНУЮ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ?

Обзор СМИ от 24 марта 2022 года-EUWID Pulp and Paper-Как украинский конфликт повлияет на европейскую бумажную промышленность.jpg 

EUWID Pulp and Paper

 

Какие последствия война в Украине будет иметь для целлюлозно-бумажной промышленности Европы? EUWID побеседовал с Бернаром Ломбардом, директором по торговой и промышленной политике, и Петром Погожельски, менеджером по связям со СМИ, Конфедерации европейской бумажной индустрии (Cepi), о роли, которую Россия и Украина играют в европейской бумажной промышленности.

 

– Господин Ломбард, господин Погожельский, какие последствия война в Украине будет иметь для европейской бумажной промышленности?

– Все еще трудно оценить, каково будет общее влияние войны в Украине на европейскую целлюлозно-бумажную промышленность, поскольку это будет зависеть от того, как будет развиваться конфликт и как долго он продлится.

Первым краткосрочным эффектом военного конфликта является то, что он создает нестабильность и непредсказуемость в торговых и деловых отношениях между ЕС и Украиной, а также с Россией и в некоторой степени Беларусью. Очевидно, что вести бизнес с этими странами станет сложнее не только в ближайшие месяцы, но и в обозримом будущем. Это окажет экономическое воздействие, которое все еще очень трудно оценить.

В частности, исключение российских банков из SWIFT и резкое падение обменного курса рубля, вероятно, приведут к далеко идущим ограничениям на торговлю между Россией и Европой. Кроме того, возможные санкции могут привести к тому, что многие компании прекратят деловые операции с Россией и Беларусью.

У нескольких европейских компаний также есть активы по производству бумаги в Украине и России, которым может угрожать сегодняшняя хаотическая ситуация.

 

– Какие эмбарго, по вашему мнению, могут повлиять на бумажную промышленность?

- На момент написания статьи все еще неясно, будет ли Россия вводить ограничительные меры в отношении торговли товарами с ЕС и на какие секторы они будут нацелены. Контрмеры, принятые Россией на сегодняшний день, направлены на ограничение возможности перевода иностранной валюты за границу, а также возможности выезда иностранных инвесторов и иностранного капитала из страны.

Если мы можем ожидать симметричного ответа со стороны России на торговые запреты, уже введенные ЕС, то следует отметить, что, насколько нам известно, на сегодняшний день не существует никакого эмбарго ЕС или национального эмбарго, влияющего на торговлю целлюлозой и бумагой. Рассматривая прецеденты нынешней ситуации, следует также отметить, что присоединение Крыма в 2014 г. не привели к какому-либо запрету на импорт целлюлозы и бумаги со стороны России.

Стоит отметить, что любое ограничение на торговлю товарами может существенно повлиять на бумажную промышленность, и мы должны сохранять бдительность, поскольку ситуация может развиваться по-разному, и ограничения на древесину и изделия из древесины могут быть включены в санкции либо ЕС, либо России.

 

– Производители бумаги в каких странах больше всего пострадают от войны? Как обстоят их торговые отношения с Россией и Украиной?

- Некоторые страны-производители целлюлозы и бумаги пострадают больше, чем другие.

Украина в первую очередь и ее коммерческие партнеры. На Финляндию (20 %), Германию (15 %) и Польшу (13 %) приходится около половины экспорта бумаги и картона из ЕС в Украину, около 212 000 т продукции. За ними следуют Венгрия (10 %), Австрия (9 %) и Швеция (8 %). На Германию и Швецию приходится 55 % экспорта целлюлозы из ЕС в Украину. Война остановит этот экспорт, по крайней мере, временно.

Экспорт Финляндии и стран Балтии также может косвенно пострадать из-за общих границ этих стран с Россией. Финляндия на сегодняшний день является основной страной-экспортером бумаги и картона в Россию, на долю которой приходится 54 % всего экспорта ЕС в эту страну. Германия (16 %), Польша (6 %) и Швеция (6 %) также экспортируют бумагу и картон в Россию, но в гораздо меньших объемах. Что касается целлюлозы, почти 70 % экспорта ЕС в Россию приходится на Финляндию (45 %) и Швецию (25 %).

В любом случае, соседние страны, включая Польшу и Румынию, а также их промышленность также ощутят на себе влияние войны в Украине, в основном из-за экономических потрясений и общей нестабильности, которые она создает.

Торговля целлюлозой, бумагой и картоном между ЕС и Беларусью весьма ограничена.

 

– Сколько бумаги и картона ЕС экспортирует и импортирует из России и Украины?

- Торговля целлюлозой и бумагой между ЕС и Украиной идет в основном в одном направлении: около 440 тыс. т бумаги и картона Украина импортирует из ЕС. Экспорт Украины очень ограничен. То же самое и с Беларусью, которая импортирует еще меньшие объемы – 60 тыс. т бумаги и картона из ЕС.

Если говорить о России, то это другая история. Около 900 тыс. т бумаги и картона импортируется Россией из ЕС, в то время как Россия экспортирует в ЕС около 700 тыс. т. Что касается целлюлозы торговля между ЕС и Россией достаточно сбалансирована, общий объем торговли составляет около 400 тыс. т.

 

– Какие наиболее важные сорта бумаги и картона импортируются из России или Украины?

- Около 75 % экспорта бумаги и картона Украины в ЕС приходится на Польшу, Румынию и Болгарию. В основном это картон, оберточная, а также гигиеническая и бытовая бумага.

Около 700 тыс. т бумаги и картона экспортируется Россией в ЕС. На Италию (23 %), Германию (19 %) и Польшу (8 %) приходится 50 % российского экспорта в европейские страны. Около двух третей приходится на упаковочные марки, при этом тарный картон составляет 43 % всего экспорта.

 

– Как военный конфликт повлияет на поставки древесины в Европу?

- В контексте высокого спроса на древесину в Европе важно напомнить, что на этот импорт повлиял ряд мер по ограничению экспорта древесины, введенных Беларусью, Россией и Украиной в последние годы. На эти три страны приходится около 75 % всего импорта древесины в ЕС, и ограничительные меры существенно повлияли на рынки древесины и доступность материала.

В отношении Беларуси Совет ЕС совсем недавно ввел дополнительные ограничения на торговлю изделиями из древесины. Однако до сих пор неясно, что именно означают «изделия из дерева» в контексте документа, подробно описывающего санкции.

Запрет на экспорт древесины из Украины, введенный в 2015 г. на всю необработанную древесину, все еще действует, несмотря на то, что он нарушает Договор о сотрудничестве между Украиной и ЕС, который прямо запрещает экспортные запреты и который Украина согласилась соблюдать.

Что касается России, то с 1 января 2022 г. введен полный запрет на экспорт необработанного круглого леса хвойных пород. Беларусь использует дискреционное лицензирование экспорта древесины с 2017 г. взамен прежнего запрета на экспорт круглого леса, который был введен в действие в 2015 г.

Нынешний кризис не поможет решить эти проблемы, и ЕС получит доступ к древесине из этих трех стран.

 

– Как теперь производители бумаги будут реагировать на события в Украине?

- Безопасность сотрудников является главным приоритетом для европейских бумажных компаний, и первое, что сделали европейские компании, это, конечно же, забота о своих сотрудниках на фабриках и в офисах продаж в Украине, а также в России.

Вторым приоритетом была оценка немедленных и возможных будущих последствий этого кризиса для деятельности предприятий и цепочек поставок, а также адаптация к быстро меняющейся ситуации. Это то, что Cepi поддерживает, предоставляя своевременные данные, агрегированные на европейском уровне, и гарантируя, что все линии связи между администрацией ЕС и целлюлозно-бумажной промышленностью открыты в эти кризисные времена.

 

– Текущая ситуация уже отразилась на транспортных перевозках?

- Сообщается о некоторых узких местах и ужесточении контроля. Что касается автомобильного транспорта, то на различных границах контроль стал более строгим, а время ожидания на границе Украины с несколькими государствами-членами ЕС и на границе России со странами Балтии значительно увеличивается. Насколько нам известно, украинско-российская граница и украинско-белорусская граница полностью закрыты.

В отношении морских путей, насколько мы понимаем, украинские морские порты Одесса и Мариуполь закрыты и повреждены из-за боевых действий. Также полностью заблокировано международное морское сообщение у берегов Украины. В начале этой недели Великобритания обратилась к властям своих портов с просьбой не предоставлять доступ ни одному судну, принадлежащему российским компаниям, плавающему под российским флагом или зарегистрированному в России.

Наконец, мы ожидаем дальнейшего роста цен на топливо в связи со сложившейся ситуацией, что приведет к еще большему увеличению затрат на все виды транспорта.

 

– Обеспокоена ли бумажная промышленность ценами на газ, которые могут вырасти еще больше?

- Бумажная промышленность является энергоемкой отраслью, и по этой причине текущие цены на энергоносители вызывают озабоченность. Зеленое соглашение Комиссии ЕС и углеродной нейтральности к 2050 г., которую поддерживает Cepi, приведут к повышению цен на энергоносители и таксы за выбросы углерода. Война на Украине и связанные с ней санкции усугубят эту тенденцию и еще больше повысят цены на энергоносители.

На местном уровне на цены и доступность энергии может еще больше повлиять тот факт, что некоторые регионы ЕС сильно зависят от поставок российского природного газа. Чтобы компенсировать это, доступ к чистой и доступной энергии должен стать одним из главных приоритетов ЕС. Бумажная промышленность ожидает конкретных и своевременных мер поддержки со стороны ЕС и национальных властей.

 

Поделиться
Отправить
Класснуть