Обзор СМИ от 27 октября 2022 года

Обзор СМИ от 27 октября 2022 года
27 октября 2022

САНКЦИИ И ДЕРЕВЯННОЕ ДОМОСТРОЕНИЕ: КАК «ВЫЖИВАЕТ» ОТРАСЛЬ В 2022 ГОДУ

 

«Лесной комплекс»

 

Восемь пакетов санкций, введённых странами Европы против российского бизнеса, продемонстрировали, что направить внимание на внутренний рынок необходимо было, как говорится, «ещё вчера».

 

В частности, с большими проблемами на фоне ограничений в 2022 году столкнулся отечественный лесопромышленный комплекс. С 10 июля под запрет импорта попали такие важные для производителей из РФ категории товаров, как фанера, древесные плиты, топливные гранулы — вся продукция под кодом ТН ВЭД 44. Также под санкциями находятся немелованная крафт-бумага и картон (код ТН ВЭД 4804) и древесная масса, полученная сочетанием механического и химического способов, под кодом ТН ВЭД 4705.

Последний пакет санкций, который вступил в силу осенью, запретил импорт российских целлюлозы и бумажных изделий. В частности, теперь в Европе не приветствуются коды ТН ВЭД 4802 (немелованные крафт-бумага и картон для печати и письма) и ТН ВЭД 4803 (бумага для санитарно-гигиенических целей).

Ограничения также распространяются на газетную бумагу (ТН ВЭД 4801), прочую немелованную бумагу и картон в рулонах и листах (ТН ВЭД 4805), бумагу и картон с неорганическим покрытием (ТН ВЭД 4810), декорированные или ламинированные бумагу, картон и целлюлозное полотно (ТН ВЭД 4811), туалетную бумагу, салфетки и бумажные полотенца (ТН ВЭД 4818), бумажные коробки, пакеты и тару (ТН ВЭД 4819), прочие виды бумаги, картон и целлюлозу (4823).

Очевидно, что список запрещённых в Европе российских товаров пополнился основательно, хотя уже смирившиеся с ситуацией в отрасли лесопромышленники отмечают, что восьмой пакет санкций по масштабам уступает предыдущему и большого вреда бизнесу не несёт: самое большое падение экспорта произошло летом. От новых запретов пострадают в основном предприятия целлюлозно-бумажной промышленности, часть из которых ещё до введения новых ограничений наладила поставки на другие рынки.

 

А что можно поставлять в ЕС?

Во-первых, отметим, что те экспортёры, которым посчастливилось до 7 октября 2022 года заключить контракты на поставку товаров под вышеперечисленными кодами (имеются в виду коды, включённые в восьмой пакет санкций), смогут выполнить свои обязательства. Они могут ввозить законтрактованные товары в страны Европы до 8 января 2023 года.

Во-вторых, пока под запрет импорта попадает не вся российская лесопродукция. Разумеется, для производителей фанеры и пеллет европейский рынок закрыт, а вот предприятия целлюлозно-бумажной промышленности ещё могут попытать счастья на Западе.

В частности, до сих пор в санкционные пакеты «недружественных стран» ЕС не внесены следующие коды:

- не прошедшая химобработку древесная масса — ТН ВЭД 4701;

- растворимая древесная целлюлоза — ТН ВЭД 4702;

- макулатура и масса из нее — ТН ВЭД 4706 и ТН ВЭД 4707;

- многослойные и гофрированные бумага и картон — ТН ВЭД 4807 и ТН ВЭД 4808;

- копировальная бумага — ТН ВЭД 4809 и ТН ВЭД 4816;

- обои — ТН ВЭД 4814;

- ярлыки и этикетки — ТН ВЭД 4821.

К слову, большая часть данных кодов есть в санкционном списке Евросоюза, но как продукция, которую запрещено поставлять из Европы в Россию.

 

Развиваем переработку леса внутри страны за счёт деревянного домостроения

Пока европейцы продолжают складывать санкции в пакет с пакетами и уже грозят российскому бизнесу девятым списком ограничений, эксперты лесной отрасли настаивают на необходимости развивать своё производство внутри страны и наращивать внутренний рынок потребления.

Ранее мы не раз писали о том, что одним из способов для удержания ЛПК «на плаву» является стимулирование деревянного домостроения, на которое в последние два года наблюдался большой спрос со стороны населения.

Так, на выставке «Лесдревмаш», которая состоялась в сентябре текущего года и на которой все четыре дня присутствовала команда «Лесного комплекса», много внимания было уделено новым проектам в сфере деревянного домостроения.

В рамках третьего дня работы выставки состоялась конференция «Рынок пиломатериалов в процессе восстановления: экспорт, потребление, производство», на которой эксперты обсудили состояние рынка, возможности экспорта пиломатериалов и их потребление внутри страны.

Максим Молчанов, директор по работе с регионами и PR Ассоциации деревянного домостроения, в своём докладе отметил, что в 2022 году рынок деревянного домостроения столкнулся с рядом проблем. Так, в среднем спрос на деревянные дома сократился на 20–50% по стране, в то время как цена закупки пиломатериалов в сравнении с январём текущего года снизилась на 25–35%. Эксперт также отметил, что к четвёртому кварталу года можно ожидать их подорожания.

При этом стоимость самих домов (со строительством) снизилась только на 5–7%. В Ассоциации деревянного домостроения это связывают с ростом цен на отделочные материалы и инженерию.

«В августе-сентябре некоторые компании начали давать дополнительную скидку в 5–10% из-за того, что производственные мощности недозагружены», — отметил Максим Молчанов.

Серьёзные проблемы сегмент деревянного домостроения испытывает в области поставок запчастей и комплектующих к оборудованию. По словам г-на Молчанова, сегодня в отрасли всё оборудование является импортным и преимущественно имеет европейское происхождение. Любая замена инструментов и «расходников» связана с большими затратами и осуществляется через третьи страны, так как на прямые поставки действуют введённые Европой ограничения.

Одно из предложений Ассоциации, призванное отчасти решить данную проблему, состоит в том, чтобы предоставить промышленным предприятиям, связанным с деревянным домостроением, льготное кредитование на закупку запасных частей и проведение капитального ремонта оборудования.

Также в АДД предложили запустить льготную ипотеку на приобретение деревянных домов. Ранее ТАСС сообщало, что Ассоциация направила соответствующее письмо в профильный экспертный совет Совфеда:

«Обеспечить предоставление льготной ипотеки на цели индивидуального жилищного строительства с применением деревянных несущих конструкций, произведённых индустриальным способом, в размере ключевой ставки ЦБ, сниженной на 2%», — говорится в письме.

 

Меры поддержки отрасли в 2022 году

Если говорить о тех мерах поддержки, что уже действуют, то стоит упомянуть утверждённую в этом году Дорожную карту в области пожарной безопасности. Она предусматривает проведение 25 мероприятий до 2024 года, которые расширяют области применения деревянных конструкций с упором на CLT-панели и LVL-брус. В частности, речь идёт о развитии в России многоэтажного деревянного домостроения. Например, в этом году специалисты планируют установить минимально необходимые с точки зрения пожарной безопасности расстояния между деревянными зданиями.

Первые проекты деревянных многоэтажек, к слову, уже есть, и они реализованы. Холдинг Segezha Group, например, построил в Вологодской области 4-этажные жилые здания из CLT-панелей собственного производства. 

Также, как рассказал в ходе доклада директор по работе с регионами и PR Ассоциации деревянного домостроения, был успешно проведён конкурс типовых проектов деревянных домов. Все 40 проектов, среди которых есть как частные дома, так и многоквартирные здания, детские сады и фельдшерские пункты, прошли госэкспертизу и доступны для бесплатного скачивания во всех регионах страны. Экспертиза таких домов будет происходить по упрощённой схеме.

Отдельно стоит упомянуть поручения премьер-министра РФ Михаила Мишустина по итогам форума «Среда для жизни — 2022». Так, г-н Мишустин поручил разработать меры поддержки ИЖС с использованием домокомплектов, в том числе:

- льготное финансирование создания и модернизации производств;

-софинансирование приобретения гражданами домокомплектов;

- субсидирование ставки по ипотеке на строительство с использованием домокомплектов.

 

Время объединяться

Из вышесказанного можно сделать вывод, что на государственном уровне какая-то поддержка отрасли всё-таки ведётся. Но и регионах местные производители не сидят на месте. Так, в Нижнем Тагиле на территории бывшей мебельной фабрики предприниматели решили основать технопарк в сфере деревообработки и домостроения «Пролес».

Стоит отметить, что технопарк образуется всё же не на пустыре — с 2004 года на этой территории работает деревообрабатывающий бизнес. В течение многих лет здесь, как сообщает агентство новостей «Между строк», работали различные предприятия по изготовлению продукции из древесины.

«Мы уже давно работаем вместе и поэтому решили, что будем пробовать создавать свой кластер. В Агентстве стратегических инициатив (АСИ) нам подсказали, что пока нам не хватает резидентов и территорий, и на данном этапе такая форма, как технопарк, подошла нам больше. Мы решили создать на территории фабрики, где уже много лет работаем, технопарк в сфере деревообработки и домостроения, куда потенциальный покупатель сможет прийти и приобрести всё для строительства в одном месте», — рассказала директор управляющей компании технопарка Лилия Софина.

Новый технопарк занимает территорию площадью 17,5 тыс. квадратных метров. В данный момент здесь работает пять резидентов, один из которых — деревообрабатывающее предприятие, изготавливающее различные виды деревянной продукции: от простой обработанной доски до сращённого бруса. Произведённые материалы поступают напрямую к следующему резиденту технопарка, который, в свою очередь, производит деревянные окна со стеклопакетами, двери и порталы.

Такой подход позволяет существенно снизить затраты на логистику: с перевозкой груза из одного цеха в другой, а их разделяет всего несколько метров, легко справляется один погрузчик.

Также на территории технопарка «Пролес» работает завод по выпуску модульных и каркасных домов, которые пользуются спросом у жителей Екатеринбурга и ближайших к нему населённых пунктов. Необходимое сырьё компания приобретает на местной лесопилке.

Решение проблемы с образующимися в процессе производства и деревообработки отходами в технопарке также предусмотрели: на территории установлена линия по производству топливных гранул.

Ещё один резидент — тагильская IT-компания iRidi. В числе её разработок — собственная система «умный дом», которая является полностью российским продуктом.

«Вообще деревообработка — бизнес сложный: ты должен сделать большую работу, чтобы получить приемлемую прибыль. Но с деревом интересно работать, потому что это живой материал. На территории мебельной фабрики осталось оборудование прошлых лет: сушки, пилорама. Мы это поддерживаем в рабочем состоянии, используем, а также закупаем новые агрегаты», — подчеркнула Лилия Софина.

 

НЕДООЦЕНЕННАЯ РУССКАЯ БЕРЕЗА

Обзор СМИ от 27 октября 2022 года-iDNES–Недооцененная русская береза.jpg 

iDNES

 

Запрет на экспорт русской березы в ответ на санкции уже ощущается по всему миру. Этот тип древесины состоит из коротких волокон, благодаря которым гигиеническая продукция становится мягче. Теперь туалетная бумага будет жесткая и дорогая.

 

Туалетная бумага — еще один товар, производство которого подорожало из-за начала вооруженного конфликта на Украине. Запрет на экспорт русской березы, чья древесина состоит из коротких волокон, благодаря которым гигиеническая продукция становится мягче, спровоцировал борьбу за целлюлозную массу, основной компонент в производстве туалетной бумаги.

Последствия этого решения уже ощущаются по всему миру: рулоны бумаги становятся тоньше и дорожают. Об этом сообщает агентство "Блумберг".

Производители туалетной бумаги столкнулись с трудностями еще во время пандемии коронавируса. Тогда случались локальные перебои в снабжении. Отчасти из-за панических закупок. Проблемы возникали и из-за проволочек при отгрузке древесных волокон для производства бумаги на контейнерные корабли в портах.

В марте Россия запретила экспорт березовой древесины в ответ на санкции, которые США и ЕС ввели после вторжения российских войск на Украину. Вследствие этого промышленность ожидает, что с рынка пропадут от 800 тысяч до 1,2 миллионов тонн целлюлозной массы.

Ее стоимость в этом году выросла примерно на 45%, потому что расходы на энергозатратный процесс дробления и измельчения щепы в целлюлозную массу резко увеличились. Теперь, когда крупнейшие производители в Европе начинают ощущать дефицит поставок, производителям бумаги приходится еще больше бороться за сырье.

По данным статистического института "Евростат", крупнейшим производителем целлюлозной массы в Европе является Швеция и Финляндия. Около десяти процентов поставок древесины из Финляндии раньше были родом из России. Другие деревья в северном полушарии больше подходят для производства бумаги, устойчивой к разрывам, и используются, например, для производства коробок из гофрированного картона.

Дефицит древесины из России еще усугубляет несколько незапланированных остановок бумагоделательных производств, что также способствует дефициту целлюлозной массы во всем мире. В начале года забастовка рабочих в Финляндии остановила производство более чем на три месяца.

Засуха в Испании вынудила производителя Ence Energía y Celulosa SA закрыть с июля завод в городе Понтеведра. Бразильская компания Suzano из-за модернизации остановит в четвертом квартале почти на 60 дней одну линию по производству целлюлозной массы на своем заводе в Аракрузе. Таким образом, в сентябре текущего года рынок потерял более 1,4 миллионов тонн целлюлозной массы.

По всей видимости, ситуация останется напряженной вплоть до второй половины будущего года, как считает аналитик компании Santander Рафаэль Баркеллос. По его оценкам, цены начнут постепенно снижаться в следующем году, когда заработают заводы, которые сейчас строятся в Чили и Уругвае.

Финский производитель бумаги и упаковки Stora Enso уже изменил производственную технологию из-за ограничения поставок из России и использует целлюлозную массу из длинных волокон. Этот тип целлюлозной массы крепче, но и менее мягкий. Кроме того, он еще и дороже.

Сокращения производства не исключает и финский производитель туалетной бумаги Metsa Tissue, а шведская компания Essity, в свою очередь, сообщила о повышении цен и введении сборов на энергию.

 

Поделиться
Отправить
Класснуть