Обзор СМИ от 27 января 2022 года
МИНПРИРОДЫ ПРЕДЛОЖИЛО ВЫДЕЛИТЬ ₽5 МЛРД НА БОРЬБУ С «ЧЕРНЫМИ» ЛЕСОРУБАМИ
Тимофей Дзядко, РБК
Минприроды подготовило концепцию законопроекта об осуществлении федерального государственного контроля за лесом, предложив выделять Федеральному агентству лесного хозяйства (Рослесхозу) на эти цели 4,75 млрд руб. ежегодно. У РБК есть копия документа, его подлинность подтвердили в пресс-службе министерства.
Концепция разработана по поручению вице-премьера Виктории Абрамченко, курирующей лесную отрасль. Ранее она говорила о необходимости передать функции федерального надзора Рослехозу, который, будучи агентством, а не службой, не мог заниматься контролем за оборотом леса — в сфере приемки, перевозки, переработки и хранения древесины, а также за охраной, защитой и воспроизводством лесов. «Целесообразно преобразовать Федеральное агентство лесного хозяйства в такую службу», — отмечала вице-премьер.
Эту концепцию, включая вопросы кадрового и финансового обеспечения, Минприроды и другие профильные ведомства должны были представить в правительство как раз к 17 января, а проекты нормативных правовых актов, — до 7 февраля, говорится в поручении Абрамченко от 27 декабря. У РБК есть копия поручения, его подлинность подтвердила представитель вице-премьера Марта Галичева.
Зачем нужны деньги на контроль
По оценкам правительства, ежегодно в России незаконно вырубалось 10–30 млн куб. м промышленного леса на 20–60 млрд руб., который нигде не учитывается. Почти 10% такого леса рубят вообще без документов (этим занимаются так называемые «черные» лесорубы), остальное — в результате подлога (например, под видом санитарной вырубки). По предварительным данным «Рослесинфорга», объем незаконной вырубки в 2021 году составил 1,4 куб. м на 1 тыс. га. При этом с 2007 года правительство утвердило новый Лесной кодекс, который передал регионам все полномочия по управлению лесами — от распоряжения лесными участками, заключения сделок с древесиной и ведения лесного реестра до надзора, лесной охраны и защиты лесов.
Как снижается незаконная вырубка
В 2021 году объем незаконной вырубки леса снизился на 78%, следует из данных «Рослесинфорга». В прошлом году проведены два контрольно-надзорных эксперимента в Иркутской и Архангельской областях, отмечает пресс-служба ведомства. Кроме того, в Иркутской области и Красноярском крае запущен эксперимент по использованию беспилотников в борьбе с «черными» лесорубами. По итогам года в обоих регионах объем незаконной заготовки снизился по сравнению с 2020 годом почти втрое.
Среди других факторов, поспособствовавших «обелению» отрасли, — переориентация экспорта на внутренний рынок и введение документарной прослеживаемости древесины, в результате многие серые схемы перешли в легальное поле работы, отмечает представитель «Рослесинфорга». Например, речь о практике лесной субаренды без оформления необходимых документов.
В концепции Минприроды говорится, что в результате принятия законопроекта будут созданы правовые механизмы, обеспечивающие усиление лесной охраны (патрулирование лесов) за счет перераспределения средств субвенций и «более эффективное улучшение состояния сферы лесных отношений». Также он позволит оптимизировать численность должностных лиц, осуществляющих контроль за лесом, в том числе на основании использования современных методов и алгоритмов выявления нарушений лесного законодательства.
Ведомство предлагает выделять Рослесхозу на надзорные функции 4,75 млрд руб. ежегодно, включая 4,55 млрд руб. на территориальные органы и выполнение отдельных мероприятий подведомственными учреждениями и 0,2 млрд руб. — на центральный аппарат. Сейчас эти задачи не предусмотрены средствами федерального бюджета. Но источником покрытия этих расходов предлагается считать средства, поступающие от платежей за экспорт пиломатериалов со степенью влажности свыше 22%, которые начали взиматься в 2021 году. По информации Федеральной таможенной службы, фактический объем поступлений таможенных платежей составил около 1,5 млрд руб. в месяц, что в целом по году может составить ориентировочно 18 млрд руб., отмечается в материалах Минприроды.
Галичева не стала комментировать предложения Минприроды. Она лишь напомнила, что вице-премьер уже обращала внимание на то, что у государства в лесу фактически нет надзорных функций. «В лесном комплексе ключевая роль у регионов. <...> Таким образом, в одних руках сосредоточены функции распоряжения лесом как сырьевой базой для лесной промышленности и полномочия по надзору за соблюдением требований лесного законодательства. Такое совмещение на практике уже привело к конфликту интересов», — предупреждала Абрамченко, предлагая вернуть надзор на федеральный уровень. «Мы в целом «за» федерализацию лесного комплекса. Существует множество межрегиональных задач, которым привязка к региональному уровню управления объективно мешает», — считает Николай Иванов, вице-президент лесопромышленного холдинга Segezha Group по реализации государственных программ, устойчивому развитию и лесной политике. По его словам, этот шаг поможет бороться с «черными», или даже в большей степени, скорее, «серыми» (полулегальными) лесорубами.
Что показал эксперимент
В 2021 году по поручению Абрамченко был проведен эксперимент по осуществлению федерального лесного надзора в Архангельской и Иркутской областях. Рослесхоз и подведомственные ему организации выявили 415 случаев с признаками незаконной рубки лесных насаждений в объеме 97,7 тыс. куб. м с причинением ущерба на 840 млн руб., говорится в протоколе по итогам совещания у вице-премьера в конце декабря. Из них 373 случая в Иркутской области, 42 — в Архангельской области.
«Рослесресурс» при анализе аукционов в этих двух регионах в 2021 году выявил в 39 случаях признаки нарушений порядка предоставления лесов для использования. Кроме того, в ходе эксперимента было обнаружено более 1 тыс. фактов с признаками нарушений требований лесного законодательства, в том числе в части самовольного занятия лесных участков, нарушения требований лесного законодательства по воспроизводству лесов и лесоразведению, невыполнения мероприятий, предусмотренных сводным планом тушения лесных пожаров, говорится в материалах Минприроды.
«Итоги эксперимента показали более эффективное осуществление контрольно-надзорных полномочий при меньших ресурсах за счет современных дистанционных методов выявления нарушений и применения новых алгоритмов взаимодействия», — отмечает Галичева. Например, 86 должностных лиц территориальных органов и подведомственных учреждений Рослесхоза за семь месяцев 2021 года выявили более 190 административных правонарушений. А региональные лесные инспекторы Архангельской и Иркутской областей, общая численность которых составляет 1203 человека, за аналогичный период нашли только 83 административных правонарушения. К тому же привлечение федеральных инспекторов позволило избежать конфликта интересов, когда местные работники сами проводят и контролируют лесохозяйственные мероприятия, добавил глава Рослесхоза Иван Советников.
В итоге Абрамченко поручила профильным ведомствам подготовить нормативные акты по расширению эксперимента и передаче на федеральный уровень отдельных надзорных полномочий в области лесных отношений, заключает ее представитель. «Минфин будет готов рассмотреть вопрос распространения эксперимента в 2022 году на всю территорию страны после подведения итогов его проведения в 2021 году, а также после предоставления Минприроды соответствующих предложений», — сообщили РБК в пресс-службе ведомства.
ЭЛЕКТРОННЫЙ УЧЕТ НЕ ОСТАНОВИЛ ПОДОРОЖАНИЯ ДРЕВЕСИНЫ
Анатолий Комраков, «Независимая газета»
Новые правила оборота древесины в России станут серьезным препятствием для «черных лесорубов», но не помешают вести законный бизнес, заявил в понедельник на совещании с вице-премьерами председатель правительства Михаил Мишустин. Однако законные бизнесмены через своего представителя во власти жалуются, что не успевают за реформами. Кроме того, они несут серьезные издержки, которые в итоге будут переложены на потребителей. Потребители гадают, как резко могут снова подорожать обычные дрова и пиломатериалы.
«Новые нормы не мешают вести бизнес тем, кто соблюдает действующее законодательство, а для так называемых черных лесорубов станут серьезным препятствием», – сказал глава кабмина по поводу введенного с 1 января 2022 года нового порядка прослеживаемости движения древесины. На каждую партию лесоматериалов теперь нужно оформлять сопроводительный документ в электронном виде. Движение древесины «можно теперь отследить через цифровую систему по всему маршруту от лесосеки до предприятий переработки и до таможенных органов», отметил Мишустин.
Отвечающая за работу отрасли вице-премьер Виктория Абрамченко сообщила, что в обновленной информационной системе ЛесЕГАИС зарегистрированы более 20 тыс. пользователей, а за праздничные дни было сформировано более 120 тыс. электронных сопроводительных документов (ЭСД) на транспортировку древесины общим объемом более 5 млн куб. м.
Реформы, инициированные в лесной отрасли президентом Владимиром Путиным в 2020 году для ее декриминализации, включают комплекс мер, часть из которых применялась в прошлом году в тестовом режиме. При этом скорость внедрения контроля оказалась слишком высокой для части предпринимателей. Бизнес-омбудсмен Борис Титов даже обратился к главе правительства с предложением установить переходный период для новых правил работы лесорубов. Поводом стало обращение лесопромышленников Приморского края. Они не успели приспособиться к электронным сопроводительным документам (ЭСД) и переделать склады – необходимо оборудовать их ограждением и снабдить комплексами видеофиксации транспортных средств.
Предприниматели рассказывали и о сумбуре в поставках продукции лесопромышленного комплекса (ЛПК) в связи с введенными с 1 января ограничениями на вывоз леса-кругляка. Необработанную древесину из хвойных и ценных лиственных пород теперь можно вывозить только через два пропускных пункта на границе с КНДР и Финляндией. Это должно позволить оставлять в России до 6 млн куб. м только хвойной древесины, подсчитали в Минпромторге. Для улучшения контроля за вывозом продукции ЛПК с 2022 года также сокращено почти на треть количество пунктов ее пропуска через границу – с 97 до 69. Эта мера не коснется продукции с высокой добавленной стоимостью (целлюлозы, плит, мебели, стройматериалов и т.д.), поясняли в аппарате Абрамченко.
Остающиеся в России объемы леса, как надеются участники рынка, помогут стабилизировать внутренние цены на продукцию ЛПК. Дело в том, что минувшим летом изделия из древесины подорожали почти вдвое. Даже в лесной Карелии жители вынуждены покупать дрова по 2,5 тыс. руб. за кубометр, хотя еще год назад цена колебалась в пределах 1,5–1,7 тыс. И хотя осенью наметилась некоторая коррекция на всем рынке, цены, как говорят эксперты, вряд ли вернутся когда-нибудь на допандемийные уровни. Тем более что и сами реформы ведут к дополнительным издержкам.
«Основным драйвером роста цен на продукцию лесопромышленного комплекса России стали высокие мировые цены, что сделало экспорт лесопродукции очень выгодным, – сказал «НГ» директор Лесного попечительского совета FSC России Николай Шматков. – Такая ситуация подталкивает цены вверх и на внутреннем рынке. Новые требования в рамках развития системы ЛесЕГАИС увеличат расходы лесопользователей и в дальнейшем все затраты будут переложены на потребителя. Переоборудование складов, внесение данных о древесине в электронные системы учета, поддержка дополнительного документооборота (пусть и в электронном виде), штрафы за нарушения этих требований (до 400 тыс. руб. за неправильное оформление бумаг с каждого лесовоза) – это дополнительные затраты со стороны лесопользователей и лесопереработчиков, которые они вынуждены перекладывать на плечи и карманы покупателей».
На фоне легализации порубок и экспорта лесоматериалов идет тенденция к снижению цен на такие стройматериалы, как ДСП и ОСП, сказал «НГ» первый вице-президент «Опоры России» Павел Сигал. «Это, может быть, выгодно для конечных потребителей, так как цены на товары из ДСП и ОСП могут немного снизиться», – говорит он.
«Идет процесс наладки программы, много технических сложностей. Результаты будут, когда программа заработает, ЭСД будут отражаться в ЛесЕГАИС и можно будет считать баланс по обороту древесины», – сказал «НГ» вице-президент по реализации государственных программ, устойчивому развитию и лесной политике Segezha Group Николай Иванов. «Подешеветь от данной меры ничего не может, так как она привела к допзатратам для всех лесопользователей, объем вывоза сократился, по предварительным оценкам, на 15–20% год к году», – говорит он.
Государство так и не представило никакой внятной информации о том, насколько прежняя система ЛесЕГАИС помогала выявлять неучтенную древесину и бороться с нелегальной заготовкой, а ведь это ключевой показатель работы системы, отмечает Шматков. «Похоже, так же будет и с обновленный версией. Есть большие сомнения, что государство сможет выстроить эффективную систему контроля за потоками древесины и отслеживания ее легальности, не имея работающей системы контроля непосредственно в лесу и на путях транспортировки к местам переработки. Так что есть риски, что и новая система будет в первую очередь контролировать работу добросовестных лесопромышленников, а не решать главную проблему – сокращение объемов «серой» древесины и прекращение торговли незаконно заготовленной», – говорит Шматков.
«Новые правила оборота древесины в России введены с 1 января 2022 года. На данном этапе оценки преждевременны», – заявили «НГ» в пресс-служба Счетной палаты (СП). Там сообщили, что Счетная палата планирует проанализировать работу новых правил оборота древесины «в рамках аудита системы мониторинга и учета лесных ресурсов Российской Федерации». Проверка начнется весной и продлится до конца 2022 года.
Предлагаемые меры не будут иметь прямого влияния на российских потребителей, а сокращение нелегального оборота древесины позволит сохранить потенциал лесного фонда для добросовестных лесопользователей и реализации климатических проектов в рамках стратегии низкоуглеродного развития, заявили «НГ» в пресс-службе Минприроды. «Новые требования вступили в силу совсем недавно, в связи с чем для оценки эффективности необходимо собрать соответствующую статистику и правоприменительную практику», - заявили там.
Система, по сути, работает в режиме наладки, есть проблемы, которые все ожидали, поясняет ситуацию Иванов. «Непосредственно сами ЭСД сформировать можно практически в ручном режиме, но говорить о работе системы во взаимосвязи всех компонентов трех федеральных законов (места складирования древесины, отчет о балансе древесины, переработке и т.д.) – пока рано, – считает эксперт. – Задача налаживания эффективного межведомственного взаимодействия тоже находится пока еще на начальной стадии проработки».
Соответствующие проблемы наблюдаются у предпринимателей разного уровня, продолжает Иванов. «При этом просматривается определенная взаимосвязь со степенью их вовлеченности в процессы по линии рабочей группы по ЛесЕГАИС и готовностью к нововведениям, а также с глубиной понимания проблемы на корпоративном уровне. Мы – справляемся. Одновременно подсчитываем возникающие дополнительные расходы, обусловленные простоями, наймом дополнительного персонала, закупкой топлива и оргтехники», – говорит он.
И хотя система контроля функционирует пока не в полном объеме, «катастрофы вселенского масштаба», конечно же, не произошло, говорит Иванов. «Полагаю, что во избежание возможных противоречий при толковании действий бизнеса и должностных лиц, до вступления в силу 1 марта 2022 года новых элементов ЛесЕГАИС, необходимо оперативно внести соответствующие изменения в российский Лесной кодекс и подзаконные акты.
«Мы за федерализацию лесного комплекса. Существует множество межрегиональных задач, которым привязка к региональному уровню управления объективно мешает. Этот шаг также поможет бороться с «черными», или даже в большей степени, скорее, «серыми», лесорубами – надеемся на мультипликативный эффект в сочетании с усилиями по линии ЛесЕГАИС и создаваемой у нас в стране федеральной государственной информационной системы лесного комплекса, ФГИС ЛК», – сообщил Иванов.
В СП отметили, что в новых правилах учтены предложения Счетной палаты. «В 2019 году СП в качестве существенных недоработок ЛесЕГАИС отмечала отсутствие сведений о транспортировке древесины. Это приводило к невозможности контроля оборота лесоматериалов от места заготовки до места потребления. Также мы отмечали отсутствие механизмов отслеживания объемов древесины на момент заготовки и объемов реализации, позволяющие в автоматизированном режиме проверять контролирующим органам цепочку поставки. Информация о данной проблеме была направлена в Правительство РФ. Принятые изменения в Лесной кодекс в части введения электронного сопроводительного документа для транспортировки древесины направлены на повышение качества контроля за оборотом древесины», – заявили в СП.