Обзор СМИ от 25 мая 2022 года

Обзор СМИ от 25 мая 2022 года
25.05.2022

С БЕЛОГО ЛИСТА: ОСТРАЯ ФАЗА БУМАЖНОГО КРИЗИСА ПРОШЛА

 

Дарья Дмитриева, «Деловой Петербург»

 

Ситуация на рынке бумаги стабилизировалась, но проблема с поставками химикатов и расширением производственных мощностей не решена до сих пор.

 

Резкий скачок цен на бумагу, возникший в связи с дефицитом на рынке финских отбеливателей, уже не первый месяц обсуждается бизнес–сообществом. Хотя сейчас, по словам экспертов, ситуация куда спокойнее, чем в марте. Напомним, тогда из–за санкций Светогорский целлюлозно–бумажный комбинат (ЦБК) перестал получать импортные реагенты, необходимые для отбеливания целлюлозы. В связи с этим работа производства на некоторое время остановилось, а цены на бумагу для принтеров взлетели до нескольких тысяч рублей за упаковку. В Минпромторге тогда уверяли, что дефицита офисной бумаги не будет и что проблема решится за несколько недель.

Цены действительно стабилизировались, но до спокойствия рынку очень далеко.

 

Перейдём на бересту?

Как стало известно на этой неделе, американская компания Sylvamo Corporation, главным активом которой на территории РФ является Светогорский ЦБК, собирается продать предприятие. "Мы приняли решение покинуть Россию… и ведём процесс продажи нашего российского бизнеса. Мы работаем над достижением соглашения и планируем завершить этот процесс в кратчайшие сроки", — говорится в опубликованных заявлениях.

Компания осуществляет деятельность через АО "Сильвамо Корпорейшн Рус". Как ранее писал "ДП", мощности завода в Светогорске позволяют выпускать за год порядка 720 тонн целлюлозы, бумаги и картона. По итогам прошлого года около 15% общей выручки Sylvamo пришлось на российский бизнес. В администрации Ленинградской области ранее говорили, что компания не уведомляла областной комитет по труду и занятости о введении на предприятии режима простоя, неполного рабочего времени или высвобождении работников. Там выражали уверенность, что завод будет полноценно работать и сохранит рабочие места. В пресс–службе Sylvamo Corporation корреспонденту "ДП" ответили, что компания в настоящий момент работает. "Ключевым приоритетом для нас остаётся персонал. Нам важно сохранить наших сотрудников", — сказали там.

Доцент факультета таможенного администрирования и безопасности СЗИУ РАНХиГС Владимир Николаев считает, что уход крупного игрока неминуемо отразится на рынке. Комбинат занимает лидирующие позиции по производству бумаги, хотя и не является монополистом.

По словам аналитиков, с которыми пообщался "ДП", возникший в марте дефицит офисной бумаги действительно был устранён за пару недель. Для этого Светогорскому ЦБК пришлось экстренно наладить производство офисной бумаги без использования химии для отбеливания.

"Сейчас рынок более–менее насытился, ажиотажа нет, цены тоже пришли в норму. Хотя Sylvamo Corporation уходит из России, мощности предприятия в Ленобласти останутся, я думаю, их купит “Илим Палп”, с которым у них налажено взаимное проникновение капитала и стратегическое сотрудничество", — поделился мнением о последних событиях генеральный директор ООО "Национальное лесное агентство развития и инвестиций" Виталий Липский.

Эксперты рынка отмечают, что новым владельцам в любом случае не избежать проблем.

"Ключевым аспектом станет способность собственников наладить работу в короткие сроки. Решения проблем известны: смена поставщиков, перестройка логистических маршрутов через другие страны, изменение технологии производства и разработка продукции с учётом ограничений, связанных с невозможностью использовать привычные материалы. Мы видим, что Светогорский ЦБК уже предлагает бумагу под брендом “ЭКО”, которая имеет бежевый оттенок", — говорит кандидат экономических наук, доцент Высшей инженерно–экономической школы СПбПУ Анги Схведиани.

По словам собеседников "ДП", новая бумага не очень пригодна для документов, подверженных копированию, например договоров: ксерокс её воспринимает плохо, темнит и впустую расходует краску. Для платёжек и накладных, впрочем, "экобумага" вполне годится.

 

Разворот на Восток

Чтобы справиться с проблемой отбеливания, российским производителям бумаги понадобится время. Но, по оценке Виталия Липского, это удастся сделать до конца 2022 года.

Как указывает руководитель отдела аналитики исследовательской компании NTech Дарья Акимова, после новостей о прекращении поставок отбеливателей российские предприятия сразу инициировали переговоры с потенциальными поставщиками из Китая, Турции, Юго–Восточной Азии и Индии.

"Сейчас поставляются азиатские химикаты. Вернулись некоторые финские производители, хотя и не в таком большом объёме, как прежде. Продолжается проект по разработке собственного отечественного химиката для отбеливания бумаги совместно с Северным Арктическим федеральным университетом", — говорит эксперт.

С производством хлората натрия внутри страны ситуация не до конца ясна. Основные условия, необходимые для химической промышленности, — это электричество (а оно обходится бизнесу дорого), технологии, оборудование и гарантированный спрос.

"В стране, конечно, пытаются восстановить производство, которое было утрачено с распадом СССР, но пока только в заголовках газет, — восклицает Виталий Николаев. — Определяющим условием станет спрос на продукцию: если он будет высоким, компании станут инвестировать в оборудование и технологии. Но гарантировать этого пока никто не может".

 

Время — деньги

Как подчёркивает Анги Схведиани, государству трудно вникнуть в производственные цепочки по каждому из продуктов, чтобы понять, что не производится в стране. Ещё труднее, а в некоторых случаях невозможно организовать это производство.

"Бизнес не может ждать несколько лет, пока будут разработаны и внедрены программы развития, заложен соответствующий бюджет и реализованы действующие механизмы, которые позволят с нуля создать производства. Особенно с учётом того, что многие программы развития активно критиковались Счётной палатой за неэффективность. В лучшем случае, если речь идёт о среднем бизнесе, объём запасов не превышает 1–3 месяцев. За этот период необходимо адаптироваться к новым реалиям, чтобы не разориться", — считает он.

В то же время есть вероятность, что некое маломощное производство необходимых реагентов будет организовано частными предпринимателями, как это было в разгар пандемии, когда ажиотажный спрос сделал в моменте рентабельным массовое изготовление защитных масок. Но это не будет долгосрочным системным решением — вместе с падением цен будет падать и прибыльность такого бизнеса. Кроме того, маломощные производства не смогут обеспечить потребности всей российской бумажной отрасли.

 

ЩИТ ДЛЯ ДРЕВЕСИНЫ

Обзор СМИ от 25 мая 2022 года-Реальное время–Щит для древесины.jpg 

Людмила Губаева, «Реальное время»

 

Деревянные поверхности — срубы, полы, потолки, перекрытия и многое другое — выглядят теплыми и уютными. Кто-то ценит дерево за экологичность, кому-то кажется, что в деревянном доме легче дышится, а для кого-то и вовсе не существует других приемлемых стройматериалов, кроме него. Но есть много факторов, которые делают древесину уязвимой. Поговорим о том, чего она боится и как сделать ее более стойкой.

 

Что убивает древесину

Среди факторов внешней среды больше всего (после огня и топора) дерево боится влаги. На то есть несколько причин — прямых и косвенных.

Во-первых, древесина вбирает в себя влагу благодаря своей мягкой капиллярной структуре. И если речь идет о наружных поверхностях, то зимой в нашем климате влага, впитавшаяся в древесную ткань, замерзает и превращается в лед. В результате материал растрескивается. Но не только поэтому дерево необходимо защищать от влаги.

Во-вторых, влажная древесина — идеальное место для размножения гнилостных бактерий. Все-таки дерево — органический материал, а значит, по законам природы, рано или поздно оно должно разложиться. А естественное разложение вызывается как раз микроорганизмами, вызывающими активное гниение. Именно этот процесс — главная причина того, почему ограничен срок службы деревянных конструкций. Быстрее всего сгнивают конструкции из дерева, которые находятся ближе к земле — они хуже проветриваются и набирают влагу не только из воздуха, но еще и от почвы. Эти конструкции — нижний венец сруба, цоколь, ступени крыльца, пол террасы или веранды, нижние части деревянных столбов и тому подобные.

В-третьих, сырость способствует развитию колоний плесневых грибков. Они тоже напрямую разрушают древесину, но, кроме этого, еще и могут вызвать заболевания человека — болезни легких, желудочно-кишечного тракта, аллергические реакции и тому подобные проблемы. Впрочем, если речь идет о тех деревянных поверхностях, которые находятся снаружи дома, то никаких страшных болезней вам не грозит. А вот древесине — грозит.

Впрочем, есть и факторы, которые вредят древесине вне зависимости от того, сколько влаги в окружающей среде. Один из главных среди них — насекомые-древоточцы: жуки-короеды, усачи, точильщики… В других климатических поясах свирепствуют термиты, организованная группа которых способна быстро и эффективно «убить» среднестатистический жилой дом. Семья жука-древоточца всего за пару месяцев превратит здоровое и крепкое 25-сантиметровое в поперечнике бревно в трухлявую деревяшку. Насекомые не только физически пожирают дерево — они еще и выделяют ферменты, которые разрушают целлюлозу, и «роют» в толще древесины тоннели. В общем, просто представьте себе, что вы мышь, живущая в огромной голове сыра. Так и они.

 

Сколько проживет древесина

Срок жизни древесины зависит от множества факторов — от ее породы, от того, как она обработана, в каких условиях эксплуатируется. Самыми недолговечными считаются мягкие лиственные породы дерева — без специальной обработки срок службы пиломатериалов из них продлится до 20 лет. К таким породам относится, например, популярная в нашей полосе липа. Береза, осина, клен и вяз — из той же недолговечной когорты. Срок их службы можно искусственно продлить, причем надолго — пропитать защитными составами. Но обработку нужно будет обновлять регулярно.

Более стойкими и долговечными считаются дуб, бук и ясень. Их редко можно встретить в наружной отделке, из них практически не делают срубов. Но, например, дубовые перекрытия однозначно стоят своих денег. Интересный факт: дубовые сваи наряду с лиственничными использовались много веков назад, когда строили Венецию — и они до сих пор верно служат, крепко просоленные Адриатикой. Бук и ясень — тоже представители лиственных «долгожителей».

Такая популярная в наших условиях сосна — заслуженный любимчик строителей в России. Сосновые срубы стоят минимум 60 лет. Другие хвойные тоже служат долго. В структуре этой древесины много смол, а они — не самая вкусная приправа для насекомых, грибков и бактерий. Дольше всех «живет» лиственница: она спокойно прослужит век, а если за ней должным образом ухаживать — то и дольше.

Строители выбирают комбинации разной древесины. В тех местах, которые подвержены воздействию гнили, используют более крепкие породы. К примеру, для изготовления окон и дверных проемов хорошо подходит дуб. Еловые балки перекрытий, стропила, половая доска продлят срок службы дома. Из сосны отлично делать срубы, но под нижние венцы лучше класть лиственницу. А вот мягкие липу и клен лучше использовать для изготовления балясин крыльца, резных наличников и других декоративных деталей.

 

Чем обрабатывали деревянные поверхности раньше

Есть несколько разных типов защитных составов, которыми пропитывают древесину. Во многих случаях это делают прямо на производстве пиломатериалов — когда изготавливают, например, клееный брус и другие виды материалов для изготовления срубов.

Дерево издревле использовали в строительстве. Люди давно осознали, что этот материал надо защищать и оберегать от условий внешней среды, всячески продлевая его жизнь. Поэтому есть множество кустарных, народных способов обработки древесины.

К примеру, те участки конструкций, которые соприкасаются с землей или водой, обрабатывали горячей смолой — получался аналог современного гудрона. В качестве антисептиков для стен, пола и потолка (чтоб никто не съел и чтобы не было плесени) использовали смесь скипидара и льняного масла. А если добавить в эту смесь воск и канифоль — это дополнительно защищало конструкцию от влаги. Плесень выводили (а кое-где и до сих пор выводят) медным купоросом: обработка позволяла не только уничтожить колонии грибка, но и подсушить поверхность.

Надо сказать, все это позволяет хорошо защитить древесину от гнили, плесени и жучка. Правда, надо быть готовым к тому, что дерево изменит цвет. На обработанные поверхности впоследствии плохо ложится краска, и к ним сложно будет приклеить что-либо при большом желании.

 

А как сейчас, по науке?

Сегодня, чтобы не возиться с разведением купороса или изготовлением сложных смесей, гораздо проще использовать промышленные средства. Для защиты древесины предназначен огромный ассортимент антисептиков, которые защищают его от гнили, плесени и жучка. Они подразделяются на средства для временной защиты и долгосрочной профилактики. А вдобавок к отпугиванию разнообразной живности могут иметь еще и другие направленные эффекты:

- декоративные;

- влагозащитные;

- огнезащитные;

- атмосферостойкие.

Если у вас в руках составы отдельного, направленного действия, то придется их искусно комбинировать. Например, прежде чем установить в грунт столб для забора, его нижнюю часть покрывают влагозащитной мастикой. Чтобы не было плесени — надо покрыть поверхность биозащитой.

Если нужно все и сразу — стоит попробовать универсальные пропитки. Они, как правило, сочетают несколько функций. Такие средства подходят для любой древесины — хвойной или лиственной, после камерной сушки или высушенной под открытым небом. Кроме водоразбавляемой биозащиты, такими пропитками можно обрабатывать ДСП, фанеру, ОСБ и другие композитные материалы.

При работе с раствором нужно соблюдать рекомендации по технике безопасности: использовать защитные средства для глаз и кожи и не вдыхать аэрозоль. Нельзя выливать концентрат или разбавленный раствор в ближайшее озерцо или в канализацию. Почву тоже поберегите. Все-таки перед нами вещество, в теории убивающее все живое. А если вы расположились с ведерком рядом с клумбой под яблонькой — прикройте укрывным материалом и клумбу, и яблоньку, и почву под ней. Не стоит позволять активным веществам попадать на растения.