Обзор СМИ от 26 августа 2021 года

Обзор СМИ от 26 августа 2021 года
26.08.2021

ПРАВИЛА ЛЕСОУСТРОЙСТВА ИЗМЕНЯТ

 

Марина Хайбулина, «Лесная индустрия»

 

С июля 2021 г. сроки выполнения обязательств по компенсационному лесовосстановлению выросли до трех лет.

 

Со 2 июля 2021 г. изменились правила ведения лесоустроительных работ. Соответствующий закон подписал президент России Владимир Путин. Отныне полномочия по лесоустройству передаются на федеральный уровень – подведомственному Рослесхозу Рослесинфоргу. При этом права по образованию и установлению границ лесничеств, расположенных на землях населенных пунктов, закрепляются за органами местного самоуправления.

«Этот закон касается самих основ лесного бизнеса, – считает директор по взаимодействию с органами государственной власти Архангельского ЦБК Николай Кротов. – О том, что сегодня лесоустройство отстает от потребностей бизнеса, не говорил только ленивый. Передача полномочий на федеральный уровень позволит аккумулировать существующие финансовые ресурсы, которые, к слову, совсем невелики, для проведения лесоустроительных работ и сконцентрироваться на тех территориях, которые находятся в активной эксплуатации, а не выделять каждому региону «по 30 копеек».

Правильным шагом называет федерализацию лесоустройства и глава FSC России Николай Шматков. «Хозяин собственности – а в случае с лесом это государство – должен иметь возможность проверить эту собственность, узнать ее характеристики и состояние, – говорит он. – Однако реалистичность этой инициативы вызывает сомнения. Дело в том, что никаких известных мне возможностей у Рослесинфорга сделать это единолично нет. Он физически просто не справится». Сходные опасения выражает и Николай Кротов. «На этапе подготовки закона этот вопрос дискутировался больше всего, – рассказывает эксперт. – Ведь фактически на проведение работ по лесоустройству устанавливается монополия одного государственного учреждения – Рослесинфорга. Конечно, законом предусмотрена возможность привлечения им субподрядчиков, но исполнителем работ, причем не только по государственным, но и по бизнес контрактам, может быть только Рослесинфорг. И это вызывает определенные опасения. Есть риск того, что учреждение не справится с тем объемом работ, который будет». По словам эксперта, при трансформации лесоустроительного института принципиально важным является то, как изменятся подзаконные акты. «Мы рассчитываем на то, что в кратчайшие сроки будет разработана и принята новая лесоустроительная инструкция, в которой появятся методы дистанционного лесоустройства с использованием космических снимков, лидарной съемки и других технологических возможностей, которые сегодня существуют, но пока нормативно в законодательстве не закреплены, – поясняет он. – Благодаря использованию более дешевого дистанционного способа обследования территорий высвободятся силы и люди для проведения лесоустройства на землях интенсивного лесопользования».

Вторым важным моментом, по словам Николая Кротова, является то, что отныне появилось юридически закрепленное понятие отвода лесосек. «Теперь, что бы ни содержалось в материалах лесоустройства, какой бы давности оно ни было, наиболее сильными и значимыми будут данные, полученные в ходе обследования конкретного участка перед назначением на нем вырубки, – говорит он. – Мы рассчитываем, что в связи с этим больше не будет ситуаций, когда данные отводов не совпадают с данными государственного лесного реестра. На сегодняшний день это происходит более чем в половине случаев. Причем до последнего времени органы государственной власти всегда занимали позицию, что юридически значимая информация, содержащаяся в реестре». Однако и тут есть свой нюанс – заниматься отводами будет разрешено только специалистам, прошедшим аттестацию и имеющим соответствующую квалификацию. Причем аттестовывать могут только федеральные органы исполнительной власти и подведомственные им учреждения. «Сейчас аттестованных специалистов просто нет, – говорит Николай Кротов. – Дело в том, что аттестационных институтов для этого не существовало. Теперь компаниям, которые сами занимаются отводами, как, например, наша, надо обучить сотрудника, аттестовать его. А мы не знаем ни программ, ни сроков, ни порядка аттестации. Их просто пока не существует, нет соответствующего подзаконного акта. Мы опасаемся, что может быть искусственно создан дефицит и на аттестацию специалистов, которые занимаются отводами, возникнет очередь».

Другое важное новшество – сроки выполнения обязательств по компенсационному лесовосстановлению или лесоразведению возрастают с одного года до трех лет. С одной поправкой – если обеспечивается агроуход за саженцами в течение трех лет после их посадки. Кроме того, выполнять работы по компенсационному лесовосстановлению теперь могут государственные и муниципальные лесные учреждения за счет средств лесопользователей, обязанных выполнять такие работы. Это должно повысить эффективность деятельности лесхозов и дать им возможность зарабатывать дополнительные средства.

«Это хорошая и очень полезная инициатива, – считает генеральный директор ЛХК «Череповецлес» Валерий Писарев. – Буквально недавно я поднимал этот вопрос в Департаменте лесного комплекса Вологодской обл. Наша компания столкнулась с тем, что, еще ничего не построив и даже не начав заготавливать лес, уже должна была проводить лесовосстановление на землях площадью порядка 40–50 га. Пришлось писать гарантийное письмо и просить отсрочку до осени, так как уже был не сезон посадок. К тому же срок один год – недостаточный для того, чтобы компания провела за это время все необходимые для лесоустройства работы. Три года – это уже реальный срок. Так что данная реформа облегчит жизнь компаниям, особенно тем, кто только начинает проект». Еще одна проблема, по словам эксперта, – это недостаток свободных территорий. «Сложно найти свободное место для посадки саженцев, – поясняет Валерий Писарев. – У муниципальных образований такие площади есть. Поэтому мы готовы платить деньги им и передавать функции по лесовосстановлению».

Однако, по мнению Николая Шматкова, важно не то, кто будет высаживать деревья, а кто будет в дальнейшем проводить за ними уход. «Что бы ни происходило в первые годы после посадки, кто бы это ни делал – муниципальные образования или компании, – это не является ключевым, – уверен он. – Важно, что происходит с посаженными насаждениями в следующие 15–20 лет, когда они по сути уже становятся лесом. Важно, кто будет проводить правильные рубки ухода в молодняках, которые позволят сохранить их, кто будет контролировать качество рубок? А это пока непонятно. Компании в целом научились качественно сажать и проводить агроуход. С этим проблем нет. Есть проблемы с тем, что происходит в таких лесах с 3 до 20 лет».

 

ДОХОДНОСТЬ ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА

 Обзор СМИ от 26 августа 2021 года-Лесной Регион-Доходность лесного хозяйства.jpg

«Лесной Регион»

 

Рослесинфорг сравнил доходную и расходную части лесных бюджетов регионов и определил, где достигнута окупаемость расходов на развитие лесного хозяйства. За год российские леса принесли в казну 40,6 млрд. рублей.

 

В 2020 году 13 российских регионов заработали на лесе больше, чем на него потратили. Это Вологодская (2,9 млрд.), Иркутская (5,9 млрд.), Кемеровская (0,8 млрд.), Костромская (1,2 млрд.), Ленинградская (3 млрд.), Магаданская (0,6 млрд.), Новгородская (0,9 млрд.), Свердловская (1,7 млрд.) и Томская (1,1 млрд.) области, а также Ханты-Мансийский автономный округ – Югра (4,3 млрд.), Ямало-Ненецкий автономный округ (1,1 млрд.), Республика Коми (3,4 млрд.) и Пермский край (2,2 млрд.).

В рейтинге четыре новичка – это Кемеровская, Ленинградская, Магаданская и Новгородская области. А вот Архангельск ухудшил свои позиции по сравнению с 2019 годом и из списка выбыл.

Для сравнения – в 2019 году таких регионов было всего 10. Это Костромская, Архангельская, Свердловская, Иркутская, Томская, Вологодская области, Республика Коми, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа, Пермский край.

Важно: речь идёт о превышении доходов в сравнении с потраченными средствами, как из федерального бюджета, так и из регионального.

По федеральным округам распределение такое: лидирует Северо-Западный федеральный округ – здесь в 2020 году на лесе заработали 15,8 млрд. рублей, что составляет 112% расходов на лесное хозяйство. Лучше всего обстоят дела в Республике Коми (3,4 млрд. руб.), а также в Ленинградской и Вологодской областях – эти регионы заработали примерно по 3 млрд. рублей каждый.

По данным Рослесинфорга, расходы федерального бюджета на лесное хозяйство за весь 2020 год составили 35,3 млрд. руб. (в 2019 году – 34,7 млрд. руб.), а плата в федеральный бюджет за использование лесов – 40,6 млрд. руб., что составляет 115% расходов на лесное хозяйство. В 2019 году этот показатель был равен 36,5 млрд. руб. и 105% от расходов. Все средства от эксплуатации лесных ресурсов распределяются между федеральным и региональными бюджетами в пропорции – 15:8.

 

Как регионы зарабатывают на лесе

Прежде всего это заготовка древесины – около 65,4%. Но не только. Российские леса используются для строительства и эксплуатации различных инфраструктурных объектов (линий электропередачи и связи, дорог, трубопроводов) – 7,8%. Есть лесные участки, предназначенные для разработки месторождений полезных ископаемых, – 21,8% или для организации отдыха и туризма – 3,7%.

 

На что тратят деньги

Регионы тратят, как собственные средства, так и выделяемые из федерального бюджета, на лесовосстановление, закупку лесохозяйственной и лесопожарной техники и оборудования, формирование запаса лесных семян, уход за лесными культурами и молодняком, ликвидацию очагов вредителей, лечение деревьев, удобрение почвы. Такое распределение средств – это инвестиции в будущие леса и повышение их экологического потенциала.

Кроме того, деньги идут на финансирование лесничеств, мероприятия по противодействию пожарам: создание лесных дорог для передвижения пожарной техники, строительство вертолётных и самолётных посадочных площадок, устройство противопожарных водоёмов. Благоустройство зон отдыха для граждан также финансируется из «лесных бюджетов».