Обзор СМИ от 25 августа 2021 года
ОБЗОР РЫНКА ПЕРЕВОЗОК ЛЕСНЫХ ГРУЗОВ ЗА 1-Е ПОЛУГОДИЕ 2021 ГОДА
По данным аналитического центра «ТрансЛес», в 1-м полугодии 2021 г. железнодорожные перевозки лесных грузов по многим номенклатурам увеличились благодаря росту спроса на лесную и целлюлозно-бумажную продукцию как на внешнем, так и на внутреннем рынках. В результате общий объем погрузки леса и пиломатериалов, включая контейнерные перевозки, за указанный период увеличился на 3% до 22,6 млн т год к году. Остановимся подробнее на факторах, повлиявших на внутренние и экспортные направления перевозок.
Внутренние перевозки
Основным драйвером роста внутренних перевозок, который составил 6% до 10,6 млн т, стали перевозки необработанной древесины для нужд российских перерабатывающих предприятий: было перевезено 10,2 млн т, рост год к году на 7%, в том числе перевозки:
- пиловочника — увеличились на 4% до 2,9 млн т;
- фанерного кряжа — выросли на 24% до 2 млн т;
- леса для производства древесных плит — увеличились на 41% до 1,4 млн т;
- балансовой древесины — снизились на 6% до 3,7 млн т из-за увеличения объема перевозок по воде.
Рост обусловлен увеличением потребности российских предприятий в сырье для производства готовой продукции. Так, за указанный период год к году увеличилось производство:
- пиломатериалов — на 3 %;
- фанеры — на 15 %;
- ДСП — на 30 %;
- ДВП — на 26 %.
Приведенная выше статистика подтверждает высокую конъюнктуру рынка в 1-м полугодии 2021 г., значительная динамика роста в том числе обусловлена эффектом низкой базы прошлого года. Положительную роль играют результаты реализации политики государства по увеличению производства продукции с высокой степенью переработки и развитию несырьевого экспорта.
Экспортные перевозки
Экспортные железнодорожные перевозки леса и пиломатериалов в 1-м полугодии 2021 г. остались практически на уровне прошлого года и составили 12 млн т.
Основное влияние на экспортные объемы оказали перевозки в восточном направлении: ограничения на сухопутных пограничных переходах из-за дополнительного санитарного контроля со стороны КНР и конкуренция с другими видами грузов за пропускную способность железнодорожной инфраструктуры не позволили полностью реализовать российский экспортный потенциал. Грузоотправители находились в поисках альтернативных рынков сбыта и направлений перевозок, что привело к перераспределению грузопотоков. Так, поставки в порты Дальнего Востока выросли на 28% и составили 1 млн т.
За указанный период было перевезено 7,1 млн т пиломатериалов, что на 6% ниже показателей аналогичного периода прошлого года. Одним из объективных факторов, повлиявших на снижение объемов, стала нехватка иностранной рабочей силы на предприятиях по производству этого вида лесной продукции.
Несмотря на то, что перевозки круглого леса выросли на 13% до 4,9 млн т, экспорт пиломатериалов сохранил доминирующие позиции и практически вполовину превысил объем экспортированной необработанной древесины. Её основными получателями стали Китай (2,6 млн т, рост на 18%) и Финляндия (1,9 млн т, рост на 6% год к году).
Мировая рыночная конъюнктура
В 1-м полугодии 2021 г. сложилась хорошая конъюнктура как для российского, так и для мирового рынка, которая характеризовалась высоким спросом и уровнем цен на лесную и целлюлозно-бумажную продукцию. В ближайшей перспективе положительная динамика спроса на продукцию лесопромышленного комплекса в мире сохранится, однако возможна ценовая коррекция. Одним из факторов станет усиление конкуренции за поставки пиломатериалов в США на фоне высокой конъюнктуры и быстрое насыщение этого рынка.
Ещё один фактором, который может оказать влияние на рынок, станет введение Евросоюзом антидемпинговых пошлин для российских производителей фанеры. Они начали действовать с середины июня и сейчас составляют 15,9% от стоимости за кубометр продукции. До конца этого года будет решаться вопрос о действии пошлин в течение последующих трех лет.
Продолжает усиливаться межстрановая конкуренция в поставках леса и пиломатериалов в Китай, который остается крупнейшим мировым импортером. По данным китайской таможенной статистики, при общем росте поставок лесопродукции в КНР на 13% доля России снизилась на 6 п. п. до 22%. В основном это связано с пересмотром экспортной политики в отношении хвойной необработанной и грубо обработанной древесины. Не поступающие из России объемы Китай замещает за счет других стран-экспортеров. Так, поставки из Новой Зеландии и Германии выросли на 6 п. п. до 22% и 15% соответственно.
В ПЕТЕРБУРГЕ ЗАПУСТИЛИ ПРОИЗВОДСТВО ИННОВАЦИОННОЙ ЭКО-УПАКОВКИ
Мария Тирская, РБК
Компания «ПолиКап» запустила в Петербурге производство экологичных бумажных стаканов для напитков «с собой», которые не содержат слоя пластика и подлежат переработке. К концу года «ПолиКап» намерен выпускать по 2,2 млн стаканов в месяц. Партнером по сбору и переработке использованных стаканов стал экоцентр «Сборка».
Опрошенные РБК Петербург эксперты сомневаются, что спрос на инновационную эко-продукцию будет массовым — пока большинство потребителей не готовы переплачивать за экологичные товары.
Стаканчики из финского картона
Как сообщили РБК Петербург в «ПолиКап», инвестиции в запуск производства стаканов составили около 100 млн руб. (закупка оборудования и техники, приобретение типографии, ремонт производственного помещения плюс оборотные активы). Производство «ПолиКап» находится в Адмиралтейском районе Петербурга.
Сейчас мощности предприятия загружены на 50%, к концу года планируется выйти на 100-процентную загрузку. В перспективе — расширение мощностей до 6,6 млн бумажных стаканов в месяц.
В качестве сырья для стаканов «ПолиКап» используется финский картон, который, по словам представителя компании, не промокает. В компании уверяют, что такие стаканы полностью пригодны для вторичной переработки, поскольку не содержат пластика (в обычных бумажных стаканах есть слой полиэтилена, они содержат до 5% пластика, что затрудняет их переработку — ред.). Сейчас компания «ПолиКап» получает патент на свою продукцию и регистрирует торговый знак.
Собрать и переработать
«При запуске первого решения я отталкивался от того, что существующие пластиковые крышки — это огромный объем сложно перерабатываемых отходов: одна кофейня в год собирает около полтонны пластика», — рассказал основатель и генеральный директор «ПолиКап» Петр Кабин. За год в России на мусорные полигоны отправляется более 41,8 млрд одноразовых стаканов. Хотя целевым рынком для проекта являются российские города, компания, по словам ее руководителя, намерена в расширять сбыть за счет экспортных поставок.
Партнером «ПолиКап» стал экоцентр «Сборка», в Москве запущен пилотный сервис для сбора использованных стаканов, из которых завод СОЭМЗ в Солнечногорске изготавливает подложки для яиц и подстаканники. По информации основателей экоцентра «Сборка» Михаила Антонова и Сергея Тушева, в России 2500 предприятий, которые занимаются переработкой бумаги и картона.
Доплата за экологичность
Однако опрошенные РБК Петербург эксперты отмечают, что для предприятий общепита (одни из главных потенциальных покупателей продукции «ПолиКапа») переход на более экологичную упаковку будет означать дополнительные расходы.
Это признают и сами инициаторы проекта. Стоимость обычной пластиковой крышки для стакана составляет 1,5-2,5 руб., а бумажной — 3–3,5 руб. С учетом того, что одна кофейня в среднем закупает около 3 тыс. стаканов и крышек в месяц, дополнительные затраты при переходе, на новый вид упаковки могут составить около 9 тыс. руб. в месяц, подсчитали в «ПолиКап».
Руководитель проекта «Музей «PRO мусор» и генеральный директор холдинга «Синергия +» Герман Хильченко сомневается, что на продукцию будет массовый спрос. «Товар должен быть не только экологичным, но и экономичным. Стоимость продукции очень важна. Если при прочих равных экологичный товар стоит столько же, сколько не подлежащий переработке, люди будут его покупать. В России экологическая сознательность и ответственное потребление пока не находится на высоком уровне, большинство людей не готовы переплачивать за эко товары», — уверен эксперт. По оценкам Германа Хильченко, доля ответственных потребителей, согласных на дополнительные расходы ради снижения своего негативного воздействия на окружающую среду, не превышает 3-5%.