Обзор СМИ от 3 августа 2023 года
КОТЛАССКИЙ ЦБК: КАК ПОСРЕДИ ТАЙГИ ВЫРОС ФЛАГМАН ИНДУСТРИИ
В старину вверх по Вычегде от Сольвычегодска редко можно было встретить людей. Места кругом были дикие, глухие. Лишь кое-где в лесах да по берегам речек затерялись крохотные деревушки. По преданиям, история Коряжмы началась с монашеской обители, вокруг которой постепенно появилась деревня.
Ударная стройка на берегах Вычегды
Все изменилось в ХХ веке: в конце 1930-х на берегах Вычегды началась подготовка к строительству целлюлозно-бумажного предприятия. Началу масштабных работ помешала Великая отечественная война. Лишь через несколько лет после ее окончания было решено, что сооружение ЦБК в Архангельской области нужно возобновить. В 1952 г. ленинградский институт «Гипробум» подготовил проектное задание. В начале следующего года правительство утвердило план строительства Котласского ЦБК, а летом стали прибывать первые строители. Они приступили к возведению временных щитовых домиков. Стройка начиналась в глухом краю, в непосредственной близости крупных поселений не было.
Почему площадкой для создания производства стали именно лесные массивы Северо-Запада? Решающих факторов было несколько. Огромные запасы сырья, близость к дешевым печерским и воркутинским углям, разветвленная сплавная система по Вычегде, пригодная для промышленности речная вода – все складывалось для будущего ЦБК как нельзя лучше.
В 1956 г. стройка вышла на новые рубежи: в цехе сборного железобетона начался выпуск первой продукции, заработал арматурный цех, вступила в строй первая бетонная дорога между цехами строительной базы и кварталами жилого поселка, началась установка фундаментов крупнейшей на Севере ТЭЦ-1. Одновременно возводились каменные дома и социальные объекты.
Во второй половине 1950-х в поселке открылись новые ясли и средняя школа, кинотеатр, универмаг, музыкальная школа. На стройке заработали отделение Архангельского лесотехнического института (АЛТИ) и филиал Архангельского строительного техникума. В 1960 г. были установлены все десять котлов в варочном цехе. ЦК ВКСМ объявил строительство Котласского комбината Всесоюзной ударной стройкой.
Строящийся объект становится действующим предприятием
1 августа 1961 г. – особенная дата в истории предприятия. Именно тогда состоялась первая пробная варка целлюлозы. К этому моменту уже более двух третей сотрудников комбината включились в технологическую цепочку производства. «В сушильном цехе тогда, наверное, все собрались. Смотрели, как шла эта целлюлоза. Это же был наш первый продукт! Ради чего тогда и работали», – вспоминает Павел Балакшин, работавший в те годы мастером водоподготовки.
В октябре того же года ТЭС-1 впервые дала электроэнергию и технологический пар. Электроэнергия комбината осветила этот некогда глухой таежный край, дала энергию фермам и предприятиям района. Заработала и биржа сырья, которую называют воротами предприятия. За три года был построен мощный железобетонный причал, проведены гидротехнические работы по выпрямлению русла реки, созданы надежные подходы к рейду.
Развивалась инфраструктура поселка – в начале 1962 г. были открыты три корпуса больницы с новейшим оборудованием, а также введен в эксплуатацию завод крупнопанельного домостроения мощностью 30 тыс. кв. м жилья в год.
Вскоре ЦБК начал отгружать на экспорт качественную беленую целлюлозу. На специально сконструированных мощных санях на промплощадку прибыл варочный котел-гигант весом 112 тонн. В канун 1963 г. были приняты в эксплуатацию сульфит-целлюлозный завод, вырабатывающий обычную, беленую и вискозную целлюлозу, а также спиртовой завод, выпускающий литейные концентраты, спирт и кормовые дрожжи.
В 1964 г. вошел в строй хлорный завод, была пущена бумагоделательная машина (она выйдет на проектную мощность в 1966 г.), получена пробная варка сульфатной целлюлозы.
В середине 1960-х у в Коряжме уже были пионерский лагерь, санаторий, детский комбинат и даже любительская телестудия.
В 1965 г. начался выпуск картона – за год было произведено более 17 тыс. тонн. Тогда же заработала станция биологической очистки промышленных сточных вод. В начале 1967 г. ассортимент ЦБК пополнился древесно-волокнистыми плитами, спустя несколько месяцев была получена ГОСТовская плита. Продукция из Коряжмы пошла на мебельные фабрики страны и на экспорт.
Сотрудники комбината не только выезжали на зарубежные предприятия для получения опыта, но и принимали у себя делегации – из Финляндии, Швеции, Чехословакии и других стран.
Один из самых рентабельных комбинатов в отрасли
В 1968 г. началось строительство третьей очереди комбината. Ее важнейшими пусковыми объектами стали выпарной цех и бумажная фабрика. В 1969 г. в связи с пуском крупнейшего в стране газопровода «Сияние Севера» появилась возможность построить отвод, газораспределительную станцию и газорегулирующую подстанцию при ТЭЦ-1, произвести разводку внутри комбината по промышленной площадке. Запущенный в том же году комплекс пятого аэротенка станции биологической очистки промстоков позволил на 25% увеличить мощность станции.
В 1970 г. Совет Министров СССР принял постановление об ускорении строительства Братского лесопромышленного комплекса, Архангельского, Котласского и Сегежского ЦБК, а также ввода в действие мощностей по производству целлюлозно-бумажной продукции на этих предприятиях. В следующем году в Коряжму пришел природный газ и началось строительство водовода протяженностью более 5 км из труб диаметром 2040 мм, который должен был связать реку Вычегду с фильтроотстойными сооружениями ЦБК. В 1972 г. на природный газ начали переводить котлы ТЭЦ-1, пришел газ и в квартиры коряжемцев.
В начале 1973 г. в московские издательства отправился первый вагон офсетной бумаги из Коряжмы. Налаживание этого производства, а также выпуск бумаги для глубокой печати дались коряжемцам нелегко, но уже в середине года план по офсетной бумаге был перевыполнен. Следующий год вошел в историю как год рождения производства сульфатной беленой целлюлозы. Ввод в эксплуатацию объектов второго комплекса третьей очереди комбината и освоение мощностей потребовали кадрового усиления, поэтому для нового производства были приняты 550 человек. Общее количество сотрудников превысило 10 тыс.
В 1975 г. комбинат окупил средства, вложенные в его строительство и оборудование. ЦБК стал базовым предприятием для отработки отечественных автоматизированных систем управления технологическим процессом. Производство печатных бумаг предприятия выдало столько видов продукции, сколько в 1970 г. ее выпускали в целом во всей стране. Выработка офсетки первого сорта составила 91%, а бумаги для глубокой печати – 77%. Коллектив производства печатных бумаг освоил проектные мощности всего за три года.
В 1976 г. варку и отбелку вискозной целлюлозы перевели на выработку ацетатной целлюлозы. Тогда же были введены в эксплуатацию все объекты станции биологической очистки промстоков.
В 1977 г. на ЦБК сварили 7 млн тонн целлюлозы. Продукция высшей категории качества составила в общем объеме производства 16,9%.
В следующем году были приняты важные решения для развития отрасли. XXV съезд КПСС определил широкую программу дальнейшего подъема производства и повышения качества бумаги для печати и средств автоматической обработки информации, бумаги и картона для упаковки. На ЦБК тем временем заканчивалось строительство объектов третьей очереди комбината, и шла подготовка к сооружению четвертой. В 1979 г. после трех лет строительства был принят в эксплуатацию Котласский химзавод, в августе того же года с опережением запланированного срока была сварена девятимиллионная тонна целлюлозы.
В 1980-е КЦБК стал признанным центром передового опыта. В 1981 г. на производстве сульфатной беленой целлюлозы был смонтирован головной образец отечественного фильтра для осветления белого щелока. В 1983 г. группа сотрудников комбината была награждена Государственной премией СССР за разработку новых высокопроизводительных технологий в производстве бумаги и картона на основе использования древесины лиственных пород.
В 1985 г. рабочий поселок Коряжма получил статус города. К тому моменту там было 27 улиц, две больницы, дворец спорта, стадион, шесть школ, 2 ПТУ и множество другой инфраструктуры. В этом году прошла модернизация котлов на ТЭС-2, а также заработал цех санитарно-гигиенических изделий, продукцию которого ждали во всех уголках страны.
Во времена перестройки появились новые условия хозяйствования. В 1987-1988 гг. производства и цеха комбината перешли на коллективный подряд, новые тарифные ставки и оклады, предстоял переход на работу по хозрасчету бригад, участков, цехов, структурных подразделений.
В 1989 г. цех бумажных мешков и хлорное производство отпраздновали 25-летний юбилей. Тогда же на производстве сульфатной беленой целлюлозы была проведена опытно-промышленная выработка целлюлозы со сниженной жесткостью и продленной делигнификацией.
Трудные времена
В 1991 г., в год тридцатилетия комбината, была принята и разработана программа создания АО «Котласский ЦБК». С началом 1990-х для предприятия, как и для страны в целом, настали трудные времена: проблема со сбытом готовой продукции, сокращение штата, падение трудовой дисциплины. В 1992 г. коллектив предприятия принял вариант приватизации и утвердил Положение о личных лицевых счетах приватизационного фонда работников комбината. В итоге собственниками АО «Котласский ЦБК» стали 11766 коряжемцев и государство. 96% собственников контрольного пакета акций составили сотрудники КЦБК.
Тяжелым для предприятия выдался 1994 г., когда промышленный гигант оказался на грани банкротства. Цены на лесосырье тогда выросли в 5-10 раз, на химикаты в 7-32 раза, на газ в 23,6 раза, железнодорожные тарифы в 18 раз. Выручали валютные заказы, но их было немного. Комбинат работал на склад.
В 1995 г. предприятие «Илим Палп Энтерпрайз» приобрело на инвестиционном конкурсе 20% акций комбината.
К 1997 г. долги комбината исчислялись миллиардами – по зарплате, лесникам, газовикам, железнодорожникам. Свою главную задачу руководство видело в том, чтобы сохранить предприятие и попытаться развивать производство, несмотря на все трудности. Решался вопрос о привлечении средств ЗАО «Илим Палп» для расплаты с кредиторами. Четыре представителя «Илим Палп» вошли в состав совета директоров ОАО «КЦБК».
В сентябре 1998 г. комбинат закрыл финансовый год с прибылью и погасил часть внешних долгов, появились заказы на полноценную работу всех цехов и производств на будущее. Ограничения, связанные с экологией, позволили загрузить производственные мощности только на 66%. Численность сотрудников КЦБК составляла более 10 тыс. человек, при том, что в то время в Коряжме насчитывалось более двух тысяч безработных.
В 1999 г. совет директоров ОАО «КЦБК» решил создать холдинг, объединяющий собственные леспромхозы. Началась разработка программы инвестиций, в первую очередь – в техническое переоснащение лесозаготовительных предприятий. Впервые за долгие месяцы удалось сделать запас древесины, на комбинате приступили к выпуску нового вида офсетной бумаги, начался монтаж оборудования станции бесхлорной отбелки, подключен Интернет. По итогам года прибыль акционерного общества составила 1 млрд 390 млн руб., а руководство комбината полностью погасило долги по зарплате.
Новые рекорды флагмана российской целлюлозно-бумажной промышленности
В 2000 г. на комбинате произошла смена технологических эпох – была запущена линия по кислородной отбелке. По итогам года КЦБК официально был признан лидером российской целлюлозно-бумажной промышленности, а в 2001 г. стал обладателем престижного Золотого приза Европы «За качество».
2002-й стал г. «черного передела» в лесной отрасли, когда комбинату пришлось отражать попытки рейдерского захвата. Но корпорации «Илим Палп» удалось самостоятельно защитить свои активы.
В 2003 г. система менеджмента качества получила международный сертификат ISO 9001:2000. Со дня ввода предприятия в строй была произведена 25-миллионная тонна продукции. В следующем году была принята инвестиционная программа по техническому перевооружению лесопромышленного комплекса корпорации «Илим Палп», рассчитанная на €27,4 млн. Тогда же состоялся первый выпуск Корпоративного университета и открылась понтонная переправа через Вычегду, позволяющая лесозаготовителям поставлять лес на комбинат автотранспортом в течение всего года.
В 2005 г. инвестиции в развитие предприятия составили $64 млн. К декабрю КЦБК вышел на рекорд – была сварена миллионная тонна целлюлозы по общей варке за год. В год своего 45-летия комбинат начал большой проект – внедрение современной информационной системы управления на базе mySAP Business Suite. Руководство «Илим Палп» подписало с администрацией Коряжмы «Соглашение о социально-экономическом партнерстве». Тогда же комбинат стал вторым российским предприятием в отрасли, получившим право маркировки логотипом FSC (Лесного попечительского совета) конечной продукции.
В 2007 г. предприятия «Илим Палп» перешли на единую акцию – объединенная компания получила название Группа «Илим». Тогда же был создан крупнейший международный альянс в российской целлюлозно-бумажной промышленности – совместное предприятие Группы «Илим» и International Paper. В конце года был реализован проект по строительству новой выпарной станции в Коряжме, что позволило компании выполнить целый ряд экологических требований российского законодательства. Коряжма впервые вошла в энциклопедию «Самый благоустроенный город России». В следующем году филиал Группы «Илим» в Коряжме стал лауреатом конкурса «100 лучших организаций в России в области экологии и экологического менеджмента».
В 2008 г. Совет директоров Группы «Илим» утвердил стратегию развития до 2014 г. На комбинате развернулось строительство самого крупного в мире завода по производству нейтральной сульфитной полуцеллюлозы стоимостью в 1,7 млрд руб. Завод, который можно назвать образцом экологической безопасности, открылся в 2009-м. Тогда же прекратило свое существование ПВЦ – старейшее производство на комбинате, нерентабельное в новых условиях.
Первенец инвестпроекта «Большая Коряжма» – картоноделательная машина №4 – в оценке общей эффективности использования оборудования показала результат европейского уровня.
В 2010 г. КЦБК установил рекорд Европы – миллион тонн товарной продукции. Таким образом, он присоединился к неофициальному элитному клубу заводов-миллионников, которых всего несколько в мире. В том же году был утвержден инвестиционный проект по установке на комбинате седьмой бумагоделательной машины.
В 2011 г. начались работы по строительству нового производства, включающего БМД № 7, цех листовых бумаг и завод по выпуску химически осажденного мела.
В 2013 г. в результате реализации проекта в Коряжме начала работать самая современная в России БДМ, которая производит более 150 тыс. тонн офисной бумаги в год. Кроме того, на ее базе было налажено производство мелованной бумаги (90 тыс. тонн в год), что сделало Группу «Илим» первым и единственным российским производителем этой продукции. В общей сложности бюджет проекта «Большая Коряжма» составил $310 млн.
Открытие нового производства позволило создать новые рабочие места с самыми современным оборудованием и условиями труда высокого уровня. Для подготовки сотрудников к работе на современном оборудовании было организовано специальное обучение на предприятиях International Paper в Светогорске и Квидзене (Польша).
Сегодня Котласский целлюлозно-бумажный комбинат в Коряжме является крупнейшим отраслевым предприятием в России.
Среди разработок комбината – уникальная технология производства целлюлозы из лиственных пород деревьев щелочным способом. На предприятии также была разработана технология получения вискозной целлюлозы методом комбинированной варки, технология отбелки сульфатной лиственной целлюлозы, метод получения электродной целлюлозы из отходов производства и многое другое.
За это время на ней было произведено более 2 млн тонн высококачественной чистоцеллюлозной бумаги самых разных сортов. На машине освоили выпуск широчайшего ассортимента продукции: от основы для мелования до офисной бумаги марки SvetoCopy. Эта бумага имеет высочайшее качество и пользуется большим спросом, как на внутреннем, так и на внешнем рынках.
ИНВЕСТОРЫ РАЗМОТАЛИ ZEWA
Анатолий Костырев, Алина Савицкая, «КоммерсантЪ»
Покупателем российского бизнеса шведского поставщика средств личной гигиены Essity стала структура совладельца сети «Европейский медицинский центр» (EMC), основателя производителя соков «Нидан» Игоря Шилова. В сделку стоимостью около 10 млрд руб. должны войти три фабрики и права на бренды Zewa, Tork, Libresse и Tena на определенный период. У предприятий есть возможности для дальнейшего развития с учетом высокого уровня локализации производства, отмечают эксперты.
Шведский производитель средств личной гигиены Essity продал российский бизнес ООО «Новые технологии» Игоря Шилова, совладельца сети «Европейский медицинский центр» (EMC), сообщила Essity 17 июля. Стоимость сделки — 1,2 млрд шведских крон, или около 10 млрд руб. по текущему курсу ЦБ, активы оплачены наличными, без привлечения заемных средств, отмечается в сообщении. В 2022 году на Россию пришлось около 2% чистой выручки Essity. В 2022-м выручка ООО «Эссити» снизилась на 10,3%, до 28,34 млрд руб., чистая прибыль была 3,61 млрд руб. В EMC и российском Essity оперативные комментарии не предоставили.
В России Essity выпускает гигиеническую продукцию под брендами Zewa, Tork, Libresse и Tena. По собственным данным, управляет двумя фабриками в Тульской области и предприятием в Ленинградской области. После начала военных действий на Украине в апреле 2022 года Essity объявила об уходе из России из-за «ухудшения условий ведения бизнеса», а в июне текущего года сообщила о подписании соглашения о продаже российских активов.
Игорь Шилов известен как один из основателей крупного производителя соков «Нидан». На конец 2006 года доля компании на российском рынке оценивалась в 18%, а источники «Ъ» говорили об интересе PepsiCo к покупке «Нидана». В 2007-м владеющий 55% «Нидана» господин Шилов продал с остальными акционерами более 75% британскому фонду Lion Capital за $530 млн. А в 2010 году «Нидан» выкупила Coca-Cola.
Сеть ЕМС включает шесть многопрофильных медицинских центров, педиатрический комплекс, реабилитационный центр, а также гериатрический центр. В 2021 году, отмечает Forbes, ЕМС стал второй сетью клиник после «Мать и дитя», которая провела IPO, в ходе которого ЕМС был оценен в $1,1 млрд. В 2022-м выручка ЕМС выросла на 12,4%, до €326,3 млн, чистая прибыль была €45 млн.
По словам двух знакомых со сделкой источников «Ъ», новый владелец российских активов Essity, вероятно, получит право использовать все присутствующие на местном рынке бренды в течение определенного периода.
Для Игоря Шилова покупка будет отдельной инвестицией, не связанной с ЕМС, отмечает собеседник «Ъ». Управляющий директор Peregrine Capital Дмитрий Габышев также считает, что речь скорее идет об отдельном бизнесе, но допускает синергию с EMC в части расширения канала продаж в B2B-сегмент.
Исполнительный директор Ассоциации производителей парфюмерии, косметики, товаров бытовой химии и гигиены Петр Бобровский называет Essity значимым игроком в сегменте санитарно-гигиенической продукции. По его словам, у российского подразделения есть возможности для дальнейшего развития на рынке после продажи бизнеса с учетом высокого уровня локализации. В конце 2022 года Essity сообщала о запуске локального производства более 70 новых артикулов Tork и Zewa и снижении зависимости от импортного сырья.