Обзор СМИ от 26 апреля 2023 года

Обзор СМИ от 26 апреля 2023 года
26.04.2023

ДИАЛОГИ О РАСШИРЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ

 

«Бумажник»

 

В настоящее время законопроект о расширенной ответственности производителей (РОП) ожидается с существенными изменениями требований как к организации утилизации отходов, так и к экологическому сбору. У целлюлозно-бумажной промышленности есть время доработать концепцию своего видения РОП. Об этом заявил председатель комитета по экологическим проблемам лесного комплекса Союза лесопромышленников и лесоэкспортёров России Анатолий Сафронов на выездном заседании комитета, состоявшемся на Архангельском ЦБК.

 

Взвешенный подход и общая ответственность

Как отметил на мероприятии председатель правления РАО «Бумпром» Юрий Лахтиков, часть отраслевых предложений не были учтены в полной мере, но предприятия леспрома продолжают на них настаивать. Это объективная оценка возможностей в сфере утилизации отходов каждой подотрасли, в том числе целлюлозно-бумажной, у которой экологичная продукция. У ЛПК есть огромное преимущество: работа с возобновляемыми и вторичными ресурсами.

По словам главы РАО «Бумпром», сейчас у государства в сфере РОП наблюдается желание пойти самым простым путём: найти того, кто может заплатить. В отрасли же считают, что должны иметь место взвешенный подход и общая ответственность: производителей продукции, потребителей и населения.

Юрий Олегович призвал не сбрасывать со счетов опыт СССР, где сбор макулатуры стимулировался талонами на книги, то есть полноценной государственной политикой широкого экопросвещения.

Несмотря на поддержку необходимости принятия нового законопроекта в целях совершенствования механизма расширенной ответственности производителей, игроки российской ЦБП считают, что новый закон в предлагаемой редакции не позволит в достаточной мере учесть наилучшие российские экологические практики вовлечения вторичного сырья в существующие технологии, а также не уточнит некоторые действующие требования.

В качестве основы процессов утилизации в рамках РОП необходимо предложить практику организации целлюлознобумажного производства, исторически основанного на принципах рационального природопользования.

 

Необходимы гарантии

Из главных акцентов ожидается, что закон уточнит, что расширенная ответственность производителя распространяется на товары и упаковку, переходящие в статус твёрдых коммунальных отходов. В настоящее время для товаропроизводителей как представителей промышленности существенным пробелом обсуждаемой системы РОП является отсутствие чёткого и единого понимания основных её понятий различными участниками.

По мнению специалистов отрасли, способы выполнения нормативов утилизации должны быть в двух форматах: как основной вид экономической деятельности и/или как вспомогательный, второстепенный процесс в рамках основной деятельности по производству соответствующего товара. В отношении ЦБП речь идёт о возможности использования макулатуры для вида экономической деятельности — производства картона как одного из вариантов выполнения нормативов утилизации.

Одновременно с принятием нового закона целесообразно гармонизировать с институтом РОП основополагающий документ при работе с отходами — Федеральный классификационный каталог отходов. Необходимо расширить его назначение в части применения в системе расширенной ответственности производителей. На данный момент в нём нет конкретных распространённых видов отходов в части бумаги и картона, классически идентифицируемых населением как макулатура. В новом законе необходимо усиливать требования к идентификации сбора отходов, объектов обработки и/или утилизации, того, какими отходами надо управлять.

Таким образом, для обеспечения эффективного совершенствования концепции РОП и снижения рисков производителей к дате вступления в силу нового закона требуется обновить все действующие нормативно-правовые акты в этой сфере, более чётко прописав экологические аспекты.

Новое законодательство должно гарантировать компаниям ряд условий, направленных на снижение их рисков. В частности, оно должно обеспечивать однократное выполнение норматива утилизации в отношении единицы материала по его циклу до изделия. В законодательстве необходимо учесть физическую невозможность выполнения нормативов утилизации на 100%.

 

Задача выполнима

Важнейшим аспектом является определение объекта распространения расширенной ответственности производителей: товары, товары в упаковке, упакованные товары, упаковка, товары без упаковки, продукция.

Законодательство в области РОП необходимо гармонизировать с терминологией в областях различных производств, торговли, внешнеэкономической деятельности и т. д. Должны быть определены конкретные виды упаковки, однозначно идентифицируемые для целей РОП признаки.

При этом, несмотря на все трудности, задачу по созданию прозрачного и действенного механизма расширенной ответственности производителей игроки ЦБП России считают выполнимой и не сомневаются в необходимости формирования подобного экологического инструмента.

 

МАКСИМ ПШЕНИЧНИКОВ, СЛПКК: «ОТРАСЛЬ ЛПК ВЫНУЖДЕНА ПОДСТРАИВАТЬСЯ ПОД СНИЖЕНИЕ СПРОСА»

 Обзор СМИ от 26 апреля 2023 года-ЛПК Сибири-Максим Пшеничников_СЛПКК.jpg

Наталья Шварц, «ЛПК Сибири»

 

В 2022 году ЛПК России столкнулся с беспрецедентными вызовами – от жесточайшего санкционного давления до глобального перекраивания логистики. Однако показатели отрасли в сравнении с предыдущими периодами сократились не так драматично, как ожидалось. Об итогах года, узких местах и путях их решения журнал «ЛПК Сибири» поговорил с Максимом Пшеничниковым, президентом Союза Лесопромышленников Красноярского края.

 

– Максим Леонидович, каковы главные итоги 2022 года для лесного комплекса Красноярского края?

– Основные тенденции отрасли иллюстрируют следующие цифры. В 2022 году на территории Красноярского края заготовлено 19,6 млн куб. м древесины, что на 20,6% ниже аналогичного периода прошлого года. Объем выпуска пиломатериалов составил 4,18 млн куб. м, что на 18% меньше аналогичного периода прошлого года. Производство пеллет сократилось на 0,9% и составило 289,6 тыс. тонн.

Несмотря на снижение производственных показателей, край занимает лидирующие позиции по выпуску пиломатериалов и древесных топливных гранул среди всех субъектов России. По предварительным оценкам в сравнении с результатами прошлого года при снижении объемов производства отмечается рост переработки древесных отходов практически в два раза – с 1,2 млн куб. м до 2,3 млн куб. м.

Говоря о ключевых тенденциях, следует отметить активную позицию Правительства края по поддержке субъектов лесопромышленного комплекса. Это безусловный драйвер как текущей работы отрасли, так и ее развития в условиях изменившейся конъюнктуры.

 

– Какие меры поддержки стали основными для лесопромышленников региона?

– Правительством края введен ряд инструментов поддержки лесопромышленного комплекса. В числе основных назову отсрочку по внесению арендной платы за использование лесов для заготовки древесины до 31.03.2023. Планируется пролонгация этой меры на 2023 год. Кроме этого, предприятия ЛПК могут претендовать на льготные займы Государственного фонда развития промышленности Красноярского края, а также субсидии краевого Центра поддержки «Мой бизнес».

Значительно снизил нагрузку на лесопромышленный комплекс края мораторий на проведение проверочных мероприятий в сфере лесного надзора, введенный Правительством РФ в 2022 году и пролонгированный на текущий 2023 год (Постановление Правительства РФ от 10.03.2022 № 336).

Взят вектор на перевод муниципальных котельных на древесное топливо, прорабатываются вопросы развития внутреннего потребления древесины, в том числе за счет деревянного домостроения. Совокупность инициатив также стимулирует развитие отрасли.

 

– А если говорить об узких местах – с какими основными проблемами сталкиваются сегодня предприятия ЛПК?

– Неоднозначно сказываются на отрасли введенные в 2021 году тарифные пошлины на экспорт пиломатериалов влажностью выше 22% со стороны Правительства Российской Федерации. С одной стороны, эта законодательная инициатива стимулировала предприятия лесопромышленного комплекса края к приобретению сушильных камер, что, в свою очередь, повысило объемы потребления отходов лесопиления. С другой же стороны, введение тарифных пошлин существенно увеличило издержки организаций экспортеров МСБ, которые в силу ряда объективных причин не успели перестроиться под новые требования законодательства.

К проблемам грузоперевозок древесины железнодорожным транспортом в 2022 году, которые неоднократно обсуждались ранее, в 2023 году для МСБ добавились новые. К примеру, ограничена заадресовка порожних контейнеров под погрузку на Красноярскую железную дорогу с западных полигонов. Соответственно, отгрузка запланированных по форме ГУ-12 объемов не выполняется.

Другой пример – поезда, предъявляемые под согласованный заказ-наряд, периодически не оформляются. Как результат, оформление в лучшем случае сдвигается по срокам.

Кроме того, в настоящее время на территории края усугубилась проблема в части обеспеченности предприятий ЛПК лесозаготовительной техникой. Надежду на пусть частичное, но все же разрешение этой ситуации вселяет активное взаимодействие с предприятием «АМКОДОР». Белорусский холдинг способен как осуществлять обслуживание произведенной техники, так и организовать поставку комплектующих и запасных частей. По некоторой информации планируется открытие дилерского сервисного центра «АМКОДОР» на территории Красноярского края.

 

– Какие инициативы Союза Лесопромышленников Красноярского края призваны расшить эти узкие места?

– Для устойчивости развития лесопромышленных организаций края, расширения присутствия краевой лесной продукции на международных рынках и на федеральном уровне необходимо рассмотреть вопросы, связанные с приоритетностью перевозки лесных грузов по железной дороге, а также разработкой и утверждением методики распределения требуемого подвижного состава, необходимого для своевременной и ритмичной перевозки объемов лесных грузов по железной дороге. Разработанные Минпромторгом РФ, Минтрансом и РЖД изменения во «Временные правила определения очередности грузоперевозок лесоматериалов», в которых предусмотрен отдельный приоритет для экспортных лесопромышленных грузов для предприятий, являющихся грузоотправителями, имеющими лесосырьевую базу и обладающих мощностями по переработке древесины, требуют доработки. В частности, необходимо учесть включения экспедиторских (транспортных) компаний, которые транспортируют основной (2/3) объем лесопродукции посредством железной дороги и не имеют собственных производственных мощностей и/или лесосырьевой базы.

Необходимо способствовать развитию внутреннего спроса на лесопродукцию, к примеру, за счет размещения государственных, муниципальных заказов на строительство деревянных жилых домов, возмещать затраты на приобретение населением российского котельного оборудования, работающего на пеллетах.

СЛПКК поддерживает предложение Минпромторга РФ по увеличению допустимой массы транспортных средств с 44 до 55 тонн при перевозке лесоматериалов в период с ноября по апрель и с июня по сентябрь каждого года.

На уровне Красноярского края необходима отмена весенних ограничений нагрузки на ось при вывозке продукции переработки древесины.

 

– Каковы предложения Союза в большом перечне вопросов, связанных с лесопользованием?

– В целях рационального использования лесосечного фонда, обеспечения возможности заготовки востребованных на рынке пород древесины СЛПКК предлагает разрешить арендаторам лесных участков заготовку древесины в пределах расчетной лесосеки в разрезе соответствующего хозяйства без привязки к преобладающим породам.

Также считаем необходимым дополнить приложение №10 к Постановлению Правительства РФ от 12.03.2022 № 353 «Об особенностях разрешительной деятельности в Российской Федерации в 2022 и 2023 годах» следующими положениями: введение механизма платежей за пользование лесными ресурсами по фактически заготавливаемым арендатором лесного участка объемам древесины; установление моратория на расторжение договоров аренды лесных участков для заготовки древесины, а также судебную приостановку деятельности предприятий, имеющих задолженность по выполнению противопожарных и лесовосстановительных мероприятий.

Одно из предложений Союза – отмена нормы законодательства, запрещающей передавать в аренду лесные участки, на которых более 10 лет не проводился комплекс мероприятий по лесоустройству. Эта мера позволит МСБ вовлечь в пользование большее число лесных участков, а необходимую таксацию лесов при определенных условиях смогут провести арендаторы. К слову, одна из инициатив Союза – интенсифицировать проведение работ по лесоустройству за счет средств Федерального бюджета. Также предлагаем установить на 2023–2024 годы мораторий на повышение базовой ставки платы за пользование лесными участками и лесными ресурсами (базовая ставка установлена постановлением Правительства РФ от 22.05.2007 г. № 310).

Важнейшая инициатива СЛПКК связана с пересмотром законодательной нормы. Предлагаем внести изменения в статью 8.28.1 КоАП РФ в части смягчения ответственности за правонарушения в области требований лесного законодательства об учете древесины и сделок с ней. В текущем виде статья 8.28.1 КоАП РФ может поставить под угрозу существование любого малого лесопромышленного предприятия. Судите сами, несвоевременно представленная декларация о сделках с древесиной грозит юридическим лицам штрафом от 100 до 200 тысяч рублей. Нарушение порядка учета древесины – штрафом от 200 тысяч до 400 тысяч рублей. Нарушение требований лесного законодательства в части обязательной маркировки древесины – штрафом от 300 тысяч до 500 тысяч рублей, более того, с риском конфискации древесины.

Наиболее критично в условиях отсутствия покрытия сети интернет и постоянных сбоев программного обеспечения выглядит санкция в случае транспортировки древесины без оформленного в установленном лесным законодательством порядке сопроводительного документа. При таком правонарушении юридическим лицам грозит штраф от 500 тысяч до 700 тысяч рублей с возможной конфискацией древесины и (или) транспортных средств. Необходимо существенно снижать указанные суммы штрафов, разграничивая умышленные действия, направленные на сокрытие незаконно заготовленной древесины, и возможные ошибки при оформлении электронных форм документации добросовестными лесопользователями. Такой водораздел позволит исключить несоразмерность сумм административных санкций с последствиями правонарушений.

 

– Наряду с вопросами, касающимися широкого круга лесозаготовителей, Союз Лесопромышленников Красноярского края также прорабатывает узкие темы. В частности, тему строительства лесных дорог. Какие предложения разработаны Союзом в этой области?

– Предлагаем утвердить механизм предоставления лесных участков арендаторам под строительство лесных дорог в защитных лесах и на ОЗУ, а также строительства лесных дорог за пределами арендованных участков.

Проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования отношений по созданию, ремонту и эксплуатации лесных дорог» предложен Министерством промышленности и торговли РФ. Однако действующий Лесной кодекс РФ не проводит разграничения между автомобильными дорогами, являющимися капитальными объектами транспортной инфраструктуры (линейными объектами), размещаемыми на землях транспорта, и лесными дорогами (не капитальными объектами), являющимися объектами лесной инфраструктуры и размещаемыми на территории земель лесного фонда.

В настоящее время арендаторы лесных участков лишены возможности строительства лесных дорог за пределами арендованного лесного участка в целях обеспечения доступности ведения хозяйственной деятельности на арендованном лесном участке. Указанным законопроектом предлагается введение самостоятельного вида использования лесов под создание и эксплуатацию лесных дорог, не являющихся объектами капитального строительства, размещаемыми на территории земель лесного фонда. Одна из инициатив СЛПКК предлагает предусмотреть механизм безлицензионной добычи ОПИ арендаторами лесных участков для строительства и эксплуатации лесных дорог с учетом ограничений статьи 19 Закона о недрах.

Добавлю, что с учетом вступления 01.03.2023 в силу Федерального закона от 02.07.2021 № 304-ФЗ Союз предлагает проработать и утвердить механизм внесения изменений в государственный лесной реестр в случае несоответствия материалов лесоустройства данным фактической таксации лесосеки в целях назначения хозяйственных мероприятий (видов рубок). Это касается как территории арендованного лесного участка, так и незакрепленных в установленном порядке участках лесного фонда.

 

– По вашим оценкам, каким для ЛПК России станет 2023 год?

– Основное ожидание – отрасль повторит основные тренды 2022 года. Опять же, обратимся к цифрам. В прошлом году в России в общей сложности было заготовлено 194,6 млн м3 древесины, что на 13,5% меньше, чем в 2021-м. Одним из факторов стало ограничение экспорта необработанной древесины с начала 2022 года, а во втором полугодии отечественный лесопромышленный комплекс также столкнулся с проблемами сбыта готовой продукции вследствие санкций. Из-за нестабильной ситуации в отрасли многие предприятия ушли от долгосрочного планирования: сегодня они вынуждены работать от месяца к месяцу и в непрерывном режиме отслеживать малейшие перемены на рынке.

Подстраиваться вынуждены и лесопильные предприятия. Как сообщает аналитическое агентство WhatWood, в январе 2023 года заводы старались перерабатывать заготовленный ими пиловочник по максимуму, сведя при этом закупки сырья с открытого рынка к минимуму. Лесозаготовители и трейдеры СЗФО и ЦФО, опрошенные агентством, подчеркивают, что в 2023 году развитие спроса на готовую продукцию будет напрямую влиять на объемы лесозаготовки. Предприятия работают на коротких сроках планирования и фиксируют закупочные объемы лесосырья точно под запросы продаж. Прогнозы не утешительные: тенденция жесткого квотирования, как отмечают аналитики, продолжится. Если переработчики продолжат снижать цены, то лесозаготовители вовсе потеряют экономический смысл вести заготовку лесосырья. действующий Лесной кодекс РФ не проводит разграничения между автомобильными дорогами, являющимися капитальными объектами транспортной инфраструктуры (линейными объектами), размещаемыми на землях транспорта, и лесными дорогами (не капитальными объектами), являющимися объектами лесной инфраструктуры и размещаемыми на территории земель лесного фонда.

В настоящее время арендаторы лесных участков лишены возможности строительства лесных дорог за пределами арендованного лесного участка в целях обеспечения доступности ведения хозяйственной деятельности на арендованном лесном участке. Указанным законопроектом предлагается введение самостоятельного вида использования лесов под создание и эксплуатацию лесных дорог, не являющихся объектами капитального строительства, размещаемыми на территории земель лесного фонда. Одна из инициатив СЛПКК предлагает предусмотреть механизм безлицензионной добычи ОПИ арендаторами лесных участков для строительства и эксплуатации лесных дорог с учетом ограничений статьи 19 Закона о недрах.

Добавлю, что с учетом вступления 01.03.2023 в силу Федерального закона от 02.07.2021 № 304-ФЗ Союз предлагает проработать и утвердить механизм внесения изменений в государственный лесной реестр в случае несоответствия материалов лесоустройства данным фактической таксации лесосеки в целях назначения хозяйственных мероприятий (видов рубок). Это касается как территории арендованного лесного участка, так и незакрепленных в установленном порядке участках лесного фонда.

 

– По вашим оценкам, каким для ЛПК России станет 2023 год?

– Основное ожидание – отрасль повторит основные тренды 2022 года. Опять же, обратимся к цифрам. В прошлом году в России в общей сложности было заготовлено 194,6 млн м3 древесины, что на 13,5% меньше, чем в 2021-м. Одним из факторов стало ограничение экспорта необработанной древесины с начала 2022 года, а во втором полугодии отечественный лесопромышленный комплекс также столкнулся с проблемами сбыта готовой продукции вследствие санкций. Из-за нестабильной ситуации в отрасли многие предприятия ушли от долгосрочного планирования: сегодня они вынуждены работать от месяца к месяцу и в непрерывном режиме отслеживать малейшие перемены на рынке.

Подстраиваться вынуждены и лесопильные предприятия. Как сообщает аналитическое агентство WhatWood, в январе 2023 года заводы старались перерабатывать заготовленный ими пиловочник по максимуму, сведя при этом закупки сырья с открытого рынка к минимуму. Лесозаготовители и трейдеры СЗФО и ЦФО, опрошенные агентством, подчеркивают, что в 2023 году развитие спроса на готовую продукцию будет напрямую влиять на объемы лесозаготовки. Предприятия работают на коротких сроках планирования и фиксируют закупочные объемы лесосырья точно под запросы продаж. Прогнозы не утешительные: тенденция жесткого квотирования, как отмечают аналитики, продолжится. Если переработчики продолжат снижать цены, то лесозаготовители вовсе потеряют экономический смысл вести заготовку лесосырья.