Обзор СМИ от 26 октября 2021 года

Обзор СМИ от 26 октября 2021 года
26.10.2021

АРХАНГЕЛЬСКАЯ ОБЛАСТЬ ПРЕДЛАГАЕТ ИНВЕСТОРАМ УНИКАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ

 

«Лесной регион»

 

Делегация Корпорации развития Дальнего Востока и Арктики высоко оценила инвестиционный потенциал Архангельской области. В августе этого года в Архангельскую область высадился десант из Корпорации развития Дальнего Востока и Арктики. Совместно с российскими и зарубежными экспертами, предпринимателями региона провели стратегическую сессию «без галстуков», где разобрали по шагам как обеспечить к 2024 году ускоренный прирост внебюджетных инвестиций до уровня не менее 20% в год, в том числе за счёт запуска новых проектов.

 

Отметим, что в 2020 году объём инвестиций в основной капитал составил более 100 млрд. рублей.

 

АЗРФ

На сегодня для северных регионов «палочкой-выручалочкой» является государственная программа по социально-экономическому развитию Арктической зоны. Этот вид государственной поддержки, распространяющийся на всю территорию Арктики, вступил в силу 28 августа прошлого года.

Компании, представившие проекты с объёмом инвестиций более 1 млн. рублей, могут получить статус резидента АЗРФ, воспользоваться льготами и преференциями.

«Миллион – это минимальная планка инвестиций на входе. Верхняя планка зависит от специфики самого проекта. Притом спектр возможных проектов очень большой, поскольку нет ограничений по видам предпринимательской деятельности для получения поддержки: от кафе, детских школ, сервиса и услуг до новых и действующих производств, которые намерены масштабироваться. Количество и качество проектов достойное, с прошлого года резидентами уже стали 58 компаний из Архангельской области. Это более 24 млрд. рублей инвестиций в наш регион и создание более 1730 новых рабочих мест. Причём более 10% от всех проектов связаны с деревопереработкой», – говорит генеральный директор Агентства регионального развития Максим Заборский.

Основные преимущества статуса резидента АЗРФ:

- налог на прибыль – 5% на 5 налоговых периодов после получения резидентом прибыли от проекта и далее 10% ещё на 5 лет;

- налог на имущество организаций – 0,1% на 5 налоговых периодов с момента постановки имущества на баланс, 1,1% – ещё на 5 лет;

- субсидирование до 75% объёма страховых взносов (для новых рабочих мест);

- ставка налога на добычу полезных ископаемых – 0,5 действующей ставки (в отношении твёрдых полезных ископаемых; только для новых месторождений). Объём льготы не может превышать объём частных инвестиций в инфраструктуру, обогащение или переработку);

- нулевая ставка НДС для работ (услуг) по перевозке грузов за пределы РФ морским транспортом и услуг по ледокольной проводке морских судов, осуществляющих перевозку грузов за пределы РФ.

Наряду с налоговыми льготами арктический резидент может претендовать на получение земельных участков без торгов для реализации своего инвестиционного проекта. Также для предприятий при получении статуса возможно создание свободной таможенной зоны, что позволяет не уплачивать НДС на приобретаемое иностранное оборудование. Подобрать полный пакет мер государственной поддержки для каждого проекта помогает Агентство регионального развития Архангельской области.

Но даже такие «вкусные» условия, которые предлагают федерация и регион, не гарантируют большой приток частных инвестиций. Необходимы дополнительные проработанные решения. В ходе Стратегической сессии участники команды из Корпорации развития Дальнего Востока и Арктики, Агентства регионального развития, бизнес-сообщества пришли к выводу, что надо развивать и поддерживать бизнес с акцентом на привлечение внешних инвесторов. Это будет способствовать локализации новых производств и компаний на территории региона.

«Инвестора нужно заинтересовать выгодными условиями для запуска проектов, необходимо активное продвижение территории за пределами региона. Важно рассказывать про имеющиеся природные ресурсы, логистические возможности, разрабатывать и презентовать конкретные инвестиционные предложения, предлагать комплекс мер поддержки», – считает Максим Заборский.

В частности, одна из мер поддержки предлагается инвесторам при реализации новых инвестиционных проектов (с бюджетом более 50 млн. рублей) и предусматривает выделение субсидии на компенсацию затрат, понесённых при создании обеспечивающей инфраструктуры (объекты инженерной, коммунальной, транспортной инфраструктуры.

 

Лесные проекты

В настоящее время готовятся к реализации на территории области 6 инвестиционных проектов предприятий малого и среднего бизнеса, получивших статус резидента Арктической зоны. Предприятиями планируется организация выпуска различной продукции: термообработанной древесины, пеллет из древесных отходов и даже посуды из деревянного шпона для поставок на экспорт и российский рынок.

Также в рамках проектов резидентов откроются новый лесопильный завод, два предприятия в сфере деревообработки с организацией выпуска пиломатериалов.

 

Первый льготный

Создание преференциального режима на территории региона уже приносит заметные результаты. Так, уже в этом году резиденту Арктической зоны РФ в Архангельской области – компании ООО «МРТ-Диагностика» первым по программе был одобрен льготный кредит. Это позволит решить социальную задачу в рамках реализации инвестиционного проекта по открытию центра компьютерной томографии.

«Сейчас жителям Архангельска, Северодвинска и Новодвинска компьютерная томография предоставляется только в государственных бюджетных учреждениях здравоохранения. Поэтому потребность в исследованиях намного превышает предложение и, в том числе, приводит к износу оборудования. Приобретение нашей клиникой нового оборудования повысит доступность медицинской услуги для населения. Проводить КТ-исследования планируем всем возрастным категориям как на коммерческой основе, так и в рамках территориальной программы ОМС», – поясняет директор ООО «МРТ-Диагностика» Екатерина Петрошенок.

Помимо приобретения современного компьютерного томографа предусмотрена реконструкция арендуемого помещения, его рентген-защита, которая будет соответствовать всем требованиям санитарно-эпидемиологических норм и правил Роспотребнадзора. Общий объём инвестиций по проекту составит около 30 млн. рублей.

 

Культурно-деловой

Есть и другие интересные примеры проектов резидентов Арктической зоны. Одним из инвесторов – компанией «Титан – Девелопмент» осуществляется строительство в Архангельске культурно-делового центра. Здание будет вписано в архитектурную концепцию исторической застройки центра города.

Основные строительномонтажные работы планируется завершить в начале 2022 года. На реализацию проекта инвестором выделяется почти 60 млн. рублей и позволит создать новые рабочие места.

Здание будет возведено на месте бывшего торгового дома купца Сергеева. Торговый дом был деревянным, с 20-х годов до середины 70-х годов 20 века в нём на первом этаже располагались магазины, предприятия бытового обслуживания, в том числе часовая мастерская. На рубеже 70-80-х годов прошлого века здание сгорело. Уцелел лишь подвальный этаж.

Теперь здание будет восстановлено уже в новом более современном формате, но с сохранением элементов исторического архитектурного стиля.

Подробнее обо всех преференциях можно узнать на сайте Агентства регионального развития https://msp29.ru/ru/arctic_zone/

 

ЗАЧЕМ УНИЧТОЖАТЬ МОЛОДЫЕ ЛЕСА

 Обзор СМИ от 26 октября 2021 года-Лесной регион-Зачем уничтожать молодые леса.jpg

«Лесной регион»

 

Официально опубликован приказ Минсельхоза России, определяющий предельную стоимость работ по уничтожению одного гектара самовольно выросшего на заброшенной сельхозземле леса, расчистке и распашке этой земли с целью вовлечения в сельскохозяйственный оборот.

 

Предельная стоимость зависит от срока пребывания земель в залежном (то есть заброшенном) состоянии – 5-10 лет, 10-15 и более 15, и от федерального округа. Чем дольше не используется земля, тем выше предельная стоимость её вовлечения в сельхозоборот, прежде всего именно за счёт затрат на уничтожение древесной и кустарниковой растительности (например, для залежей старше 15 лет для Центрального федерального округа общая стоимость составляет 134,4 тыс. руб./га, в том числе стоимость работ по уничтожению деревьев и кустарников – 76,8 тыс. руб./га, 57% от общей). Самая высокая стоимость работ установлена для Дальневосточного федерального округа: для залежей старше 15 лет – 186,1 тыс. руб./га.

Всё это планируется делать в рамках объявленного курса на покорение новой целины – заброшенных земель сельхозназначения, и фактически на частичный возврат к экстенсивной модели развития сельского хозяйства.

Постановлением от 14 мая 2021 года № 731 Правительство РФ утвердило «Государственную программу эффективного вовлечения в оборот земель сельскохозяйственного назначения и развития мелиоративного комплекса Российской Федерации», на которую в 2022-2031 годах предполагается потратить в общей сложности 754 млрд. рублей, в том числе из федерального бюджета – 539 млрд. рублей, и в рамках которой в сельскохозяйственный оборот предполагается вернуть около 13 млн. гектаров ныне заброшенных сельхозземель.

Напомним, что в настоящее время площадь неиспользуемых сельхозземель, пригодных для выращивания леса, составляет в России около 76 млн. гектаров, из которых около 30 млн. гектаров уже самовольно заросли лесом, и ещё около 20 находятся на разных стадиях зарастания. Оценочно, к началу тридцатых годов нынешнего века площадь заброшенных сельхозземель может достигнуть 100 млн. гектаров.

Повернуть этот процесс вспять точно не получится: выбывают из использования в основном наименее подходящие для сельскохозяйственного производства земли, чаще всего там, где их просто некому уже обрабатывать; при этом оставшихся лучших земель вполне хватает для того, чтобы обеспечивать как продовольственную безопасность страны, так и значительный экспорт.

Даже если планируемые 13 млн. гектаров заброшенных земель действительно получится расчистить благодаря новой госпрограмме – за это же время будет заброшена точно не меньшая площадь. Скорее всего, госпрограмма в реальности даже ускорит забрасывание земель – поскольку государство частично переключится с поддержки ещё живых сельхозпроизводителей на попытки оживления мёртвых.

Оптимальным вариантом использования большей части заброшенных сельхозземель было бы вовлечение их в лесоводство (но, разумеется, без жёсткого государственного принуждения – с правом собственников и хозяйственников на местах самостоятельно решать, что эффективнее выращивать на той или иной земле: сельскохозяйственные культуры или лес).

Как показывают наши оценки, вовлечение даже 50 млн. гектаров заброшенных сельхозземель в правильное лесное хозяйство позволит в среднесрочной перспективе выращивать до 300 млн. кбм древесины в год – это больше, чем её сейчас рубится и воруется во всех российских лесах, и создать до 100 тысяч постоянных рабочих мест в одном только секторе лесоводства.

Конечно, это тоже потребует некоторых первоначальных вложений, но гораздо меньших, чем возвращение самовольно заросших лесом земель в сельскохозяйственный оборот. Например, проведение в молодом спонтанно выросшем на сельхозземле березняке прочистки (затратной рубки ухода в молодняке, после которой лес уже может расти сам до первой коммерческой рубки – прореживания) может стоить около 25-30 тыс. руб./га, а расчистка и возвращение такой земли в сельхозоборот, если исходить из нового приказа Минсельхоза – до 159 тыс. руб./га даже в европейско-уральской части страны.

Разумеется, какая-то значительная доля заброшенных сельхозземель должна быть оставлена и для восстановления ценных нелесных экосистем и ландшафтов, и в качестве резерва для возможного расширения сельского хозяйства в будущем. Но площади заброшенных сельхозземель настолько велики, что их с избытком хватит для всех этих целей: лесоводства, восстановления ценных экосистем и, если понадобится, расширения сельского хозяйства (хотя в современном мире в северных странах рост сельского хозяйства обеспечивается не за счёт большей площади земель, а за счёт более интенсивных технологий, современных техники, агрохимикатов, пород и сортов).

Короче говоря, государству сейчас надо не стремиться всеми силами убить самовольно выросшие на заброшенных сельхозземлях леса, и не тратить на это колоссальные бюджетные деньги – а поддерживать живые отрасли сельского хозяйства на используемых землях, а на неиспользуемых – позволить выращивать лес.

Лучше потратить сотни миллиардов бюджетных рублей на поддержку живых и эффективно работающих сельхозпроизводителей, чем на дорогое и бессмысленное уничтожение уже выросших на заброшенных сельхозземлях лесов.

 

ВСЁ ДОЛЖНО БЫТЬ ЗАСЕКРЕЧЕНО!

 Обзор СМИ от 26 октября 2021 года-Лесной регион-Всё должно быть засекречено!.jpg

«Лесной регион»

 

Цифровизация, уже не первый год происходящая в российском лесном хозяйстве, теоретически должна облегчать доступ заинтересованных сторон к разнообразным лесным данным – в том числе доступ гражданского общества и независимых экспертов к общественно значимой информации о лесах.

 

Но на практике нередко происходит обратное – из-за технических поломок или разгильдяйства исполнителей информация, даже та, которая по закону не подлежит засекречиванию, фактически становится недоступной.

Вот два свежих примера. Данные информационной системы дистанционного мониторинга ИСДМ-Рослесхоз о лесных пожарах не могут являться коммерческой тайной, поскольку получены государственными организациями за бюджетные деньги в рамках их уставной деятельности, и не могут являться государственной тайной, поскольку это прямо определено федеральным законом «О государственной тайне». Право каждого на достоверную информацию о состоянии окружающей среды прямо закреплено статьёй 42 Конституции РФ – а информация о лесных пожарах является неотъемлемой частью информации о состоянии окружающей среды.

Тем не менее, Рослесхоз и Авиалесоохрана создали систему ограниченного доступа к информации о лесных пожарах, содержащейся в системе ИСДМ-Рослесхоз, только для зарегистрированных и подтверждённых пользователей портала государственных услуг (и только часть этой информации дублируется в разделе «открытые данные»). Так вот – доступ к этим данным через портал государственных услуг не работает.

Федеральным законом «Об официальном статистическом учёте и системе государственной статистики в Российской Федерации» устанавливается принцип полноты, достоверности, научной обоснованности, своевременности предоставления и общедоступности официальной статистической информации (за исключением информации, доступ к которой ограничен федеральными законами).

На практике он реализуется через ЕМИСС – единую межведомственную информационно-статистическую систему. Для каждого показателя, включённого в эту систему, устанавливается свой срок представления данных. Например, для информации об объёмах заготовленной древесины по субъектам РФ – 30 июня (то есть информация об объёмах заготовки древесины за 2020 год) должна была быть представлена и опубликована не позднее 30 июня 2021 года. Сейчас уже сентябрь, а информация доступна только за 2019 год.