Обзор СМИ от 29 ноября 2021 года

Обзор СМИ от 29 ноября 2021 года
29.11.2021

КАК ПРИНЦИПЫ ESG МЕНЯЮТ ЛЕСНУЮ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ РОССИИ

 

Юлия Макарова, РБК Тренды

 

Компромиссом между экологией и экономикой в промышленности могут стать наилучшие доступные технологии. Какую выгоду приносит экологическая трансформация и зачем компании специальное подразделение по ESG?

Об эксперте: Владимир Крупчак, директор по инвестициям Pulp Mill Holding, член совета директоров АО «Архангельский ЦБК» и ЗАО «Лесозавод 25». Председатель совета директоров группы компаний «Титан». Доктор экономических наук.

 

Лучшие технологии и льготные деньги

Повестка ESG в лесопромышленном комплексе связана с определенными противоречиями. С одной стороны, индустрия опирается на природоемкие технологии. С другой — лес — естественный ресурс, ключевой элемент экосистемы.

При этом не заниматься устойчивым развитием отрасль не может. Индексы ESG влияют на кредитные рейтинги компаний, а все проекты в леспроме очень капиталоемкие.

Компромиссом между экономикой и экологией становятся наилучшие доступные технологии (НДТ). Они позволяют внедрять принципы ESG, одновременно улучшая экономические показатели и находя новые точки роста.

Принципы ESG включают в себя три основных направления:

E (environment) — ответственное отношение к окружающей среде и сокращение воздействия на планету.

S (social) — социальная ответственность, забота о персонале, клиентах, партнерах, потребителях и жителях регионов присутствия.

G (governance) — качество корпоративного управления, в том числе прозрачность отчетности, отношения с акционерами и государством, антикоррупционные меры.

До конца 2022 года многие крупнейшие российские предприятия отрасли должны подать заявку на получение комплексных экологических разрешений (КЭР) и подтвердить соответствие требованиям НДТ. На сегодня в отрасли получено три таких разрешения, в том числе АЦБК.

По нашему мнению, предприятия могут использовать КЭР как инструмент не только для экологического контроля, но и для модернизации. Очевидно, что более экологичные технологии экономят ресурсы, сырье, время, а значит, экономически более эффективны.

КЭР — это также инструмент привлечения субсидий и льготного финансирования на повышение экологической эффективности. На соответствующую программу АЦБК планирует направить в общей сложности ₽18,2 млрд. Ее реализация приведет к экологической трансформации комбината.

 

Инвестиции в производства и лучшие практики

В том, что меры по экологической трансформации дают хороший экономический эффект, мы убедились еще 20 лет назад. В начале 2000-х годов АЦБК начал целенаправленно инвестировать в экологическую модернизацию своих производств.

Идея состояла в том, чтобы за счет более полного и эффективного использования ресурсов (сырья, химикатов, топлива и энергии) уменьшить образование выбросов и сбросов. И таким образом не тратить силы и деньги на очистку и обезвреживание. По сути, это и есть НДТ.

В 1997–1998 годах мы привлекли заем от Всемирного банка и реконструировали картонное производство, чтобы снизить расход топлива. Опыт оказался успешным — такие инвестиции дают двойной, а иногда и тройной эффект. С тех пор любой новый проект у нас рассматривается и оценивается как с экономической, так и с экологической точек зрения.

В итоге сегодня Архангельский ЦБК входит в топ-18 ведущих мировых целлюлозно-бумажных компаний с климатическим рейтингом А. Нашу экологическую программу также отметили в ООН, включив ее в число лучших передовых практик по достижению целей устойчивого развития.

ООН обратила внимание на несколько шагов АЦБК, с помощью которых удалось снизить выбросы парниковых газов и сократить энергоемкость продукции. Например, запуск нового завода с высокоэффективным газоочистным оборудованием и котла высокого давления, который в качестве топлива использует биомассу.

Эти технологии можно использовать практически во всех промышленных отраслях. Тем более, как отмечает ООН, в России сегодня сложились благоприятные условия для перехода на НДТ и международные стандарты по контролю за выбросами.

 

Стратегия-2030 и ESG-подразделение

Опираясь на свой опыт сокращения выбросов парниковых газов, АЦБК разработал и принял стратегию низкоуглеродного развития на период до 2030 года. Компания взяла на себя добровольное обязательство снизить общие прямые и энергетические косвенные выбросы на 55% по сравнению с уровнем 1990 года — до 1,4 млн т СО2-эквивалента. Одновременно другие косвенные выбросы нужно сократить на 20% к уровню 2015 года, до 370 тыс. т эквивалента СО2.

Мы планируем снижать выбросы по нескольким направлениям — уменьшать энергоемкость производства, повышать эффективность использования топлива, наращивать долю биомассы в топливном балансе, переходить на менее углеродоемкие ископаемые источники энергии. Под каждое направление есть технические и организационные решения.

Кроме того, сейчас АЦБК разрабатывает свою первую политику в области ESG и устойчивого развития. Чтобы и дальше улучшать работу в этой сфере, компания создала новое самостоятельное подразделение, которое будет курировать достижение целей устойчивого развития.

Объединение деятельности в периметре одной структуры позволит эффективнее решать задачи в области ESG. А это важно не только для инвесторов и банков, но для всех ключевых стейкхолдеров: органов власти, клиентов, персонала, НКО и жителей территорий.

 

РОССИЯНЕ МОГУТ ОСТАТЬСЯ БЕЗ ПЕЧАТИ

 Обзор СМИ от 29 ноября 2021 года-Московский комсомолец-Россияне могут остаться без печати.jpg

Наталия Трушина, «Московский комсомолец»

 

Вся бумага уходит на упаковку за рубеж: газеты, журналы и учебники скоро не на чем будет издавать.

 

В начале ноября Союз предприятий печатной индустрии (ГИПП) обратился в Минпромторг с жалобой на рост цен для типографий сразу на несколько видов бумаги — газетную, офсетную, мелованную и другие. В правительстве услышали голос профильной ассоциации: ведомство провело совместное совещание с производителями бумажной продукции и Федеральной антимонопольной службой.

Было принято решение сформировать рабочую группу при Минпромторге для сбора данных по ценам от производителей бумаги, полиграфической отрасли и издательского бизнеса для урегулирования вопроса. О том, решит ли такой подход проблему роста цен на бумагу, «МК» рассказали эксперты.

За последний год отпускная стоимость целлюлозы выросла на 30%, офсетная и типографская бумага подорожала на 6–15%, оберточная бумага — на 46%, а самый востребованный гофрированный картон взлетел в цене на 65%, свидетельствуют данные Росстата. В результате бумажные комбинаты переключаются на более выгодное производство картона, причем по большей части для зарубежного рынка, где цены выше из-за разницы курсов валют, а спрос со стороны онлайн-магазинов на упаковку даже в условиях снижения пандемийных ограничений остается высоким.

В связи с этим ГИПП направил министру промышленности и торговли Денису Мантурову письмо, в котором заявил о «беспрецедентном росте цен» на бумагу в 2021 году. В министерстве услышали голос отраслевиков и создали рабочую группу для решения вопроса регулирования цен. Однако насколько успешной будет ее работа — вопрос открытый, ведь далеко не во всех ведомствах осознают остроту возможного кризиса и его социальные последствия.

Так, например, Минцифры призывает видеть в изменении рыночной конъюнктуры не угрозы, а возможности для развития индустрии и ее партнеров — полиграфистов, распространителей, рекламодателей. Дескать, есть повод перейти от «устаревших» бумажных носителей к современным, «гаджетовским». Правда, без ответа остается вопрос: готовы ли в цифровом ведомстве обеспечить всех пенсионеров России персональными компьютерами или смартфонами и обучить их ими пользоваться? И так ли уж полезен будет для учебного процесса отказ от бумажных учебников и методических материалов, и сможет ли получить «цифровые аналоги» каждая сельская школа в нашей стране?

Если в сложившейся ситуации ничего не делать, то знаменитая «невидимая рука рынка» может лишить россиян газет, журналов, учебных и методических пособий.

«Начавшийся с весны 2021 года беспрецедентный рост цен на рынке бумаги крайне негативно скажется на перспективах возвращения отрасли к допандемийным показателям, — продолжает разговор генеральный директор ОАО «Московская газетная типография» Ольга Верхняцкая. — Так, в период весны-лета 2021 издатели, использующие офсетную бумагу, зачастую сталкивались с невозможностью выпуска в запланированные сроки и требуемыми объемами своей продукции просто из-за отсутствия такой бумаги у поставщиков». Причиной этому послужил беспрецедентный дефицит на рынке отечественной офсетной бумаги.

За последние 6 месяцев среднее увеличение стоимости на офсетную бумагу всех российских комбинатов, вне зависимости от ее качества и белизны, составило порядка 30%. В конце весны ситуация усугубилась еще больше из-за закрытия Архангельского бумажного комбината, выпускавшего офсетную и писчую бумагу, и сокращения производства офсетной бумаги другими предприятиями при их переориентации на выпуск картона, отмечает эксперт.

Отечественные производители бумаги не идут навстречу издателям, а излишки продукции продают за рубеж. По данным ряда источников, Соликамский бумкомбинат изготавливает газетную бумагу для российского рынка 2–3 дня в месяц, в остальное время это российское производство обеспечивает рынки Китая и Индии. Похожая ситуация в Кондопоге и Балахне. Единственный российский производитель ролевой легкомелованной бумаги целлюлозно-бумажный комбинат (ЦБК) «Кама» в июне сразу повысил цены на всю линейку своих ходовых мелованных бумаг более чем на 30%.

По неутешительным прогнозам экспертов, при таких темпах роста цены на мелованную бумагу за год могут вырасти практически на 100%, на офсетную и картон — более чем на 50%, на газетную — от 30% до 40%. «Очевидно, что многим издательским домам и типографиям этот безумный рост цен просто не пережить, поскольку транслировать такое повышение цен конечным потребителям печатной продукции в тяжелой экономической ситуации в стране просто невозможно», — предупреждает Ольга Верхняцкая. Под ударом сейчас оказались не только национальные СМИ. Страдает академическая среда, ведь не всегда цифровые технологии способны заменить книгу в том или ином образовательном процессе, подчеркивает она.

В трудной ситуации государство могло бы поддержать эффективный диалог отрасли с бумажным производством, дать ему преференции, налоговые вычеты и заказы. Это серьезно бы сгладило рост цен на бумагу и успокоило бы участников рынка. «Государство может войти в долю в ряд предприятий отрасли, преследуя при этом свои широкие интересы, — считает Андрей Лобода, топ-менеджер в области финансовых коммуникаций и КСО. — На социально значимые проекты онлайн-СМИ государство выделило 2,85 млрд на три года. Для печатных СМИ такая поддержка на полтора года могла бы составить порядка 3 млрд рублей».

Можно воздействовать на рыночную стихию и путем регулирования цен производителей, и другими государственными мерами. Например, ввести заградительные пошлины на экспорт различных видов бумаг, в том числе газетную, мелованную, офсетную, и картона, предлагает Ольга Верхняцкая Или повысить экологический сбор для ЦБК за производство картона, поскольку оно требует большего количества воды и потребления энергии, чем производство других видов бумаг.

В любом случае в истории с дефицитом бумаги уповать на «невидимую руку рынка» не стоит. Эта «рука» загребает явно не в сторону России, а в сторону Китая и Индии. Но у российских потребителей свои интересы, и их нужно отстаивать. Поэтому свое веское слово должны сказать государственные власти и действовать более решительно на законодательном уровне, а то читатели останутся без газет и журналов, издательства — без книг, а система образования — без учебников и методической литературы.