Обзор СМИ от 27 сентября 2022 года

Обзор СМИ от 27 сентября 2022 года
27.09.2022

В РОССИИ НАУЧАТСЯ ДЕЛАТЬ КАРТОН

 

Анна Журба, «Век»

 

Европейские санкции осложнили работу российской целлюлозно-бумажной промышленности. Однако компании отрасли продолжают реализацию инвестпрограмм и климатических стратегий.

 

Санкции - не повод для пессимизма

Весной 2022 года российская лесопромышленная и целлюлозно-бумажная отрасли столкнулись со сложностями, вызванными ограничениями поставок продукции со стороны Запада. Запрет на импорт некоторых видов целлюлозно-бумажной продукции из России Евросоюз ввел в рамках пятого пакета санкций, утвержденного 8 апреля. В черный список попала вся группа древесины и изделий из нее, немелованные крафт-бумага и крафтлайнер в рулонах или листах, Евросоюз ввел также запрет на экспорт в РФ практически всех видов бумаги, картона и целлюлозы. Фактически торговля бумагой и картоном между странами остановилась.

Но оказалось, что отечественные производители не только не расстроились, а полны оптимизма. Так, Нижегородский бумажный комбинат получит заем в 1,5 млрд. рублей на выпуск бумаги для упаковки, а во Владимирской области открыли предприятия «Формабокс» по выпуску гофрокартона и гофропродукции.

«Западные санкции благоприятным образом отразились на отечественном рынке упаковки. Они высвободили некоторые ниши от конкурентов. Если раньше вопросы сбыта стояли очень серьёзно, часть продукции отправляли на экспорт, то сегодня российские предприятия с лихвой обеспечивают спрос на упаковочную продукцию. Её покупают самые разные производители, от «кондитерки» до машиностроения», - заявила генеральный директор предприятия «Формабокс» Наталья Алексеева.

Уверенно себя чувствует Архангельский ЦБК, где до конца 2028 года планируется провести модернизацию бумагоделательной машины №6, прессовой части и транспортно-упаковочной линии сушильной машины производства целлюлозы, заменить объекты энергетической инфраструктуры (котлоагрегаты, турбины) и перевести энергетику с угля на газ.

В Иркутской области группа «Илим» предполагает не только модернизацию действующих целлюлозных производств на комбинатах холдинга в Братске и Усть-Илимске, но и создание нового целлюлозно-картонного комбината мощностью 600 тыс. тонн картона в год. Старт проекту был дан в 2018 году, предполагалось, что запуск производства состоится весной 2022-го. Однако ситуация с пандемией и спецоперацией внесла свои коррективы, отодвинув его на 2023 год.

 

Нижегородский ЦБК наращивает мощности

Нижегородский целлюлозно-бумажный комбинат «Волга» и российский Фонд развития промышленности заключили соглашение о займе в 1,5 млрд. рублей на модернизацию производства. На средства, предоставленные по льготной ставке 1% годовых на семь лет, предприятие модернизирует производство и запустит бумагоделательную машину №6, остановленную в 2015 году.

После модернизации БДМ №6 будет производить бумагу для гофрирования и тестлайнер (многослойный прессованный картон). Компания планирует расширить линейку типов упаковочной бумаги, пользующейся спросом на рынке, в том числе и для поставки на экспорт.

Эксперты считают, что эта продукция найдет потребителей даже в условиях стагнации: переход к возобновляемому сырью при производстве упаковки стал повсеместным.

Запуск дополнительных мощностей позволит ЦБК «Волга» увеличить выпуск готовой продукции на 140 тыс. тонн бумаги ежегодно (почти на половину от текущих объемов), дополнительно создав 172 рабочих места. Ранее провести модернизацию на комбинате намеревались до весны 2023 года, теперь сроки инвестпроекта сдвинуты на 2024 год.

Председатель правления РАО «Бумпром» Юрий Лахтиков считает, что новые объемы продукции ЦБК «Волга» найдут покупателей как на российском, так и на международном рынке.

«В современных условиях логистика осложнена, идет переориентация логистических цепочек с Европы на Азию и Африку. На внутреннем рынке спрос на эту продукцию не растет, так как не растет сама экономика.

Тем не менее, рынок тарных видов бумаги является наиболее стабильным в российской целлюлозно-бумажной промышленности. Он максимально соответствует мировому тренду перехода на производство упаковки из возобновляемого сырья, суть которого в отказе от производства упаковки из пластика, металла и стекла и переориентация на упаковку из бумаги, картона и целлюлозной массы. Это касается как транспортной, так и потребительской упаковки. Поэтому продукция ЦБК «Волга» будет однозначно востребована», — отметил эксперт.

 

В лидеры стремится Владимир

2 августа 2022 года во Владимире было открыто производство по выпуску гофропродукции и бумажных крафт-мешков компании «Формабокс». В новое производство площадью 12 тыс. кв. м было вложено около 4 млрд. рублей.

После выхода на проектную мощность планируется выпускать в год не менее 140 млн. кв. метров гофрокартона разных марок и профилей и до 100 млн. штук бумажных крафт-мешков, а также гильзы и шпули.

Предприятие собирается занять 50% рынка Владимирской области и выйти в регионы, расположенные в радиусе 1 тыс. км, сообщил оперативный директор компании «Формабокс» Дмитрий Каримов. «Рынок упаковки растет из года в год. Она экологичная, на нее постоянный спрос, потому что идет переход с пластика на картонную упаковку», - заявил Каримов.

Однако на этом Владимирская область не собирается останавливаться. Завод по выпуску картонной продукции производительностью 150 тыс. тонн в год будет построен в Гороховецком районе Владимирской области к 2025 году, объем инвестиций составит около 15 млрд. рублей. На предприятии планируется создать 200 рабочих мест.

«Владимирская область только начинает развивать целлюлозно-бумажную отрасль. Но я уверен, что качественная продукция из нашего региона будет пользоваться спросом и займёт достойное место на российском рынке. Запуск заводов по выпуску картонной продукции – это не только новые рабочие места, но и налаживание промышленной кооперации с предприятиями пищевой отрасли и другими производствами, которые используют картонную упаковку для своей продукции», – уверен губернатор Владимирской области Александр Авдеев.

Все поставщики сырья – российские компании. Производство будет безотходным и для него решено использовать в том числе вторичное сырьё.

 

Макулатура по-прежнему ценное сырье

В данное же время Нижегородская область представляет собой пример цикличной экономики, позволяющей резко сократить количество отходов от товарного производства и снизить экологическую нагрузку.

Здесь образовался своего рода кластер цикличного бумажного производства, в который вовлечены все: жители региона, сборщики, сортировщики и переработчики макулатуры.

«Макулатура стала востребованным сырьем при росте спроса на бумажную упаковку для растущих рынков конечной продукции», – заявил генеральный директор аналитического агентства Центр системных решений Денис Кондратьев.

В основном поэтому целлюлозно-бумажная отрасль и заняла лидирующие позиции в российской экономике по уровню цикличности: сейчас в хозяйственный оборот вовлекается более 60% образующихся отходов бумаги и картона. Больше только в металлургии, где традиционно ежегодно перерабатывается до 80% лома от всего объема образуемого вторсырья из металла.

По расчетам Центра системных решений сейчас в стране образуется до 8 млн. тонн отходов бумаги и картона, из которых для переработки пригодны около 7 млн. тонн, а собирают лишь 4,5 млн. тонн макулатуры.

В то же время производственных мощностей сейчас достаточно (вдобавок к сохранившимся построили новые) для переработки более 5,5 млн. тонн макулатуры в год, а в течение трех лет производители планируют увеличить их еще на 1,4 млн. тонн.

Основная проблема в том, что хотя цепочки сбора и сортировки макулатуры вроде бы выстроены, эффективные производственные связи отсутствуют.

«Как правило, региональные операторы по обращению с отходами не рассматривают сбор вторсырья как бизнес, для них важно лишь получить поток коммунальных платежей от муниципалитетов. А, значит, они не заинтересованы в раздельном сборе, что создало бы сырьевую массу для сортировщиков. Те, в свою очередь, не всегда умеют выдать ту марку макулатуры, которая необходима ближайшему переработчику; последний же не всегда гибок в своих производственных процессах», - отметил Кондратьев.

Без экономической заинтересованности сторон и технологических связей работающую прибыльную цепочку обращения вторсырья из этих звеньев не создать. В результате на свалках сейчас гниет не менее 2 млн. тонн макулатуры, а сколько ее еще лежит по сараям у населения, не сосчитать.

Поэтому экологические эксперты считают образцовым опыт Нижегородской области, где коммунальщикам, сортировщикам и бумажным фабрикам удалось найти симбиоз, идентичный цикличной экономике, выгодный всем сторонам.

 

Для справки

Россия в 2021 году входила в двадцатку крупнейших мировых экспортёров бумаги и картона, а по объёму торговли газетной бумагой даже заняла третье место. Почти 90% российских предприятий планирует к 2024 году не только расширить ассортимент упаковки, но и нарастить объёмы выпуска.

Производство целлюлозы вместе с этим может вырасти с 8,2 млн. тонн в 2019 году до 14 млн. тонн к 2030 году, а бумаги и картона — с 9,2 млн. до 11,8 млн. тонн соответственно. Сами ЦБП должны к тому моменту повысить вклад в экономику страны — с 697 млрд. рублей в 2019 году до 1,14 трлн. рублей к 2030 году.

 

НЕ ПРОДАДИМ, ТАК САМИ СОЖЖЁМ: КУДА ДЕВАТЬ РОССИЙСКИЕ ПЕЛЛЕТЫ?

 Обзор СМИ от 27 сентября 2022 года-Лесной комплекс–Не продадим, так сами сожжём.jpg

Мария Кармакова, «Лесной комплекс»

 

По данным Союза участников пеллетного рынка, древесные топливные гранулы в России производят около 600 предприятий, на которых занято более 6 тыс. сотрудников. Многие из них могут в скором времени лишиться работы, поскольку основной рынок потребления пеллет с 10 июля прекратил принимать продукцию из России. В настоящее время идёт поиск новых рынков, в том числе изучаются перспективы рынка внутреннего.

 

Возможно, со временем появится возможность параллельного экспорта биотоплива в ЕС через Беларусь по аналогии с тем, как сейчас в обратном направлении через Казахстан, Армению и Турцию переправляют санкционные товары. Для сибирских производителей многообещающим направлением видится Южная Корея, которая не ввела санкции против российского биотоплива.

Китай, на который делают ставки отечественные лесопромышленники, работающие в других сегментах ЛПК, здесь не поможет: пеллеты производят из щепы и опилок, а в Поднебесной введён запрет на ввоз любых видов отходов.

В любом случае, в поисках новых рынков сбыта нужно помнить, что в случае с гранулами любое усложнение логистики обернётся значительным повышением их стоимости, а это поставит под вопрос рентабельность бизнеса.

Другим вариантом решения проблемы может стать перепрофилирование пеллетных предприятий на производство другой продукции из отходов деревообработки, например бобышек (подробнее на эту тему читайте в рубрике «Деревообработка»). Но это потребует дополнительных инвестиций в переоборудование и времени на выстраивание контактов с потребителями нового продукта.

Самым перспективным из возможных вариантов большинству участников ЛПК видится переориентация на внутренний рынок потребления древесного биотоплива. О необходимости его развития при поддержке государства заговорили почти сразу после февральских событий, но только сейчас на уровне регионов предпринимаются конкретные действия для того, чтобы эти планы из умозрительных стали выполнимыми.

 

Инициатива регионов

Власти Карелии уже заявили о проекте перевода с мазута и угля на биотопливо 15 котельных, отапливающих социальные объекты. Премьер-министр правительства республики Александр Чепик поручил региональному министерству строительства, ЖКХ и энергетики сформировать список таких котельных и рассчитать тариф, который не должен существенно отличаться от нынешнего.

С переоборудованием котельных на новый вид топлива власти обещали помочь, но при двух условиях: сотрудничество поставщиков пеллет с энергетическими организациями должно быть долгосрочным, а поставки — стабильными и регулярными.

Проект поддержали и в минприроды региона: глава ведомства Андрей Карпилович отметил, что с точки зрения экологии проект имеет большие преимущества, поскольку пеллеты и щепа — более чистый вид топлива по сравнению с углём и мазутом, и при переходе на них регион получит значительно более приемлемые экологические параметры для окружающей среды.

На путь к собственной программе перевода муниципальных котельных на древесное биотопливо встала и Архангельская область. Причём в регионе данное направление получило развитие ещё до того, как стало вынужденной мерой.

Предприятия, работающие в области, делились своим опытом в рамках совещания по вопросам использования биотоплива внутри страны, которое в июне в Москве провела вице-премьер РФ Виктория Абрамченко. Тогда в числе успешных примеров отметили опыт ЗАО «Лесозавод 25»: предприятие снабжает пеллетами собственные котельные, которые обеспечивают теплом пригород Архангельска, при этом потребители оплачивают его по действующим тарифам.

Отметилась на федеральном уровне и ГК «УЛК»: котельные, построенные холдингом в Устьянском районе, также работают на биотопливе, поставляемом с собственного пеллетного производства, и тариф для получателей тепла даже ниже, чем в целом по району.

Холдинг готов помочь транслировать этот успешный опыт и в других территориях. С этой целью ГК «УЛК» планирует до конца года запустить завод по производству биотопливного котельного оборудования мощностью от 1 до 10 МВт.

«Все инвестиционные программы у нас есть, тарифы есть, у нас восемь таких котельных успешно работают», — подчеркнул генеральный директор компании Владимир Буторин на прошедшем в июле в Красноярске выездном заседании Совета по вопросам лесного комплекса РФ при Совете Федерации.

 

Федерация поддержит?

При всех успехах Архангельской области и других регионов в развитии внутреннего потребления древесных топливных гранул пока в нашей стране нет комплексной программы, которая позволила бы получить поддержку на федеральном уровне и перейти от частных инициатив к массовому переводу муниципальных котельных на пеллеты. Этот вопрос стал ключевой темой обсуждения на круглом столе, который прошёл на площадке чемпионата «Лесоруб XXI века».

«Санкции против России напрямую коснулись лесопромышленного комплекса, работа которого во многом зависит от ситуации на мировых рынках и поставок высокотехнологичного оборудования. Совершенно очевидно, что сегодня ЛПК как никогда нуждается в поддержке. На региональном уровне активно ведётся работа по формированию конкретных мер поддержки предприятий ЛПК.

Подготовлены предложения, которые прошли обсуждение на различных площадках и направлены в Правительство РФ, профильный комитет Госдумы, в Совет Федерации Федерального Собрания РФ, аналитический центр при Правительстве РФ.

Одной из наиболее значимых инициатив является предложение по развитию внутреннего рынка топливных гранул», — напомнил заместитель председателя Архангельского областного Собрания депутатов и председатель комитета по лесопромышленному комплексу, природопользованию и экологии Александр Дятлов.

Ссылаясь на данные управления Федеральной службы государственной статистики по Архангельской области и Ненецкому автономному округу, чиновник озвучил следующие цифры: в настоящее время на территории области созданы мощности по производству около 600 тыс. топливных гранул в год. В число крупнейших производителей входят: ГК «УЛК» — 240 тыс. тонн, «Лесозавод 25» — 225 тыс. тонн, «Регионлес» — 80 тыс. тонн, «Форест» — 12 тыс. гранул и 2 тыс. брикетов.

Кроме того, компания «Бионет» в Онеге выпускает топливные пеллеты из отходов гидролизного производства лигнина, производственная мощность предприятия — 100 тыс. тонн продукции в год. Предприятие может использовать как лигнин-гидролизное сырьё, так и древесное, ориентируясь на потребности рынка.

В 2020 году объём производства пеллет в регионе составил 464 тыс. тонн, в 2021 году — 569 тыс. тонн. По предварительной оценке, в 2022 году местные предприятия выпустят около 435 тыс. тонн топливных гранул. Однако, если ситуация со сбытом не изменится, объёмы производства в последующие годы не превысят 300 тыс. тонн, констатировал Александр Дятлов.

Причина всё та же: закрытие основного рынка сбыта. Из Архангельской области пеллеты в основном поставляли на экспорт в Европу: Финляндию, Нидерланды, Данию. И лишь небольшая часть оставалась в регионе и шла на нужды энергетики.

«В связи с введением антироссийских санкций со стороны недружественных стран отгрузка пеллет по традиционным направлениям практически полностью прекращена. Предприятия вынуждены сокращать объёмы производства и искать новые рынки сбыта.

В настоящее время развитие внутреннего рынка биотоплива осуществляется за счёт сжигания древесных отходов для удовлетворения энергетических нужд производств и получения тепловых источников.

Таким образом, строительство котельных и перевод части муниципальных котельных Архангельской области на использование биотоплива — необходимая мера господдержки лесопромышленного комплекса региона», — подытожил чиновник.

 

Чья ответственность?

В качестве основного предложения для решения этой проблемы зампредседателя облсобрания предложил сформировать отдельную федеральную программу для развития внутреннего рынка топливных гранул, в которой были бы прописаны основные меры поддержки участников этого процесса.

В число таких мер Александр Дятлов предложил включить субсидирование части затрат на строительство и модернизацию объектов теплоснабжения, использующих в качестве топлива пеллеты, а также на приобретение самого топлива предприятиям, осуществляющим деятельность по организации теплоснабжения, и частным потребителям на приобретение и установку оборудования для котельных, работающих на пеллетах.

Депутат отметил, что предложение по разработке такой федеральной программы получило поддержку и одобрение Минприроды России. Это, конечно, хорошо, но возникает вопрос: если ведомство ограничилось одобрением, то кто эту программу должен разрабатывать?

Рационально ли формировать её на региональном уровне и затем представлять для обсуждения на уровне федеральном или же логичнее пойти сверху вниз, когда соответствующее ведомство разрабатывает общую концепцию, а регионы вносят свои предложения? По мнению чиновника, предпочтительнее второй вариант.

«Для Архангельской области уголь не очень актуален, хотя некоторые котельные на нём работают, но у нас нет своих шахт, мы уголь в области не производим. И если мы от него откажемся и перейдём на более чистое, экологичное топливо, это будет только в плюс.

Мы разговаривали с представителями бизнес-сообщества, которое берёт у нас эти котельные и занимается их модернизацией. Они говорят, что готовы перейти на пеллеты, но нужна некая гарантия от производителей, что в ближайшие 10 лет они будут эти пеллеты поставлять по понятной цене.

Потому что если через три года поменяется ситуация, и бизнес опять захочет работать с Европой, то как будут выживать те, кто установил биотопливное оборудование? По нашему мнению, лучше, чтобы появилась федеральная программа, мы бы дали в неё предложения, и тогда по понятным условиям все могли работать», — обозначил позицию региональной власти Александр Дятлов.

«От себя добавлю, что у теплоснабжающих организаций выбор вида топлива и его обоснование всегда идёт в схеме теплоснабжения. То есть мы разрабатываем предпроектный документ и в схеме теплоснабжения обосновываем, какая котельная на каком виде топлива должна работать.

В том числе это и экономическая составляющая, потому что для населения рост тарифа играет большую социальную роль.

Мы должны учесть интересы бизнеса, теплоснабжающих организаций, населения, экологии и промышленных производителей, потому что сбыт тех же пеллетных котлов тоже оказывает существенное влияние на российскую экономику», — дополнила начальник отдела оперативно-дежурной работы Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ Юлия Ефимова, выступавшая модератором дискуссии.

По её мнению, разработка требуемой программы затрагивает три основных ведомства: Минприроды, Минстрой и Минпромторг. Определиться, какое из них будет главным и, соответственно, понесёт ответственность за выполнение данной задачи, необходимо на уровне Правительства РФ.

«Если мы говорим про продажу котлов и оборудования, про субсидии для производителей, то это Минпромторг. Если мы говорим про теплоснабжающие организации и их перевод на пеллеты, то это вопрос Минстроя. А если говорим об улучшении экологической ситуации, то это Минприроды.

Сейчас в Байкальске пытаются модернизировать местную ТЭЦ, которая работала на угле, чтобы перевести её на пеллеты. Но резервным видом топлива для неё остаётся всё тот же уголь, и Минприроды поручило доработать проект, чтобы резервный вид топлива тоже был экологически чистый.

Модернизация ТЭЦ оценивается уже сейчас в 5 млрд рублей — это одна ТЭЦ для одного города. Это существенные затраты, поэтому к обсуждению нужно подключать четвёртое ведомство — Минфин России, он должен определить объём финансирования, который готов выделить для данной госпрограммы», — пояснила Юлия Ефимова.

 

Экология и экономика

Небольшой экскурс в историю для участников дискуссии устроил директор проектной дирекции министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства региона Роман Ботыгин. Он напомнил собравшимся, что переход на пеллеты в регионе был обусловлен колебаниями цен на основной вид топлива: в то время это был каменный уголь, на его долю приходилось 27% объёмов спроса. При этом регулярно наблюдались сбои поставок для котельных.

«В то же время лесопромышленный комплекс генерировал достаточно большое количество отходов, производственный цикл был не так жёстко замкнут, в то время пеллеты ещё не производили, и биотопливо было достаточно дёшево. В связи с этим правительство Архангельской области приняло решение модернизировать коммунальные структуры путём использования биотоплива. На текущий момент оно доминирует — 46% от общего объёма.

Если говорить об экономическом эффекте, то здесь существенную роль играет цена топлива. Пеллеты по текущей рыночной цене вполне могут конкурировать с мазутом и дизельным топливом, а со щепой и дровами — за счёт автоматизации и производительности труда.

Если для щепы и дров нужны кочегары, то на пеллетах всё это можно автоматизировать и одному оператору дистанционно управлять котельной или даже несколькими котельными», — представил результаты анализа Роман Ботыгин.

Оценив техническое состояние оборудования муниципальных котельных и обязательства ресурсоснабжающих организаций по модернизации сетей, в региональном минэнерго определили 35 котельных, которые могут попасть под модернизацию с переводом на новый вид топлива. Их суммарный объём потребления составит около 61 тыс. тонн пеллет в год, то есть примерно 11% от общего объёма производства гранул в области.

При этом затраты на переоборудование котельных и реконструкцию теплосетей оцениваются в 2,5 млрд рублей. Руководитель проектной дирекции подчеркнул, что это могут быть как частные инвестиции, так и субсидии из федерального бюджета, но второй вариант всё же предпочтительнее.

«Если говорить о частном случае, то у нас возникает дополнительный годовой прирост на компенсацию тарифной составляющей — это около 300 млн рублей. Это компенсация тарифа льготным потребителям.

Плюс ещё 400 млн рублей — ежегодные амортизационные, кредитные отчисления, займы банкам. То есть всего 700 млн в год. Боюсь, наш бюджет не будет столь сбалансированным», — аргументировал Роман Ботыгин.

В заключение он сформулировал своё предложение следующим образом: выделить на федеральном уровне целевую субсидию на финансирование мероприятий по переводу муниципальных котельных на пеллеты, а также зафиксировать цену пеллет, приравнять её к рублю и компенсировать производителям, которые сбывают гранулы теплоснабжающим организациям, разницу их стоимости по сравнению с рублём.

Эту инициативу производители пеллет дополнили своими предложениями. Так, директор ООО «Форест» Андрей Затеев высказал мнение, что стоимость закупки оборудования стоит включить в стоимость пеллет, чтобы фирма была уверена: затраты окупятся, а продукция будет востребована.

При этом у некоторых участников обсуждения возникли и возражения: прозвучало мнение, что альтернативное направление по использованию пеллет на муниципальных котельных не столь уж перспективно. Аргументы были приведены следующие: мощности котельных слишком малы по сравнению с объёмами производства древесного биотоплива, к тому же их работа имеет сезонный характер, и проблема сбыта останется, просто тоже станет сезонной.

 

Все участники готовы?

Опасения есть не только у производителей пеллет. Позицию энергетического сектора в этой дискуссии представила Юлия Ефимова: по её словам, теплоснабжающие организации боятся, что со временем европейский рынок вновь станет доступным, и вся биотопливная продукция хлынет туда, а топить модернизированные котельные будет нечем.

«Мы не можем сорвать начало отопительного сезона, это вызовет огромную социальную напряжённость. Для органов местного самоуправления это основная задача, ответственность вплоть до уголовной.

И когда мы говорим: «Давайте перейдём на пеллеты, откажемся от угля», у них должна быть стопроцентная уверенность, что эти поставки будут вовремя и в нужном объёме. Потому что зимы тоже разные бывают.

Вот вы как представитель бизнеса готовы дать такие гарантии региональной власти или теплоснабжающим организациям?» — обратилась модератор к Андрею Затееву.

Директор ООО «Форест» подтвердил готовность своего предприятия выполнять эти условия. Но все ли коллеги с ним солидарны, а главное — сколько продлится такой оптимистичный настрой? Это покажет только время. А пока участники дискуссии мысленно поставили «галочку» и двинулись дальше.

«Хорошо, что бизнес готов поставлять. Но нужен ещё и инвестор, который взялся бы за модернизацию котельных с привлечением кредитных средств. Здесь нужен трёхсторонний компромисс: производители, инвестор и органы местного самоуправления.

Мы готовы эту ситуацию рассмотреть, на региональном уровне посчитать финансовые модели и взвесить все за и против. Основная инициатива тут в модернизации инфраструктуры, и если действительно окажется, что пеллеты эффективны, то почему бы и нет?» — подтвердил Роман Ботыгин.

 

В Германии не смогли, а мы сможем

В заключение Александр Дятлов ещё раз вернулся к вопросу о том, как должна формироваться федеральная программа по развитию внутреннего рынка топливной биоэнергетики в России: сверху вниз или снизу вверх.

«Если мы предложим региональную программу, а регион у нас дотационный, то нам Минфин сразу скажет: «Если вы можете у себя сами что-то дотировать, значит, будем срезать с вашей дотации». Например, Рослесхоз должен платить нашим лесничествам зарплату, но постоянно её не доплачивает.

И мы из регионального бюджета дотируем, хотя это федеральные полномочия. И каждый раз в Минфине нам говорят: «Раз вы можете доплачивать, значит, у вас с деньгами всё нормально», — и срезают нам дотации.

То же самое сейчас: как только мы примем на региональном уровне программу, нам снова скажут, что у нас всё нормально с деньгами», — поделился опасениями депутат.

На федеральном уровне ведомством, которому целесообразно взять на себя ответственность за разработку такого документа, г-ну Дятлову видится всё то же Минприроды, которое «одобряет и поддерживает».

«Вот Германия пыталась отказаться от угля, перейти на чистое экологичное топливо. Сейчас они в ужасе от того, что опять возвращаются к углю. А мы работаем на нём и спокойно об этом говорим. Пеллеты — это шаг вперёд с точки зрения экологии, тем более это наше производство, мы и свалок не плодим, и бизнесу помогаем.

Производителям ведь всё равно, куда продавать. Тем более сейчас такая ситуация, что и деваться некуда. Почему раньше продавали за рубеж? Потому что там точно такое же субсидирование, люди переходят на экологически чистое топливо, государство им всё это оплачивало.

Можно взять под копирку эти программы и просто реализовать их на территории РФ. Я считаю, в этом направлении надо двигаться, со стороны экологии заходить. Возвращаемся к Минприроды. А то никто не возражает, и никто ничего не делает», — посетовал напоследок председатель комитета по ЛПК, природопользованию и экологии.

По итогам совещания было решено сформулировать соответствующее обращение на имя Михаила Мишустина и включить в него весь перечень предложений, озвученных на круглом столе. Итак, очередная грамота полетит в Первопрестольную и осядет на столе высокого чиновника.

Как скоро данный вопрос будет вновь обсуждаться на правительственных совещаниях? Сколько времени понадобится, чтобы всё-таки определить главное ведомство, которое примет на себя груз ответственности за разработку программы, где предстоит учесть интересы столь многих сторон? Видится, что гораздо быстрее лесопромышленники забьют свои склады невостребованными пеллетами.