Обзор СМИ от 24 октября 2023 года
АНАТОЛИЙ КРЯЖЕВ: НАНОТЕХНОЛОГИИ – ПУТЬ К РЕШЕНИЮ СОВРЕМЕННЫХ ЗАДАЧ ЦБП
Перспективы развития технологий производства, новые методы оценки качества сырья и готовой продукции, разработки в области растительных нанокомпозитов, современных трендов цифровизации в ЦБП обсудили в Архангельске в рамках VII научно-практической конференции «Проблемы механики целлюлозно-бумажных материалов». О развитии нанотехнологий для решения современных задач отрасли ЦБП UpackUnion рассказал доктор технических наук, заместитель генерального директора компании «Техносервис» Анатолий Кряжев.
«На сегодняшний день я вижу две проблемы: Первая проблема – технологическая. Она связана с неправильным использованием древесного сырья. В 20-ые годы XXI века мы работаем так же, как работали канадские предприятия еще в 1970-х годах. Вся заготовленная хвойная древесина перерабатывается в смеси хвойных пород. Аналогично перерабатываются в смеси лиственные породы: береза и осина. Это приводит как к снижению потребительских свойств беленой целлюлозы и ее более низкой цене на рынке, так и к дополнительным технологическим потерям волокна на 2% и более при производстве товарной беленой целлюлозы, что увеличивает ее себестоимость, повышает удельные выбросы и сбросы загрязнений. Поэтому канадские предприятия и другие мировые производители еще в 1980-ые годы стали переходить на варку однопородной древесины. Однако, несмотря на эти ощутимые недостатки, варка смеси пород на предприятиях РФ продолжается.
Дадим экспертную оценку этих дополнительных затрат на примере производства 500 тыс. тонн товарной беленой лиственной целлюлозы. В этом случае на наших предприятиях требуется дополнительно получить 10 тыс. тонн целлюлозы по варке, что потребует дополнительно произвести 40 тыс. пл. куб.м. щепы, в отбельном цехе дополнительно расходовать химические реагенты, энергоресурсы, свежую воду по сравнению с аналогичными зарубежными предприятиями, чтобы выработать те же самые 500 тыс. тонн товарной целлюлозы. Считаю, что в наступающем новом технологическом укладе экономического развития «Нанотехнологии» мы должны от этого отойти и стать ресурсоэффективными производителями беленой целлюлозы.
Вторая проблема связана с оборудованием производственных линий для дальнейшего развития ЦБП и модернизации существующих производств. По прогнозу Минпромторга России к 2030 году производственные мощности по производству товарной целлюлозы должны вырасти на 5,7 млн т, а это требует строительства новых предприятий. Поскольку в настоящее время закупка оборудования в западных странах невозможна, для реализации планов Минпромторга по строительству 4-6 заводов необходима техническая кооперация российских специалистов технологов и машиностроителей с машиностроителями Китая для разработки комплектного технологического оборудования. Этот опыт необходим нашим машиностроителям для возрождения собственной материально-технической базы ЦБП», – заключил эксперт.
Анатолий Кряжев выступил на конференции с докладом «Новый цикл экономического развития и задачи технологической модернизации предприятий ЦБП РФ», обратив особое внимание на роль фундаментальных и прикладных исследований как основы для создания технологического суверенитета страны в ЦБП и приведя ряд примеров.
Применительно к ЦБП, одну из насущных задач научных исследований, по его мнению, можно сформулировать как «Открыть технические возможности для промышленного производства дешевых порошкообразных целлюлозных материалов с различными потребительскими свойствами». В частности, на основе композитов (минеральный наполнитель/микрофибриллированная целлюлоза (МФЦ)) можно создавать защитные барьерные свойства бумажно-картонной продукции для упаковки без применения пластиков и синтетических пленок.
Специалисты компании «Техсервис» создали опытно-промышленную установку для получения порошковой целлюлозы различного назначения.
«Пилотные образцы целлюлозных порошков уже испытываются в различных направлениях: питательная среда для выращивания ферментов, сухие порошки и гели для упрочнения бумажного полотна во влажном состоянии», – подчеркнул Анатолий Максимович.
Вместе с тем, отмечает эксперт, для масштабирования работ по перспективным направлениям требуется государственная поддержка. По словам Кряжева, объем финансирования науки в российской целлюлозно-бумажной промышленности в десятки раз меньше аналогичного финансирования в ряде зарубежных стран.
Справка UpackUnion
VII Научно-практическая конференция «Проблемы механики целлюлозно-бумажных материалов» имени профессора В.И. Комарова проходила с 14 по 16 сентября в Архангельске на базе Северного Арктического Федерального университета (САФУ) им. М.Ю. Ломоносова.
В мероприятии приняли участие представители отечественных и зарубежных университетов, научно-исследовательских институтов и научных центров, целлюлозно-бумажных предприятий и иных отраслевых организаций.
На конференции обсуждали результаты исследований в области оценки, регулирования и прогнозирования деформационных, прочностных и потребительских свойств технической целлюлозы, бумаги и картона для развития ресурсосберегающих энергоэффективных наукоемких технологий.
ВСЕМ НА ОРЕХИ
Юлия Долганова, «Леспроминформ»
Лесопромышленная отрасль продолжает испытывать существенные трудности, связанные прежде всего с геополитическими причинами и санкционным давлением на Россию. Ограничения, введенные три года назад из-за пандемии коронавируса, трансформировались и усилились, что потребовало мер государственной поддержки для самых уязвимых отраслей, в числе которых была и лесопереработка. Но сегодня решения, направленные на поддержку бизнеса, зачастую создают для него дополнительные заслоны. Как ни парадоксально, заметнее всего они сказываются на регионах Дальнего Востока, казалось бы, оказавшегося в наиболее выгодной позиции из-за близости к актуальным рынкам сбыта.
«На протяжении последнего десятилетия лесопромышленный комплекс Приморского края устойчиво развивался, по итогам 2022 года объем переработанной древесины составил более 75%. Всего в 2022 году от деятельности лесопромышленного комплекса Дальневосточного округа в бюджет страны поступило 4,5 млрд руб., из них 1,4 млрд руб. обеспечило Приморье», – такие данные привел заместитель Председателя СФ Юрий Воробьев в июле на выездном заседании Совета по вопросам развития лесного комплекса Российской Федерации при Совете Федерации.
Согласно официальным данным, в Приморском крае ежегодный объем заготовки древесины составляет около 4 млн м³ – это 25% всей заготовки Дальнего Востока. При этом, как отмечают специалисты, до последних событий около 60% всей лесной продукции, отправляемой на экспорт, Приморье поставляло в страны, которые сегодня нельзя назвать дружественными России. Надежным партнером остается КНР, однако даже такая большая страна не может переориентировать на себя столь крупные объемы.
С изменением характера внешней торговли нелишним было бы, к примеру, приостановить взимание таможенной пошлины на хвойные пиломатериалы влажностью выше 22%. В свое время их введение было вызвано необходимостью ограничить вывоз из страны необработанной древесины под видом пиломатериалов (так называемых «товаров прикрытия») и увеличить долю экспорта с высокой добавленной стоимостью. Сейчас продукция российской глубокой лесопереработки потеряла значительную часть внешнего рынка сбыта.
По словам заместителя министра РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики Анатолия Бобракова, китайские компании, приобретающие пиломатериалы с Дальнего Востока, не могут предложить цену, которая бы компенсировала затраты компаний-лесозаготовителей на сушку этих материалов.
Для производителей сушка оказывается избыточной операцией, поскольку требует и капитальных затрат (на строительство и модернизацию сушильных комплексов), и операционных (на дополнительное перемещение и пересортировку). При этом пиломатериалы из лиственной древесины используются в КНР как вспомогательные и требования к их качеству ниже.
«Стоимость сухих пиломатериалов в среднем выше всего на одну тысячу рублей. При этом расходы на сушку составляют две тысячи рублей, – отметила в свою очередь на заседании сенатор от Приморского края, член комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике Людмила Талабаева. – То есть производство сухого пиломатериала экономически нецелесообразно, а установленная пошлина снижает конкурентоспособность наших предприятий на экспортных рынках».
Еще одна проблема, с которой столкнулись дальневосточники – доступ к логистическим мощностям. Новая редакция временных правил отправок грузов устанавливает приоритет подачи вагона, и если раньше предприятия получали согласование на 30–40% требуемых вагонов, то сегодня согласование на подачу вагонов для транспортировки необработанной древесины происходит по остаточному принципу, за счет отказа на отправку более приоритетных грузов. То есть «планирование становится почти невозможным», по мнению Людмилы Талабаевой.
«РЖД в последнее время запретили подсылы пустых контейнеров и фитинговых платформ из других регионов в лесоизбыточных регионах, за исключением Северо-Западного федерального округа, сформировался дефицит подвижного состава.
Как результат, контейнер из Архангельска до Китая на 1200 долларов дешевле, чем, допустим, из Красноярска», – добавила сенатор Татьяна Гигель.
Попытки навести порядок в лесной аренде, которые начались еще в «тучные» годы, сегодня тоже создают определенные сложности. К примеру, федеральное законодательство (федеральный закон №304-ФЗ) запрещает предоставление лесных участков в аренду для заготовки, если таксация лесов была проведена более 10 лет назад. Однако в восточных регионах РФ, где, по выражению председателя правительства Республики Саха (Якутия) Андрея Тарасенко, «по карте три дня на велосипеде можно ездить», давность лесоустроительных материалов много больше. И забота о неистощительном использовании лесов оборачивается невозможностью даже обеспечивать население дровами.
«В этой связи мы поддерживаем введение моратория на действие части 10 статьи 29 Лесного кодекса, запрещающей предоставление лесных участков в целях использования лесов для заготовки древесины, если таксация лесов проведена более 10 лет назад, до момента обеспечения финансирования и осуществления мероприятий по лесоустройству с учетом нормативной потребности», – заявил Андрей Тарасенко.
Кстати
Еще в конце прошлого года приморские парламентарии обратили внимание федеральных властей на ряд пробелов в действующем законодательстве, из-за которых под видом заготовки кедрового ореха для собственных нужд граждан проводится его фактически неконтролируемое промышленное изъятие. По поручению президента РФ они разработали проект федерального закона о внесении изменений в Лесной кодекс РФ в части заготовки пищевых лесных ресурсов.
«Согласованы два основных момента. Первый – это наделение регионов полномочиями по определению нормативов и мест заготовки кедрового ореха гражданами для собственных нужд. Хочу отметить, что законопроектом не ограничивается право граждан свободно и бесплатно заготавливать дикоросы для собственных нужд, а только предлагается разрешить региональным властям определять разумные и достаточные объемы заготовки, – рассказал о законопроекте Эдуард Цой. – Второй – это обеспечение доступа к проведению торгов на право заключения договоров аренды лесных участков для заготовки кедрового ореха только для субъектов предпринимательской деятельности, имеющих мощности для его переработки. Эта мера позволит исключить из процесса заготовки недобросовестных участников, которые, не имея никаких производственных мощностей, просто используют документы для вывоза ореха за границу в необработанном виде».
Законопроект пока не принят. Однако 1 августа нынешнего года премьер-министр РФ подписал постановление, согласно которому кедровые орехи сосны корейской, очищенные и в скорлупе, внесены в список стратегически важных товаров и ресурсов. Контрабанда орехов теперь подпадает под действие статьи 226.1 УК РФ и за нее предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок до 12 лет.
Решение всех вышеописанных проблем возможно только на федеральном уровне. Предполагается, что первые шаги, предпринятые для урегулирования ситуации в масштабах страны, будут представлены на очередном заседании Лесного совета СФ. Предположительно оно пройдет в Москве или Санкт-Петербурге в ноябре нынешнего года.