Обзор СМИ от 27 июня 2023 года

Обзор СМИ от 27 июня 2023 года
27 июня 2023

«ВОЛГА» НАРАЩИВАЕТ ЭКСПЕРТНОСТЬ В ТАРНЫХ И УПАКОВОЧНЫХ БУМАГАХ

 

UpackUnion

 

АО «Волга» — вертикально-интегрированная лесопромышленная компания. Одна из лидеров бумажной промышленности России по объемам производства и ведущий производитель тарных видов бумаг и бумаги для печати из 100% термомеханической массы в России. В мобильной студии UpackUnion заместитель генерального директора по продажам АО «Волга» — Дмитрий Михайлович Криворученко.

 

— Дмитрий Михайлович, здравствуйте. Первый день на RosUpack, как Вам выставка, как начало дня?

— Прекрасно. Прошел по стендам, представлена разнообразная продукция, все очень красиво, с удовольствием еще похожу в следующие дни. Причем здесь представлена продукция, связанная не только с бумагой, очень много различных видов упаковки, роботы есть! Я бы сюда даже детей привел.

 

— Какие планы у Вас и Вашей команды на эту выставку?

— У нас очень плотный график встреч. Запланировано много встреч с партнерами. Ведь чаще у нас все вопросы решаются дистанционно, а на выставке есть прекрасная возможность пожать друг другу руки, пообщаться лично.

 

— Сегодня «Волга» – один и немногих заводов-производителей ХТММ. В чем преимущество этого вида сырья перед традиционными (целлюлозой и макулатурой)?

— Мы ориентируемся на потребителя: кому-то нужна целлюлоза, традиционный продукт, кому-то достаточно для производства термомеханической массы. По сути, термомеханическая масса, если просто, то это дерево, которое мы разделяем до уровня щепы, а затем превращаем в массу. Из этой массы вместе с водой мы делаем бумагу. В чем ее «плюс» по сравнению с традиционной? Во-первых, в два раза меньше расходуется сырья. Таким образом, мы снижаем влияние на древесный фонд (меньше нужно срубить деревьев, чтобы получить один и тот же объем бумаги). Во-вторых, химические процессы просто отсутствуют. Комбинат «Волга» достаточно давно прекратил работать с целлюлозой, поэтому нет неприятных запахов, нет химии и связанных с ней выбросов, вода (на производстве) может использоваться повторно. Еще плюс – себестоимость производства бумаги ниже. Да, в каких-то отраслях нужна именно целлюлоза, в каких-то отраслях достаточно термомеханической массы. Мы в данном направлении считаемся экспертами.

 

— По данным официального сайта «Волги», 70% выпускаемой заводом продукции отправляется на экспорт более чем в 80 стран мира. Какой общий объем экспорта в тоннах в 2022 г.; и как он изменился в 2023 г. за аналогичный период? А какая доля остается на российском рынке?

— В 2021 году мы продали нашим партнерам 303 тысячи тонн продукции. В следующем году уже 313 тонн, в 2023 мы планируем выйти на 325 тысяч тонн. В прошлые годы отгрузка на экспорт составила 75% от объема, остальное реализовывали в России. В этом году в связи с известными событиями мы переориентировали наши направления. Сейчас экспорт составляет 80%, а на российский рынок уходит, соответственно, 20%. На экспорт мы отгружаем больше и, в первую очередь, это Азия. Она традиционно у нас находилась на уровне примерно 55% от общего объема экспорта, доля Китая была около 48-50%. В этом году доля экспорта, как я говорил, выросла до 80%, Азия — до 78%, из которых 70% уходит в Китай. Объяснение этому очень простое – китайский рынок очень большой: во-первых, 1,4 миллиарда населения, во-вторых, Китай – это мировая фабрика, которая выпускает огромное количество товаров, которые, в свою очередь, требуют упаковки.

Для нас, конечно, такая ситуация создает определенные риски. Мы работаем над тем, чтобы диверсифицировать продукцию в разные рынки сбыта. «Волга» — коммерческая компания, и наша задача не продать объемы, а продать то, что мы производим, с максимальной доходностью для компании. Мы по рынкам идем очень динамично, ищем новые для себя возможности. С чем это связано? Во-первых, ситуация меняется постоянно из-за баланса спроса и предложения, во-вторых, у нас меняется стоимость логистики. Например, в силу последних событий, цена на логистику в Индию выросла в три раза. «Очищенная» цена очень серьезно упала, поэтому мы постоянно смотрим на два параметра: какая цена на рынке и, если вычесть логистику, какая максимально «очищенная» цена.

 

— Как удалось решить проблемы с логистикой и при этом удержать цены на продукцию?

— Наши эксперты по логистике работают с очень многими партнерами (крупный, средний и малый бизнес). Например, в Китай мы возим в контейнерах поездами, т.е. это состав 62 вагона, они идут разовой поставкой общим объемом порядка 1500 тонн. Это может быть как один потребитель, так и несколько. Раньше в Европу мы возили от 1 грузовика, по России такая же практика, мы можем доставлять небольшими объемами по типографиям. Поэтому логистика постоянно пытается найти под нас решения по логистическим ставкам даже в нестандартных ситуациях. Также рассматриваются мультимодальные доставки. Сейчас разрабатываются варианты как возить в дружественные страны через Находку и по северному морскому пути, т.е. мы рассматриваем любые варианты, которые позволяют нам снизить стоимость доставки.

 

— Что касается российского рынка, кто Ваши основные потребители?

— Если взять 2022 год, с нами работало 240 партнеров, из них примерно 100 были экспортеры, остальные 140 – это Россия. Доля отечественного рынка — всего 20% от общих объемов, при этом клиентская база больше, а объемы меньше в разы. Это конечные потребители, и мы на них ориентированы, потому что при работе с конечным потребителем мы сразу получаем обратную связь по продукции: о его качестве, применяемости, возможностях на рынке.

 

— Стратегическое видение компании сейчас заключается в диверсификации продуктового портфеля и сырья. Как планируете их диверсифицировать? На развитие каких ниш и продуктов будете делать акцент?

— Сейчас есть два тренда. Первый – это газетная бумага, книги. Снижение потребления этой продукции, после всех ограничений, около 10-11% в год. Второй – упаковка: мы стали чаще заказывать на маркетплейсах, на дистанте это было особенно заметно, товары приходят в упаковке, а это бумага и картон. Таким образом, газеты уходят, при этом достаточно серьезно растет потребность в гофрокартоне. Если оценивать рынки, то в следующем году, рассмотрим на примере самой быстрорастущей экономики Китая, газетной бумаги будет потребляться 1 млн. тонн в год, а упаковки из картона порядка 70 млн. тонн в год. То есть разница в рынке в 70 раз. Если посмотреть на рынок России, то Россия к 2025 г. будет потреблять порядка 200 тыс. тонн газетной бумаги и 3,2 млн. тонн тарного картона и бумаги в год соответственно.

Мы работаем с потребителями газетной бумаги, но стратегически понимаем, что нам нужно больше развивать экспертность тарных и упаковочных бумагах.

Кроме того, наши бумагоделательные машины попадают в тот тренд, который ведет к уменьшению веса упаковочной бумаги. Бумага становится тоньше и легче для производства гофроупаковки. В следующем году (в третьем квартале 2024 г.) мы запускаем новую, шестую, бумагоделательную машину, которая будет производить тестлайнеры и флютинги высокого качества (в т.ч. с поверхностной проклейкой). Эта машина позволит нам покрывать текущие потребности рынка. По нашим расчётам, в Китае к 2025 г. будет непокрытая потребность во флютинге 1,2 млн тонн в год, в тестлайнере с поверхностной проклейкой 900 тыс. тонн, в тестлайнере без поверхностной проклейки порядка 120 тыс. тонн. Таким образом, только в одном Китае в 2025 г. будет непокрытой потребности примерно 2 – 2,2 млн. тонн с учетом вводимых мощностей. И мы как раз идем четко в этом тренде.

 

— Если вернуться к экспорту. Рассматривала ли «Волга» поставки продукции в страны Южной Америки?

— Мы открыты ко всему, что не закрыто санкциями. Мы законопослушная компания, не хотим себя подвергать рискам. У нас есть такой инструмент как лестница маржинальности, когда ты смотришь цену на рынке, из нее убираешь стоимость логистики или доставки, и оцениваешь, где у тебя выше заработок. К сожалению, в эти регионы (Южная Америка) стоимость доставки высокая, потому что есть много ограничений. В первую очередь, международные контейнерные линии, которыми раньше возили, сейчас с нами не работают. Поэтому мы рассматриваем азиатские страны, также смотрим Северную Африку, Ближний Восток, Турцию. Критериев несколько и с точки зрения заработков, плюс, возможности доступного рынка для нас. Нет смысла зайти и начать биться там, где доступного рынка нет, мы просто сделаем дополнительные предложения на рынок, которые снизят цену. Поэтому мы идем туда, где есть непокрытые объемы потребления, и заходим с нашим продуктом. Если необходимо, то наш текущий пул бумагоделательных машин позволяет в достаточно широком диапазоне менять спецификации производимой продукции под потребности рынка или клиентов. Мы достаточно гибкие в этом плане.

 

— В результате модернизации и переориентации с газетной бумаги на упаковочную какую долю в вашем портфеле будет занимать упаковка?

— Некоторое время назад мы смотрели, что это 70%, сейчас бы я сказал, что доля будет в диапазоне 50-60%. Почему диапазон? Потому что даже по Китаю мы смотрели, бывают ситуации, когда есть перепроизводство или снижение потребления – мы вынуждены уходить в другие виды бумаг. То есть, например, из интерлайнера, это один из слоев в пятислойном картоне, мы уходили в газетную бумагу. Сейчас цены на интелайнер и газетную бумагу примерно сравнялись, поэтому от года к году у нас происходят переключения объемов между видами этих бумаг. Поэтому 50-60% — это то, что мы сейчас видим. Конечно, хорошо было бы поднять до 70%, но все зависит от заработка, маржинальности. Если мы будем на этом зарабатывать больше, то уйдем в тарные бумаги. Если нужно будет вернуться к газетной бумаге, мы это сделаем, оборудование нам это позволяет.

 

— То есть все ваши БДМ перенастраиваемы и можно их переориентировать на более актуальную продукцию?

— В допустимом диапазоне – да. Мы стали производить бумагу формата 2,5 метра. До этого формат был 2,1 метра. С апреля текущего года мы стали отгружать бумагу в новом формате, в первую очередь, китайским партнерам, под гофроагрегат. И видим, у наших покупателей, как старых, так и новых, заказы составляют порядка 30-50% на бумагу формата выше, чем 2,1 метра, на тот сегмент, в котором мы раньше не присутствовали. Это тот пример, что мы фокусируемся на конечного потребителя.

 

— И в заключении нашей беседы: охарактеризуйте компанию одним словом. Сейчас АО «Волга» – это…!

— Сейчас «Волга» — это драйв, сейчас «Волга» — это рост, сейчас «Волга» — это большие перспективы.

 

ВИТАЛИЙ ЖИТНЮК (SFT GROUP): ПОБЕЖДАЕТ ТОТ, КТО ИМЕЕТ ИНФОРМАЦИЮ

 Обзор СМИ от 27 июня 2023 года-UpackUnion-Виталий Житнюк SFT Group-побеждает тот, кто имеет информацию.jpg

UpackUnion

 

RosUpack 2023 – не только демонстрационная площадка продукции ведущих производителей отрасли, на выставке представлены инновационные решения предприятий ЦБП. НИЦ (R&D центр) SFT Group презентовал свою исследовательскую лабораторию, способную решать не только проблемы качества продукции. Так экспериментальная база центра является незаменимым звеном между производством и внедрением инноваций в технологический процесс.

 

— У нас достаточно большой объем производства, и мы решили, что нам нужна своя аккредитованная лаборатория, чтобы проверять свою продукцию. Это позволяет отправлять на рынок продукцию высокого качества, — рассказывает Виталий Житнюк, директор по развитию инноваций и непрерывным улучшениям, руководитель Научно-исследовательского (R&D) центра SFT Group. — Мы подумали, что организуем центр, который будет заниматься не только исследованиями, но также вберет в себя все направления: мировые достижения, бенчмаркинг, заимствование опыта других предприятий, анализ рынка и поиск аналогов сырья, технический сервис и другие. Мы получили аккредитацию лаборатории, можем выдавать соответствующие протоколы.

Центр берет на себя риски, связанные с апробированием и имплементацией новых технологий, производственных практик и сырья при производстве бумаги и картона, предоставляя комплексный отчет с результатами и выводами проведенного опытно-промышленного испытания. Лаборатория осуществляет испытания бумаги и картона с выдачей протокола испытаний по следующим показателям: отбор проб из рулона (ISO 186), прочность при растяжении в машинном направлении (ISO 1924-2), сопротивление раздавливанию (или плоскостному сжатию) (ISO 7263-1), водопоглощение (ISO 535), масса 1 квадратного метра (ISO 187), сопротивление продавливанию (ISO 2758), сопротивление сжатию в поперечном направлении (ISO 9895).

Сегодня приоритет у тех предприятий, кто сохранил у себя исследовательскую лабораторию, считает Виталий Житнюк. К сожалению, таких предприятий единицы на всю страну. Исследовательская лаборатория занимается изучением процессов всех параметров производства. Купить оборудование, поставить – это всего лишь деньги. А вот обучить людей, настроить оборудование, чтобы грамотно шли все производственные процессы — для этого нужен дополнительный инструментарий.

— Побеждает тот, кто имеет информацию, — считает Виталий Житнюк. — Но если информации нет, то как управлять процессами? Поэтому, чем больше аналитики, тем проще управлять процессом, улучшать его.

Для этого на базе центра SFT Group работает корпоративный университет для технологов всех предприятий группы. Обучение направлено на понимание процессов механизма целлюлозно-бумажной отрасли.

— Кто сегодня будет на первых позициях, кто сегодня будет достигать лучших результатов? Те, кто работает в нескольких направлениях. Первое – снижение массоемкости либо с сохранением, либо с увеличением физико-механических показателей. И самый важный – второй параметр: технологичность переработки продукции. Он влияет напрямую на сокращение затрат при переработке, это увеличит производительность. Мы будем изучать все эти моменты, чтобы достичь необходимых параметров. После чего предложим качественный продукт нашим клиентам. Для клиента это очень важно, — говорит Виталий Житнюк.

Кроме университета в центре работает и свой банк идей. Его задача — создание интеллектуальной собственности. Эксперты центра могут провести аудит предприятия, предложить собственникам идеи развития, в т.ч. по диверсификации производства. Например, делать пачечную бумагу или основу для обоев. Изменив композицию сырья, изменив параметры процессов. Это позволит снижать объемы выхода упаковочной продукции и увеличивать ее маржинальность.

 

Справка UpackUnion

Лаборатория НИЦ (R&D центр) SFT Group соответствует требованиям ГОСТ ISO/IEC 17025-2019 «Общие требования к компетентности испытательных и калибровочных лабораторий».

 

Поделиться
Отправить
Класснуть