Обзор СМИ от 28 июня 2021 года

Обзор СМИ от 28 июня 2021 года
28.06.2021

ПЕРЕТЯГИВАНИЕ БРЕВНА

 

Ольга Мордюшенко, Алексей Шаповалов, «КоммерсантЪ»

 

Правительство к сентябрю проработает варианты создания госкорпорации по экспорту круглого леса, идею которой поддерживает вице-премьер Юрий Трутнев. Дальневосточные производители, которые терпят убытки, крайне заинтересованы в подобной госкомпании, если та позволит им сохранить хотя бы частичный доступ к экспорту необработанного леса после его запрета с 2022 года. Однако в правительстве такой подход разделяют не все — курирующая отрасль вице-премьер Виктория Абрамченко, напротив, считает, что запрет на экспорт кругляка должен быть расширен на другие породы.

 

Как стало известно “Ъ”, правительство по поручению вице-премьера Юрия Трутнева должно к сентябрю проработать варианты создания госмонополии по экспорту круглого леса. О планах по формированию подобной компании, которая могла бы поддержать дальневосточные предприятия на фоне ввода с 2022 года полного запрета на вывоз кругляка, чиновник заявил 22 июня по итогам совещания в Хабаровске. Он уточнил, что уже есть соответствующее поручение президента РФ и вопрос обсуждался с премьером Михаилом Мишустиным. При этом в середине мая пресс-секретарь президента Дмитрий Песков говорил, что решений о создании такой госкорпорации не принималось.

По словам одного из источников “Ъ”, заинтересованные министерства поддерживают идею госмонополии. Но другой источники говорит, что главный исполнитель поручения вице-премьера, Минпромторг, всегда был против смягчения утвержденного запрета на экспорт кругляка. В Минпромторге не стали комментировать ситуацию. Собеседники “Ъ” в отрасли отмечают при этом, что, несмотря на грозящий запрет, компании лесного сектора не торопятся вкладывать деньги в углубление переработки, рассчитывая на смягчение ограничений по экспорту.

Юрий Трутнев объясняет необходимость экспортной госмонополии тем, что это позволит сохранить работу для 7–8 тыс. человек, пока создаются мощности по переработке кругляка. Источники “Ъ” считают, что в создании экспортной монополии заинтересована прежде всего ассоциация «Дальэкспортлес», на которую приходится 80% деревообработки в ДФО. Собеседники “Ъ” поясняют, что сейчас объединение «фактически работает в ноль, а его долги растут». Председатель «Дальэкспортлеса» Александр Сидоренко сообщил “Ъ”, что ассоциация поддерживает создание госкомпании, которая возьмет на себя обеспечение производств сырьем, а излишки будет продавать на экспорт. По данным ассоциации, из-за угрозы полного запрета экспорта кругляка ДФО уже сократил объем лесозаготовки на треть. «Если запрет состоится, в 2022 году лишатся рабочих мест около 44 тыс. человек, а с учетом членов их семей без средств к существованию останется около 120 тыс. человек в отдаленных лесных поселках Дальнего Востока»,— заявил господин Сидоренко.

Однако вице-премьер Виктория Абрамченко, курирующая лесную отрасль, выступает против сохранения экспорта кругляка в каком-либо виде. В ее аппарате “Ъ” сообщили, что «правительство неукоснительно выполняет поручения президента по запрету вывоза круглого леса из страны и переходу отрасли на глубокую переработку древесины». Там отметили, что объем экспорта кругляка из ДФО составляет 4,7 млн кубометров, в то время как недозагруженные мощности по переработке — 3 млн кубометров. «Оставшиеся 1,7 млн кубов можно направлять на новые мощности, например пеллетные производства для экспорта продукции в Японию, или перенаправить в другие регионы. Так, компании в Сибирском регионе подтвердили, что готовы забирать сырье на переработку»,— пояснили в аппарате вице-премьера. Накануне Виктория Абрамченко заявила, что запрет на экспорт необработанной древесины может быть расширен на другие породы помимо хвойных, в том числе на березовый кругляк.

Данил Парыгин из WhatWood считает, что запрет экспорта круглого леса — безусловно, положительная мера в долгосрочной перспективе. С другой стороны, говорит эксперт, не вполне честно создавать госкомпанию, которая владела бы эксклюзивным правом на экспорт необработанной древесины. «Пусть госкомпания попробует продавать на экспорт то, что не получается у бизнеса (дрова, отходы), что остается в лесу из-за низкой рентабельности»,— отмечает он. По его словам, идеально было бы найти компромисс между полным запретом экспорта и частичным ограничением. Так, для Дальнего Востока балансы и низколиквидную древесину, переработки которой нет из-за отсутствия достаточных мощностей, можно было бы разрешить экспортировать, а экспорт пиловочника и ценных пород — запретить.

 

ИЗ ДРУГОГО ТЕКСТА: К 2025 ГОДУ БУМАЖНАЯ КНИГА ПОДОРОЖАЕТ ВДВОЕ

 Обзор СМИ от 28 июня 2021 года-Известия-Из другого текста.jpg

Дарья Ефремова, «Известия»

 

Бумажная книга к 2025 году подорожает вдвое, а цены на электронные издания не изменятся, сообщили «Известиям» в Российском книжном союзе (РКС). По сравнению с 2019 годом падение продаж по разным издательствам составляет 10–35% в год. Основными триггерами рынка остаются интернет-платформы и электронные и аудиокниги: их доля продаж в Сети выросла до 40%. Как выяснили «Известия», от наступления цифры в первую очередь пострадает художественная литература — тиражи будут падать, а стоимость расти. Электронные издания, не связанные с тиражностью, бумагой и печатью, по мнению экспертов, останутся в той же цене.

 

«Яндекс.Музыка» навеяла

Обширные домашние библиотеки уходят в прошлое, зато антиутопический сюжетный замес из романа Владимира Сорокина «Манарага» выглядит всё менее фантазийным: бумажная книга действительно превращается в статусный артефакт. По данным Всероссийского книжного рейтинга, представленного ведущими игроками индустрии на книжном фестивале «Красная площадь», рынок, понесший многомиллиардные потери во время пандемии, восстанавливается крайне медленными темпами. Снижение объемов в деньгах составило 12%, в экземплярах —17%. Сохраняется и проблема падения трафика в книжных магазинах в Москве, Санкт-Петербурге, Сибири и на Урале.

Основными драйверами книжной отрасли остается сегмент электронных и аудиокниг — по данным РКС, к 2024 году ожидается удвоение рынка, поскольку он демонстрирует устойчивый рост не ниже 25% в год, доля интернет-продаж держится в районе 39–40% от общих продаж. По содержанию среди книг лидирует нон-фикшен. Как сообщили «Известиям» аналитики холдинга «Эксмо-АСТ», его доля в 2021 году может составить до 40% от общего объема всей покупаемой продукции.

Уверенной поступью на рыночный олимп движутся интернет-платформы: маркетплейс «Озон», платформа «Литрес» и «самиздат»-ресурсы — по данным Санкт-Петербургского книжного салона, только за последние полгода к ним присоединились 800 тыс. человек.

Как рассказал «Известиям» генеральный директор «Литрес» Сергей Анурьев, электронная книга сегодня соизмерима с другими медийными сервисами, в частности с «Яндекс.Музыкой».

— Сейчас медийная активность игроков рынка электронной книги находится на уровне «Яндекс.Музыки» и видеосервисов, — отметил он, — Книга востребована как информационный повод, провоцирующий общественную резонансную дискуссию. Это уже не что-то чуждое, ее готовы обсуждать.

Также Анурьев отметил, что согласно опросам, проводимым платформой, большинство пользователей «Литреса» читают с развлекательными целями, многие из них считают, что аудиокнига — это отличный способ занять детей, а некоторые (примерно треть опрошенных) согласились, что книга может принести пользу для их здоровья.

Ключевые издатели литературы на бумаге признают рост доли электронных книг и то, что во время закрытия книжных магазинов цифровые книги поддержали читательскую активность.

— Более того, читать стали больше, — заявил в беседе с «Известиями» генеральный директор холдинга «Эксмо-АСТ» Олег Новиков. — Бурный рост цифрового сегмента привлекает новую аудиторию, а изменения, происходящие сегодня на рынке, молниеносны: если переход от твердого переплета к мягкому занял около 500 лет, от мягкого переплета к электронной книге — 50 лет, то от электронной книги к аудиоформату — пять лет.

 

Бумага всё стерпит

Книга дорожает, и связано это не только с развитием интернет-технологий, но и с ценами на офсетную бумагу и картон. Множество производителей бумаги объявили о предстоящем повышении цен на 6–15%, объясняя его ростом стоимости сырья, энергии и транспортных расходов. В частности, Burgo Group (Италия) увеличивает с 1 июня на 10% цены на бумагу без содержания древесной массы и на 15% на мелованную бумагу с содержанием древесной массы.

Как сказал «Известиям» президент РКС Сергей Степашин, чтобы остановить удорожание книжной продукции, необходим государственный контроль за обоснованностью повышения цен и ценообразованием при внутренних и зарубежных поставках.

— По имеющейся у нас информации, стоимость картона, предоставляемого некоторыми ключевыми поставщиками, прибавила порядка 50% с начала 2021 года, а офсетной бумаги — на 39%, — отметил он.

Руководитель PR-отдела департамента по стратегическим коммуникациям издательской группы «Эксмо-АСТ» Мария Бабий признается, что, принимая во внимание снижение покупательской способности населения, издательства стараются сдерживать рост цен на книги в пределах инфляции.

— Но если ситуация не изменится, это может привести к повышению стоимости книг, сопоставимому с ростом цен на бумагу, чего категорически не хотелось бы, — отметила Мария Бабий.

Издатели сходятся в том, что дефицит бумажной продукции, существовавший всегда, в этом году особенно дал о себе знать. По прогнозу консультанта Союза предприятий печатной индустрии (СППИ ГИПП) Елены Шитиковой, в 2021 году книги из-за увеличения цены бумаги могут подорожать в среднем на 10%.

— Если процесс не остановить, к 2025 году бумажная книга подорожает вдвое, — рассказала она, — то есть качественно изданная художественная новинка топового автора будет стоить уже не 700, а 1400–1600 рублей.

 

Что б такого почитать

Впрочем, авторы Всероссийского книжного рейтинга, а ими стали основные игроки рынка («Эксмо-АСТ», «Литрес» и «Озон»), настроены не так пессимистично и советуют не проводить различий между бумагой и цифрой, оперируя понятием рынка.

— Если к концу 2021-го эпидемиологическая ситуация нормализуется, рынок восстановится до объемов 2019 года, до пандемии он рос на 7% в деньгах и показывал положительную динамику в экземплярах, — спрогнозировал Олег Новиков.

Главным триггером по офлайну и онлайну в бумаге и в цифре он назвал сегмент нон-фикшен: прикладная литература для взрослых в 2021 году составила до 46% от общего объема продаж, 42% пришлось на художественную литературу и 12% — на детскую. 70% топ-50 самых продаваемых новинок полугодия составили произведения зарубежных авторов, 30% — отечественных.

По мнению гендиректора издательства «Молодая гвардия» Валентина Юркина, такие результаты лишь иллюстрируют давнюю проблему — отсутствие социально значимых книг на фоне внешнего оживления литературной жизни, заметных книжных салонов и фестивалей.

Издатель подчеркнул, что социально значимых и познавательных книг не достает и они малодоступны. По его словам, таковы сегодняшние реалии издательской практики.

 

Справка «Известий»

По данным Второго книжного рейтинга, в топ-3 печатных бестселлеров вошли книга Джен Синсеро «НИ СЫ. Будь уверен в своих силах и не позволяй сомнениям мешать тебе двигаться вперед», труд психолога Михаила Лабковского «Хочу и буду. Принять себя, полюбить жизнь и стать счастливым» и роман Юваля Ноя Харари «Sapiens. Краткая история человечества»