Обзор СМИ от 27 февраля 2023 года

Обзор СМИ от 27 февраля 2023 года
27.02.2023

ЛЕСНОМУ БИЗНЕСУ РАСШИРИЛИ ДОСТУП НА ЭКСПОРТНЫЕ РЫНКИ

 

Алексей Третьяков, «Красный Север»

 

У деревопереработчиков появилась дополнительная возможность для экспорта своей продукции. С 31 января предприятия отрасли могут перевозить лесоматериалы в страны Евразийского экономического союза (ЕАЭС) на грузовых автомобилях. Ранее их разрешалось отгружать только по железной дороге. Эта мера призвана упростить доступ на новые рынки сбыта. Тем самым Правительство РФ поддержало инициативу глав четырех регионов Северо-Запада, в том числе и Вологодской области, по улучшению логистики в дружественные страны.

 

Зачем упростили вывоз

Запрет на импорт древесины в страны Евросоюза, в полной мере вступивший в силу в июле минувшего года, нанес серьезный удар лесной отрасли Северо-Запада России. Достаточно сказать, что до введения пятого санкционного пакета ЕС на это направление приходилось более 50% всех экспортных поставок лесопродукции из Вологодской области. В особенно сложной ситуации оказались производители фанеры и топливных гранул.

Одномоментно развернуться с традиционного западного направления, которое ряд предприятий региона выстраивал еще с советских времен, на новые - восточное и южное - для подавляющего большинства деревопереработчиков оказалось крайне сложно. В декабре генеральный директор АО «Череповецкий ФМК» Илья Коротков в интервью «Красному Северу» говорил о том, что эмбарго на экспорт российской продукции в Европу и введенные США заградительные пошлины привели к снижению объемов производства предприятия от 40 до 50%.

Мало того, что на новых рынках сбыта наших производителей особенно никто не ждал и им пришлось завоевывать свое место под солнцем, зачастую снижая цену на свою продукцию, так еще и ситуация с экспортом во вполне дружественные страны была непростой. Осенью 2022 года Правительство России ограничило вывоз лесопродукции по кодам ТНВЭД 4406 (шпалы) и 4407 (пиломатериалы толщиной от шести миллиметров) только в Белоруссию, Казахстан и Киргизию и исключительно железнодорожным транспортом. При этом транзит в третьи страны был закрыт.

В результате лесопромышленники не смогли отгрузить продукцию на экспорт даже несмотря на то, что она была востребована, например, в Узбекистане, поскольку просто не могли ее туда доставить.

Тема снятия барьеров для экспорта продукции в дружественные страны поднималась на прошедшем в Вологде в декабре прошлого года международном форуме «Российский лес» с участием заместителя Председателя Совета Федерации Юрия Воробьева, федеральных министров, сенаторов, депутатов Госдумы, экспертов и участников отрасли. Выступая на пленарном заседании, губернатор области Олег Кувшинников обозначил предложения по поддержке ЛПК, сформированные главами лесных регионов Северо-Запада (Вологодской, Архангельской, Новгородской областей и Республики Карелия), направленные в Правительство РФ. В числе ключевых инициатив значились снижение финансовой нагрузки на предприятия отрасли, а также улучшение логистики при транспортировке лесной продукции. Эти меры нашли поддержку и у министра экономического развития РФ Максима Решетникова, который приезжал на Вологодчину с рабочим визитом в конце минувшего года.

А перед самыми новогодними праздниками глава кабмина Михаил Мишустин подписал постановление, расширяющее число погранпереходов для экспорта продукции деревопереработки. Этот документ разрешает перевозку пиломатериалов, бревен, столбов, шпал, грубо обработанного леса и другой продукции автомобильным транспортом не только непосредственно в государства ЕАЭС (за исключением Армении), но и в третьи страны. Для этого определены пункты пропуска: это Бугристое, Озинки и Петухово на границе с Казахстаном, а также Красная Горка на границе с Республикой Беларусь. Данное решение вступило в силу 31 января.

- Увеличение пропускных пунктов на границах с дружественными странами станет одной из масштабных мер поддержки ЛПК. Это создаст наиболее комфортные условия для транспортной логистики, оптимизации маршрутов внутри страны, а также снизит затраты на доставку грузов за счет сокращения расстояния до пунктов пропуска, что крайне важно для лесопромышленных компаний, - сообщили «Красному Северу» в пресс-службе компании «Свеза».

 

Почему выросли затраты

При этом переориентация с Запада на Восток была сопряжена для лесного бизнеса с резким ростом издержек и других трудностей, в том числе связанных с транспортировкой грузов.

- Лесопродукция из Вологодской области востребована на этих новых рынках, но возникают сложности в выстраивании логистических цепочек. Железнодорожные сети перегружены из-за перенаправления товаропотока во всех отраслях на Восток. Международные морские перевозки также ограничены из-за введенных санкций. Кроме того, следует отметить, что в связи с возросшим предложением лесопродукции из России на азиатских рынках цены на нее значительно снизились, а себестоимость продукции из древесины с учетом увеличения транспортного плеча и стоимости услуг по транспортировке существенно возросла, - отметили нашему изданию в департаменте лесного комплекса области.

- Потеря европейского рынка привела нас к необходимости переориентации продаж значительных объемов пиломатериалов, березовых балансов и пеллет. Как следствие - огромные потоки продукции ЛПК и других отраслей промышленности развернулись на восточное и южное направления по железнодорожным коридорам, инфраструктурно не готовым к перевозке таких объемов груза. Логистические затраты в этом году в среднем в два раза превышают традиционные параметры, что приводит к значительным убыткам, так как цена продукции на конечных рынках зачастую не покрывает себестоимости, - сообщили в ГК «Вологодские лесопромышленники».

 

Чем бизнесу помогает государство

Для поддержки лесной отрасли в выстраивании новых логистических цепочек летом прошлого года на федеральном уровне была принята специальная мера поддержки - субсидии по компенсации затрат для транспортировки продукции на экспорт. Их размер составляет не более 300 миллионов рублей на предприятие. И уже тогда вокруг этой меры поддержки развернулись жаркие дебаты. Так, по мнению ключевых компаний ЛПК области, этой суммы явно недостаточно для покрытия возросших издержек. Более того, данная мера ставит их в неконкурентные условия по сравнению с теми организациями, которые отгружают за границу небольшие объемы. Допустим, предприятие, экспортирующее менее 72 тысяч кубометров пиломатериалов, сможет компенсировать до 65% понесенных затрат, а производитель, поставляющий на внешний рынок более 250 тысяч кубометров, - менее 20% издержек. Звучали предложения вообще не ограничивать суммы логистических субсидий на одно предприятие или как минимум значительно их увеличить.

- Для освоения более дорогостоящего экспортного направления на Восток предприятиям ЛПК крайне необходима государственная поддержка, в первую очередь - логистики. Наиболее эффективной мерой является предоставление транспортных субсидий. Причем с нашей точки зрения производителей фанеры и пиломатериалов как самых пострадавших целесообразно выделить в отдельную группу получателей субсидии с выделением лимита денежных средств. Ежемесячная финансовая поддержка отрасли покрыла бы возросшие расходы на доставку грузов и позволила предприятиям составлять свои производственные планы, не опасаясь кассовых разрывов, - отмечают в «Свезе».

Сегодня, судя по всему, чаша весов склоняется в сторону увеличения размера транспортной субсидии до 500 миллионов рублей.

- Инициатива об увеличении предельного объема компенсации транспортных затрат с 300 до 500 миллионов рублей на одного заявителя проходит в Правительстве РФ процедуру межведомственного согласования. Безусловно, для бизнеса это существенное снижение транспортных расходов, и данная финансовая поддержка со стороны государства позволит проходить период переориентации сбыта лесопродукции на новые рынки с меньшими издержками, - подчеркнули в департаменте лесного комплекса.

Кроме того, предприятия ЛПК выступают за более скоординированное взаимодействие с железнодорожниками.

- Поскольку квоты на перевозку выделяются за два-три дня до начала месяца, у нас отсутствует возможность заблаговременного планирования объемов производства и продаж. Кроме того, выделение квот на перевозку грузов в восточном и южном направлениях осуществляется в размере 35-50% от действительной потребности заводов, что приводит к вынужденному снижению объемов производства. Не решена и проблема простоя подвижного состава из-за несвоевременного приема грузов к перевозке. Так, даже при наличии согласованной заявки на перевозку отдельные составы простаивают по две-три недели. Рассчитываем, что в ближайшее время удастся выработать технологию, позволяющую повысить эффективность перевозок в лимитируемые направления, - уверены в ГК «Вологодские лесопромышленники».

 

В тему

Вологодчина традиционно является экспортно ориентированным регионом. Нашими основными потребителями в последние годы были страны Евросоюза. В связи с санкционным давлением предприятия стали рассматривать иные рынки сбыта. Теперь основными рынками сбыта продукции для вологодского лесного бизнеса становятся Китай, страны Азиатско-Тихоокеанского региона, Ближний Восток и государства Северной Африки. В середине января Рослесинфорг сообщила о том, что предприятия лесоперерабатывающего комплекса СЗФО увеличили экспорт продукции на новые рынки. У зарубежных партнеров из дружественных стран особенно востребована целлюлозно-бумажная продукция. Вероятно, это подтверждают и данные по Вологодской области, где производство целлюлозы в минувшем году превысило показатели 2021-го более чем на 8% и составило 24,3 тысячи тонн.

 

Комментарий

Дмитрий ГОРБАЧЕВ, первый заместитель губернатора области:

- Мы понимали, что в условиях беспрецедентных санкций итоги 2022 года по сравнению с успешным сезоном 2021-го продемонстрируют снижение сразу по нескольким сегментам производств. Действовать приходилось «с колес». Главная задача - не допустить остановки предприятий, сокращения коллективов. Поэтому на Антикризисном штабе губернатор Олег Кувшинников принял решение о введении компенсации расходов на транспортировку продукции, субсидировании процентных ставок по кредитам, отсрочке по арендным платежам за использование лесных ресурсов. Кроме того, на федеральный уровень направлено более 40 инициатив с предложениями по мерам поддержки отрасли, большинство из которых было поддержано и принято Правительством РФ. 

В итоге за пять месяцев действия санкций на территории Вологодской области не остановилось ни одно производство. На большинстве лесопромышленных предприятий ситуация постепенно стабилизируется, прошли оптимизационные процессы в связи с изменившимися экономическими условиями. Идет процесс отработки новых логистических маршрутов на новые рынки сбыта.

 

ЭКСПЕРТЫ О ДЕРЕВЯННЫХ МНОГОЭТАЖКАХ: ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ, ТЕХНОЛОГИИ СТРОИТЕЛЬСТВА И ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ БАЗА

Обзор СМИ от 27 февраля 2023 года-Лесной комплекс-Эксперты о деревянных многоэтажках.jpg 

«Лесной комплекс»

 

Частные дома из дерева высотой в два этажа сегодня можно встретить в любом российском регионе: в последние годы спрос на ИЖС значительно вырос на фоне пандемии. А вот деревянная многоэтажка — явление в России пока ещё редкое.

 

В 2022 году в Вологодской области по технологии CLT были возведены первые в нашей стране четырёхэтажные многоквартирные дома. Этот проект руководитель Департамента развития малоэтажного строительства при Всероссийском центре национальной строительной политики, а также директор ООО «СиЭлТи РУС» Дмитрий Зубов назвал «показательным», отметив что технологией заинтересовались многие застройщики. 

Но, по мнению эксперта, на CLT по части массового многоэтажного строительства большие надежды возлагать не стоит. Оптимальным, считает Дмитрий Зубов, будет сочетание с такими панелями монолитной технологии:

«Каркас и перекрытия — монолитный ж/б, а ограждающие конструкции — в дереве. Сочетание с бетоном — это необходимость в многоэтажках, так как требуется монтаж лифтов».

«Лесной комплекс» обратился к экспертам отрасли, чтобы понять, насколько востребованы в России деревянные высотки и каковы перспективы развития этого сегмента в ближайшем будущем с учётом непростой экономической ситуации в стране.

 

Александр Цыганов, профессор, заведующий кафедрой ипотечного жилищного кредитования и финансовых инструментов рынка недвижимости в Финансовом университете при Правительстве России:

— Многоэтажные деревянные дома строятся, и есть много примеров, когда получается удобный и комфортный дом, который служит украшением окрестностей. В России сложилось определённое мнение, что собственный дом из дерева — это удобно и экологично, а вот квартира в многоквартирном многоэтажном деревянном доме — это что-то из прошлого, не всегда удобного, часто уже вызывающего ощущение барака или заброшки.

В реальности это не так, и новые дома могут быть красивыми, удобными и долговечными, а пол, двери и окна не будут скрипеть при каждом изменении погоды. И это нужно показывать и доказывать, менять общественное мнение. В этом случае появится и спрос на такие квартиры, вызванный не только большим желанием сэкономить.

Представляется, что на сегодня лучше не строить многоэтажки и сельские небоскрёбы от 5 этажей, а ограничиться вариантами на 2–4 этажа, по возможности со своими участками и палисадами для каждой квартиры. Поэтому оптимальным вариантом будет сблокированный дом, таунхаус, где преимущества дерева будут максимально использованы. Быстрота возведения, экономичность и экологичность, возможность «дышать» деревом — качества, которые ценят многие покупатели. А с учётом сложившегося в пандемию тренда на переезд в пригороды строительство деревянных домов в поселках ИЖС, таунхаусов будет популярным. Ну а после можно подумать и о малоэтажной застройке многоквартирными домами, к которым все привыкли в советское время. Но и здесь не нужно увлекаться и стоит сделать всё максимально комфортным и удобным, соблюсти недавно принятые стандарты качества «зелёного» строительства индивидуального и малоэтажного жилья, которые разработаны и предлагаются государственным институтом развития в жилищной сфере АО «ДОМ.РФ».

 

Антон Мороз, вице-президент Национального объединения строителей (НОСТРОЙ):

— В рамках реализации Плана мероприятий (дорожной карты) по развитию деревянного домостроения на период до 2024 года, утверждённого Минстроем России и МЧС России, в настоящее время проводится комплекс мероприятий по совершенствованию нормативной правовой базы, техническому регулированию и расширению области применения конструкций из дерева.

Кроме того, вносятся изменения в своды правил, разрабатываются стандарты, проводится цикл научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по стройматериалам в целях развития деревянного домостроения. Реализация мероприятий дорожной карты позволит проектировать и строить многоэтажные здания с применением деревянных конструкций этажностью до 12 этажей.

Результаты проводимых мероприятий позволят решить проблемы, ограничивающие широкое внедрение практики домостроения из дерева, которые связаны с сейсмостойкостью, прокладкой инженерных систем, низкими теплотехническими и звукоизоляционными характеристиками материалов, их ремонтопригодностью, необходимостью выполнения конструктивной огнезащиты. При этом опыт зарубежных стран свидетельствует о том, что здания из древесины являются комфортными, экологичными и энергоэффективными.

В соответствии с Планом мероприятий в настоящее время проводится ряд исследований и определение характеристик деревянных конструкций (пределы огнестойкости, динамические характеристики, сдвиговая прочность и жёсткость, устойчивость), а также разработка и (или) актуализация документов по стандартизации в области обеспечения пожарной безопасности и строительства зданий и сооружений из деревянных строительных конструкций.

При этом уже сейчас можно сделать вывод о том, что многоэтажное деревянное домостроение в ближайшие годы будет активно развиваться, увеличится доля деревянного домостроения в общем объёме строительства капитальных объектов. Подтверждением этому факту является положительный опыт строительства четырёхэтажных жилых домов с применением CLT-конструкций в Вологодской области.

Кроме того, сейчас в Правительстве Российской Федерации прорабатывается вопрос запуска пилотных проектов для применения деревянных конструкций в программе расселения граждан из аварийного жилья. А для стимулирования использования деревянных домокомплектов в ИЖС также обсуждается вопрос применения льготных ипотечных программ, в том числе для домов заводского производства.

 

Андрей Баннов, руководитель проекта DOM TECHNONICOL:

— Для массового строительства деревянных многоэтажек в первую очередь необходимо работать с общественным мнением. Пока в сознании россиян крепки стереотипы, связанные с недолговечностью и уязвимостью деревянных домов, обеспечить рост строительства будет сложно. Для этого важно проводить разъяснительные мероприятия: рассказывать о технологии, показывать примеры деревянных долгожителей.

По всем остальным параметрам серьёзных препятствий нет. По запасам дерева Россия — один из мировых лидеров, то есть сырьём страна обеспечена. Многое делается в части нормативной поддержки. Минстрой совместно с МЧС России сейчас активно прорабатывают вопрос развития деревянного домостроения, уже составлен план мероприятий до 2024 года. Предполагается, что в ближайшее время будут рассмотрены технические решения в области пожарной безопасности пилотных многоэтажных зданий из дерева.

Дерево — природный материал, экологичнее сложно представить. При соблюдении технологий строительства деревянные дома стоят столетиями. Строительство многоэтажек из дерева при этом подразумевает соблюдение ряда противопожарных требований. Так, внутреннюю отделку в таких домах важно делать из гипсокартона. Лестничные пролеты и лифтовые шахты выполняются из бетона, а при отделке фасада используется негорючая каменная вата.

Закон также регламентирует расстояние, на котором деревянные дома могут располагаться друг от друга, — не менее 15 метров.

Также нужно учитывать, что во время пожара ключевое значение имеет стойкость конструкции. Так, например, металлический каркас под воздействием высоких температур теряет устойчивость и буквально складывается, значительно сокращая время на эвакуацию. Деревянный каркас обугливается, но при этом сохраняет устойчивость.

Основные преимущества деревянных домов связаны с их высокой экологичностью. К тому же дерево по теплоёмкости отличается от бетона. По сравнению с камнем дерево обладает меньшей теплоёмкостью, то есть деревянные стены всегда тёплые, проще выражаясь, не «фонят» холодом. А более высокая сопротивляемость теплопередаче дерева служит весомым вкладом в энергоэффективную оболочку.

Ограничений по этажности у таких домов нет. Другой вопрос, что многоквартирные дома и офисы из дерева для российского рынка — это новинка, людям важно привыкнуть к ним. По этой причине первые дома будут, скорее всего, малоэтажными, в районе 3–5 этажей. Когда рынку удастся преодолеть потребительский антагонизм по отношению к деревянным конструкциям, то и этажность, скорее всего, вырастет, по крайней мере, экономическая обоснованность для этого существует уже сегодня.

Развитие строительства многоэтажек из дерева станет одним из стимулирующих факторов для отрасли деревянного домостроения. Дополнительным плюсом будет служить тот факт, что экспорт дерева закрыт, то есть все сырьё останется в стране, а значит, застройщики не будут испытывать дефицита стройматериалов.

Кроме того, в разрезе обсуждения деревянных зданий я бы не ограничивался только многоквартирными домами. Из дерева можно строить агрохолдинги, гостиницы. Этот опыт активно используется в мировой практике.

 

Алексей Шильников, директор по продукту платформы «Мой дом онлайн»:

— Тема многоэтажного деревянного строительства возникла не на пустом месте. Наиболее хорошо такой подход может показать себя, например, на Дальнем Востоке, где лесов в изобилии, а иной строительный материал приходится везти из других регионов в связи со слабой развитостью производства строительных материалов. Решение Минстроя в пользу многоэтажного деревянного строительства направлено в числе прочего и на поддержку деревообрабатывающей промышленности. С 1 января 2022 года запрещён экспорт круглого леса, а это значит, что лесозаготовителям приходится наращивать мощности переработки древесины, и один из перспективных проектов — изготовление блоков для многоэтажного строительства.

Такого рода дома хорошо зарекомендовали себя в Канаде, скандинавских странах и Австрии. По своим теплоизоляционным свойствам дерево — отличный материал для возведения жилых домов. Кроме того, следует понимать, что речь здесь идёт не о круглом брусе и возведении многоэтажных «теремов», а о применении современных принципов деревообработки, когда из древесины ценных пород изготавливаются специальные блоки, напоминающие бетонные по форме и превосходящие их по прочности. А строительство идёт по принципу конструктора.

 

Дмитрий Киселёв, канд. техн. наук, руководитель российской испытательной лаборатории ГК fischer:

— Развитие строительства деревянных многоэтажек в России — долгосрочная тенденция. Большую поддержку оказывает государство: Минстрой вместе с МЧС России разработали План мероприятий по развитию деревянного домостроения до 2024 года. В дорожную карту включены индивидуальные проекты, многоквартирные жилые дома и даже общественные здания.

Да, древесина горит лучше кирпича при температуре 200–300 градусов, поэтому важно производить обработку дома особыми веществами, которые защищают при пожаре. Важно отметить, что в каменных строениях применяют конструкции из металла. При горении они опаснее, так как обрушиваются сразу, а вот дерево может сохранять прочность дольше. Такая конструкция упадет позже, так как бревно деформируется, когда прогорит наполовину, что занимает гораздо больше времени.

Помимо этого, важно обратить внимание на крепёж: частая проблема в деревянном домостроении — подгонка конструкций и рам. Дерево может высыхать и набухать в процессе использования. В таком случае показатели прочности и безопасности уменьшаются. Из-за особенности структуры дерева, например рыхлости, необходимо минимально на неё воздействовать и нарушать её. Поэтому важно использовать крепежи, специализирующиеся на работе с древесно-стружечными и древесно-волокнистыми плитами (ДСП и ДВП).

Многоэтажное деревянное домостроение — тема, которая, очевидно, ещё долго не утратит своей актуальности. Мнений о нём много, как и технологий, по которым можно сегодня возводить деревянные дома. Но стоит помнить, что речь, действительно, уже не идёт о сказочных старорусских деревянных «теремах» — современные материалы и способы их обработки позволяют строить долговечные, надёжные и уютные дома, которые соответствуют актуальным противопожарным требованиям.