Обзор СМИ от 24 мая 2021 года

Обзор СМИ от 24 мая 2021 года
24.05.2021

ОТ ГАЗЕТЫ К УПАКОВКЕ

 

Юрий Лахтиков, председатель правления РАО «Бумпром», журнал «Лесная индустрия»

 

Пандемия коронавируса выступила катализатором уже сложившихся тенденций в целлюлозно-бумажной промышленности. Закрытие магазинов и удаленная работа усилили рост спроса на упаковку и одновременно ускорили сокращение потребления бумаги для печати.

 

Для предприятий целлюлозно-бумажной промышленности 2020 г. стал годом принятия и реализации важных решений. Падение внутреннего спроса на большинство видов целлюлозно-бумажной продукции заставило переосмыслить приоритеты развития предприятий отрасли, ускорить процессы диверсификации продуктовых линеек, внедрить и отработать новые логистические схемы, переориентироваться на новые рынки.

Несмотря на трудности, практически все предприятия ЦБП России продолжали работу, наращивали объемы производства и экспорта продукции. Варка целлюлозы увеличилась на 8,4%, с 5,9 до 6,4 млн т, производство древесной массы – на 1,2%, до 2,4 млн т, бумаги и картона – на 4,2%, до 9,5 млн т.

В самой непростой ситуации оказались предприятия, выпускающие газетную бумагу. В 2020 г. было произведено 1,3 млн т этой продукции, по сравнению с 2019 г. снижение составило 13,3%. В 2019–2020 гг. на основном для российских экспортеров рынке Индии складывалась непростая ситуация: индийское правительство ввело ввозную таможенную пошлину для газетной бумаги из России и ряда других стран, практически сразу же за этим Индией было инициировано антидемпинговое расследование, закончившееся установлением дополнительных пошлин на продукцию российских комбинатов. Из-за неопределенности и высоких рисков на рынке газетной бумаги активно осваивались новые направления для экспорта в Азии, Африке, Латинской Америке. Многие предприятия ускорили перепрофилирование производственных мощностей на выпуск другой, более востребованной и перспективной продукции – в первую очередь упаковочных видов бумаги и картона из первичного волокна – целлюлозы, термомеханической и древесной массы, в дополнение к уже существующим мощностям по выпуску макулатурных бумаг и картонов.

Снижение производства наблюдалось также в сегменте офсетной бумаги – на 3,8% к уровню 2019 г., до 418 тыс. т. Причина та же – падение внутреннего спроса на фоне снижения тиражей газет и журналов, уменьшение потребления офисной бумаги из-за закрытия большинства офисов и перехода на удаленный режим работы и цифровой документооборот. Многие государственные ведомства также перешли на безбумажные технологии, что дополнительно повлияло на падение внутреннего спроса на бумагу писчепечатных сортов.

Совершенно другая ситуация наблюдалась в двух сегментах продукции – тароупаковочной и санитарно-гигиенической. Производство крафт-лайнера выросло в 2020 г. на 19,2%, до 2 млн т, а в пересчете на квадратные метры – на 21,8%, до 12,9 млрд м2, из-за снижения среднего граммажа. При сокращении производства полуцеллюлозного флютинга на 5,1%, до 359 тыс. т, объем выпуска макулатурного флютинга вырос на 14,8%, до 1628 тыс. т. Таким образом, объем выпуска бумаги для гофрирования в целом увеличился на 10,6%, почти достигнув рекордного значения в 2 млн т. Прирост производства тест-лайнера составил 15,8%, до 946 тыс. т, а в квадратных метрах – на 23,8%, до 6,45 млрд м2. Выросло производство гофрокартона – на 3,6%, до 3,15 млрд м2.

На 3,9% увеличилось производство гофротары, на 2,7% – мешков и бумажных сумок.

В 2020 г. продолжился рост производства санитарно-гигиенических изделий. Объем выпуска туалетной бумаги возрос на 8,4%, до 5,5 млрд рулонов, на 3,5% – подгузников и детских пеленок. Из-за закрытия большинства торговых центров, кафе и ресторанов, ограничения деятельности гостиниц на 10–15% сократилось производство (и потребление) бумажных салфеток, скатертей и полотенец. Закрытие офисов, переход на дистанционное обучение учебных заведений привели к снижению потребления и производства канцтоваров (-16,7%) и школьных тетрадей (-7,8%).

 

Стоимость экспорта упала

Во второй половине 2020 г. резко сократились поставки на экспорт газетной бумаги. Основная причина этого – перепрофилирование комбинатов на выпуск упаковочных материалов. В результате если еще год назад среднемесячное значение экспорта газетной бумаги составляло 90–100 тыс. т, то в 2021 г. оно снизилось до 60–70 тыс. т.

Начиная с середины 2019 г. и до начала 2021 г. в России наблюдался рост объемов экспорта крафт-лайнера – от среднемесячного значения 60–70 тыс. т до 100–110 тыс. т, при одновременном снижении цены от $700 до $550 за 1 т. Такая же картина была характерна для экспорта тест-лайнера и флютинга – рост тоннажа с 40 тыс. до 90 тыс. т ежемесячно при снижении средних цен от $500 до $400–410 за 1 т к началу 2021 г.

Объемы экспорта гофрокартона в рулонах и листах в прошлом году были сравнительно невелики – из-за малого удельного веса готовой продукции и повышенных расходов на логистику. При этом они оставались относительно стабильными на протяжении всего 2020 г., на среднемесячном уровне 3200–3300 т, с кратковременным повышением до 4000 т в ноябре 2020 г. Однако в начале 2021 г. экспорт гофрокартона вновь снизился – до 2500 т, что, однако, можно считать сезонным колебанием. Цены на гофрокартон снизились с $700 до $550 за 1 т в январе 2020 г. и оставались на этом уровне в течение всего года. Только в декабре 2020 – январе 2021 г. цены увеличились до $620–$650 за 1 т.

В целом снижение экспортных цен на протяжении 2020 г. было характерно для многих товаров ЦБП и наблюдалось на всех мировых рынках. Основная причина этого – общее снижение потребления бумаги и картона, что спровоцировало снижение цен. В России внутренний спрос на бумажно-картонную продукцию заметно сократился, тоннаж экспорта увеличивался опережающими темпами по сравнению с ростом производства, что существенно повлияло на цены. В дальнейшем отмена ограничений, связанных с распространением коронавирусной инфекции, возобновление экономического роста и восстановление платежеспособного спроса со стороны населения России могут положительно повлиять на баланс производства и потребления бумаги и картона в стране.

 

ЛЕСНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ НУЖНЫ 35 МЛРД РУБЛЕЙ ДЛЯ ОБРАБОТКИ "КРУГЛЯКА"

 Обзор СМИ от 24 мая 2021 года-1.jpg

Алексей Дуэль, «Российская газета»

 

После вступления в силу запрета на экспорт круглого леса отечественная деревообрабатывающая промышленность сможет освоить только треть оставшегося в стране объема - порядка 3 млн кубометров. Такую оценку "Российской газете" дал вице-президент национальной ассоциации лесопромышленников "Русский лес" Андрей Гончаров. "Чтобы обработать оставшиеся 7 млн кубометров необходимо инвестиций - примерно 35 млрд рублей, - считает он. - Привлечь такое количество инвестиций до 1 января 2022 года представляется крайне сложной задачей".

 

При переходе от экспорта "кругляка" к его переработке доходность бизнеса вырастет с 4-5% до 20-30%, считает Гончаров.

За прошлый год экспорт круглых лесоматериалов хвойных и лиственных пород составил 16 млн кубометров. Из этого объема от 8 до 10 млн кубометров приходится на пиловочное сырье и балансы, из которых можно произвести пиломатериалы или древесные плиты, подсчитали в ассоциации "Русский лес".

Введенный Россией запрет на экспорт необработанной древесины вступит в силу с начала 2022 года. Основная задача - увеличение объемов выпуска древесной продукции в России, развитие собственной промышленности, создание дополнительных рабочих мест и налоговых отчислений.

"Лес едет в грубо обработанном виде за рубеж, и там его стоимость резко возрастает, - прокомментировала ранее введение запрета на экспорт "кругляка" вице-премьер Виктория Абрамченко. - Вот это мы сегодня запрещаем. С 2022 года вывоза круглого леса из Российской Федерации не будет, потому что для нас, как для страны, это больше не товар. Мы не можем себе это позволить - вывозить круглый лес. Мы будем перерабатывать лес внутри страны".

Лесопромышленники, с одной стороны, решение полностью поддерживают, с другой, - признаются, что оказались к нему не готовы. По словам Гончарова, отчасти ситуацию спасает новая отраслевая программа Фонда развития промышленности по поддержке предприятий малого и среднего предпринимательства, которая позволяет получать заемное финансирование в размере от 20 млн до 100 млн рублей на проекты, связанные с переработкой древесины. Однако времени для перестройки отрасли оказалось недостаточно.

"Еще содействовать решению этого вопроса будет формирование лесопромышленных кластеров полного технологического цикла, начиная от лесозаготовки и заканчивая выпуском конечной продукции с высокой добавленной стоимостью, - добавляет он. - Однако для этого тоже необходимо время".

Если получится решить вопрос с техническим перевооружением лесопереработки, то со сбытом продукции проблем быть не должно, считают в ассоциации "Русский лес". Спрос на такие изделия растет на 1-2% в год, пиломатериалы востребованы со стороны деревянного домостроения. Китай уже сейчас переориентируется с закупки древесины на приобретение лесоматериалов, добавляет Гончаров. Наиболее перспективными видами продукции, по его мнению, станут упаковочная бумага и картон, бумага тишью, санитарно-гигиенические изделия, а также продукция биоэнергетики, - рост спроса на пеллеты оценивается в 1,5-2 млн тонн в год.