Обзор СМИ от 3 марта 2023 года

Обзор СМИ от 3 марта 2023 года
03.03.2023

КАК ОСТАВИТЬ ЛЕС В РОССИИ

 

Анастасия Филиппова, «Эксперт»

 

В 2022 году Росстат зафиксировал падение объемов производства почти во всех сегментах лесопромышленного комплекса. Так, выпуск фанеры снизился на 28,8%, пеллет — на 19,5%, древесноволокнистых плит — на 12,1%, древесностружечных плит — на 10,5%. Отечественный ЛПК в минувшем году столкнулся с беспрецедентным санкционным давлением. Евросоюз пятым и восьмым пакетом санкций запретил поставки на свою территорию соответствующей российской продукции. Против лесопромышленного комплекса сыграл также рост транспортных затрат, усложнение логистики, уход западных партнеров и укрепление рубля.

 

В итоге экспорт продукции ЛПК из России в 2022 году относительно 2021 года сократился по всей линейке продукции: пиломатериалов — на 22% (до 23,5 млн кубометров), фанеры — на 34% (до 1,98 млн кубометров), пеллет — на 26% (до 1,8 млн тонн). Это вынудило российские компании сокращать объемы выпуска и искать новые рынки сбыта — как за границей, так и внутри страны.

 

Путь к себе

"Производство круглого леса и пиломатериалов в 2022 году сократилось на 20 процентов от плановых показателей", — рассказывают в группе компаний "Вологодские лесопромышленники" (ВЛП). Помимо санкций на компанию существенное влияние оказало сокращение возможности отправки грузов морем, что привело к повышению транспортных расходов. В 2022 году объемы производства упали на всех комбинатах компании "Свеза", крупного производителя фанеры. "Внутренний рынок всегда был для нас одним из самых приоритетных, на него приходилось порядка трети от общего объема поставок. Сейчас эта доля увеличилась, и мы продолжаем на нашем рынке укрепляться. Что касается экспорта, то мы активно развиваем сотрудничество со странами, не затронутыми ограничениями. Это СНГ, Азия, Африка и Латинская Америка", — рассказали на предприятии.

В агентстве WhatWood отмечают, что полностью переориентировать российский экспорт с западного направления на восточное в среднесрочной перспективе вряд ли удастся. Во-первых, западные клиенты были готовы платить за качество высокую цену. Однако Китай или Индия этим похвастаться не могут. К тому же, например, на российские пеллеты в Азии нет такого спроса, как в Европе. Во-вторых, при экспорте продукции с северо-запада России в Китай сложная логистика и дорогая транспортировка съедает всю доходность.

"Рост внутреннего спроса на продукцию ЛПК — это одна из точек роста, в которой российским лесопромышленникам необходимо искать резервы. Развитие деревянного домостроения, развитие внутреннего рынка древесной биоэнергетики — ниши, над которыми необходимо работать", — отмечают в Союзе лесопромышленников и лесоэкспортеров России.

 

Что стоит дом построить

Во время совещания, посвященного проблемам российского ЛПК, Владимир Путин поручил принять меры для развития деревянного строительства в России. Он говорил о необходимости повысить объем и доступность ипотеки на строительство индивидуальных домов из древесины, а также задействовать малоэтажные деревянные дома заводского изготовления в программе расселения аварийного жилья.

По данным Росстата, на рынке ИЖС около 21% приходится на деревянное жилье. По итогам 2021 года объемы такого строительства достигли рекордных 10,8 млн кв. м. "Однако реальный объем возводимых в России домов с применением конструкций из дерева существенно выше", — отметил глава Рослесинфорга Павел Чащин. По оценкам организации, около 40% занимают дома на основе деревянного каркаса с многослойными стеновыми конструкциями, а также комбинированные дома. "Таким образом, суммарно за 2021 год в стране было введено около 20 миллионов квадратных метров жилья с использованием деревянных несущих конструкций и материалов", — добавил глава Рослесинфорга.

Однако в 2022 году объем строительства сократился на 20-50% по сравнению с 2021 годом, говорят в Ассоциации деревянного домостроения.

Проникновение ипотеки в ИЖС остается низким: по оценке "Дом.РФ", в 2022 году с использованием кредитов строился лишь каждый десятый индивидуальный дом. "В перспективе может строиться каждый второй", — считает директор развития жилищной сферы "Дом.РФ" Евгений Квасенков.

Развитие ипотеки на ИЖС по-прежнему ограничивается отсутствием рынка стандартных, ликвидных частных домов. Это повышает риски кредитования и делает невозможным такой же уровень ставки, как в случае с многоквартирным жильем. Чтобы исправить ситуацию, "Дом.РФ" совместно с Минстроем провели Всероссийский конкурс типовых проектов индивидуальных и малоэтажных домов и социально-культурных объектов с использованием деревянных конструкций, а затем сформировали реестр таких проектов. Они уже начинают применяться. При ипотечном кредитовании банк берет в залог землю и сам дом после его постройки и регистрации.

Для дальнейшей стандартизации частного домостроения может использоваться и новый механизм — индустриальное жилищное строительство, когда средства граждан привлекаются на счета эскроу, а подрядчик ведет строительство с привлечением средств проектного финансирования. Кроме того, скоро будет запущена программа поддержки производителей деревянных домокомплектов: в случае приобретения домокомплекта стоимостью до 3,5 млн рублей покупатель может получить скидку 10%, которую производителю субсидирует государство.

"Мы крайне настороженно относимся к тому, что частное деревянное домостроение может "вытянуть" российский ЛПК. Главная проблема: деревянный частный дом — это дорого. Дом из клееного бруса или CLT-панелей — это не массовый сегмент, а премиум-класс. В условиях снижения реальных располагаемых доходов населения и общей экономической неопределенности возможности граждан построить частный деревянный дом очень ограничены", — считают в WhatWood. Более оптимистично в агентстве смотрят на строительство деревянных общественных зданий — школ, детских садов, почтовых отделений, административных центров, а также домов в рамках программы расселения аварийного жилья.

В некоторых регионах уже существуют подобные проекты. Так, в Коми по заказу компании "Лузалес" был разработан проект типовых многоквартирных жилых домов, которые будут построены с использованием МХМ-панелей (немецкая технология Massiv-Holz-Mauer). МХМ-панель представляет собой деревянную многослойную конструкцию, изготовленную на специализированном оборудовании. Панели собираются как конструктор. Они изготавливаются из сухих пиломатериалов, которые не дают усадки. Это позволяет вести отделочные работы непосредственно после монтажа.

Согласно проекту, в четырехэтажных зданиях площадью от 3500 до 5500 кв. м будет расположено порядка 88 жилых помещений. "Реализация этого проекта в Республике Коми в первую очередь может стать решением при переселении граждан из аварийного жилья в просторные и комфортные квартиры", — говорят в "Лузалесе".

 

Обогреем эффективно

До ввода санкций в Европу поставлялся практически весь объем производимых в России пеллет — спрессованных отходов деревообработки, которые используются как биотопливо. Теперь ввоз такой продукции в ЕС запрещен, и в России задумались над тем, как перевести собственные котельные на это экологичное топливо. "В России избыток мощностей по пеллетам, которые создавались преимущественно на северо-западе страны под европейские рынки", — рассказывают в Союзе лесопромышленников и лесоэкспортеров.

В Минпромторге "Эксперту" пояснили, что использование пеллет на внутреннем рынке не превышает 10% от общего производства. Чтобы помочь производителям и нарастить сбыт пеллет внутри страны, президент на недавнем совещании распорядился в ближайшие два года выделить не менее 15 млрд рублей инфраструктурных бюджетных кредитов на перевод муниципальных котельных на пеллеты. В России уже есть опыт использования котельных, работающих на древесном биотопливе, в том числе в Республике Коми, Хабаровском крае, Архангельской области. В Минпромторге отметили, что использование пеллет в коммунальной теплоэнергетике становится экономически целесообразным более чем через 20 лет при наличии достаточного объема биотоплива с гарантированными ритмичными поставками и средним логистическим плечом 100 км.

"Выделенные средства помогут ускорить перевод котельных на древесное биотопливо в регионах и особенно в труднодоступных населенных пунктах, подвоз к которым традиционного топлива (угля, мазута, газа) ограничен", — добавили в министерстве.

Кроме того, сейчас повышается спрос на пеллеты со стороны домохозяйств, особенно тех, где отсутствует газоснабжение. Как объяснили в магазине TeploSvarka.ru, обогрев помещений биотопливом в разы эффективнее, чем дровами. Так, для поддержания комфортной температуры в доме дрова в котел нужно закидывать раз в пять-шесть часов. В пеллетный котел топливо поступает из специального бункера, который заполняется раз в неделю. Такая система может поддерживать в доме заданную температуру, автоматически включаясь и выключаясь. И хотя пеллетные котлы в среднем стоят 100 тыс. рублей, то есть на 55-70 тыс. дороже дровяных, окупаются они быстрее. Теплоотдача биотоплива в два — два с половиной раза выше, чем у дров. По данным TeploSvarka.ru, часто покупатели сначала приобретают дровяной котел, а через три-четыре месяца возвращаются, чтобы докупить к нему пеллетную горелку и бункер. За счет этого обычный дровяной котел быстро превращается в полноценную биотопливную систему отопления.

 

Бумага все стерпит

В группе компаний "Карелия Палп", основным продуктом которой является газетная бумага, экспорт превышал 80% от всего объема производства. Уход крупных логистических компаний с российского рынка в компании назвали не иначе как шоком: "Это создало серьезные проблемы, ведь каждые сутки мы отправляем две тысячи тонн, или сто вагонов, готовой продукции. И получаем столько же вагонов леса и других грузов".

Для сохранения и развития производства компания решила расширить ассортимент своей продукции. "В 2022 году мы вышли на рынок B2C с нашим новым продуктом — потребительской бумагой EKKO формата А4. Сегодня продукцию Кондопожского ЦБК можно найти в свободной продаже в крупных интернет-магазинах и торговых сетях. Мы также прикладываем немало усилий для выпуска важного для нас и для отрасли продукта — растворимой целлюлозы", — говорят на предприятии.

Нарастил выпуск и пермский производитель мелованной бумаги и картона "Кама". Именно на его бумаге печатается "Эксперт". Ранее журнал использовал финскую продукцию, однако после начала СВО европейцы ушли с российского рынка. В итоге "Кама" стала монополистом в сфере тонкой журнальной бумаги, и цена на нее за год поднялась примерно на 50%. В Союзе лесопромышленников и лесоэкспортеров отметили, что в случае деревообрабатывающих компаний спрос на внутреннем рынке вряд ли сможет полностью компенсировать потери от закрытия западных границ. В то же время производство разных типов бумаги и картона даст России возможность заместить продукцию, которая ранее поставлялась из недружественных государств, и наконец развить в стране глубокую переработку древесины.

 

ЛЕСНОЙ СЕКТОР: НОВАЯ ПАРАДИГМА ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

 Обзор СМИ от 3 марта 2023 года-Леспроминформ-Лесной сектор.jpg

Анатолий Петров, д-р экон. наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ, «Леспроминформ»

 

В результате острейшего геополитического кризиса и введения экономических санкций условия в Российской Федерации меняются радикальным образом без какой-либо надежды на возврат к состоянию февраля 2022 года.

 

Неопределенность развития экономики в целом и отдельных отраслей сейчас на высочайшем уровне. Названное состояние экономики квалифицируется как долговременный широкомасштабный кризис, индикаторами которого являются следующие явления:

- ускоряющееся падение валового внутреннего продукта и национального дохода;

- снижение доходов и покупательной способности населения;

- замедление и сокращение инвестиционной деятельности;

- рост безработицы и ухудшение структуры трудовых ресурсов;

- замедление темпов научно-технического прогресса.

История развития глобальной экономики называет приведенные индикаторы стандартными, типичными для всех кризисов, которые происходили в разных странах в разное время по разным причинам. И опыт выхода этих стран из кризисного состояния экономики может быть полезным для современной России.

Такой опыт продемонстрировал Советский Союз на этапах создания, военного и послевоенного развития. Молодое советское государство ликвидировало разрушительные последствия Первой мировой и Гражданской войны за короткое время, реализовав новую экономическую политику на базе создания многоукладного народного хозяйства ценой ограниченных экономических свобод.

Успешное функционирование народного хозяйства во время Великой Отечественной войны и его восстановление в послевоенный период обеспечила мобилизационная директивная экономика в сочетании с энтузиазмом населения.

Российская Федерация успешно вышла из унаследованного от распадающегося Советского Союза кризиса 1990-х годов за счет замены директивной экономики рыночной, при которой были задействованы следующие инструменты:

- приватизация государственного имущества с созданием частного сектора;

- свобода внешней торговли;

- конвертируемость национальной валюты;

- доступ бизнеса к международным финансовым рынкам, рынкам капитала и технологий.

Поучительны и примеры зарубежного опыта преодоления кризисных явлений в экономике, возникших не только из-за войн и революций, но и вследствие перехода стран к новым формам общественно-экономического развития.

США победили Великую депрессию и кризис 1930-х годов созданием регулируемой рыночной экономики, заменившей прежнюю модель с пассивной ролью государства в управлении экономикой. Эти реформы вошли в историю вместе с именем президента Франклина Рузвельта.

КНР стала одним из лидеров глобальной экономики благодаря всесторонней модернизации китайской экономики, 40 лет назад находившейся на грани катастрофы в результате провала политики «большого скачка» и последствий волюнтаристских экономических решений. Теория и практика построения социализма с китайской спецификой неразрывно связаны с именем партийного и государственного деятеля Дэна Сяопина.

Приведенные примеры выхода экономики из кризисного состояния имеют одну общую черту – отсутствие стандартных рецептов и, как следствие, принятие во внимание особенностей функционирования политических систем и государственного обустройства при принятии решений.

Поучительно, что государства, меняя экономическую политику, сохраняли в ее новой парадигме механизмы, приносившие успех в прошлом, другими словами, не выплескивали из купели вместе с водой ребенка. Такой подход и должен стать основополагающим при формировании в современной России экономической политики, в которой будут использованы как действующие механизмы, так и новые, обеспечивающие интересы государства, предпринимательства и населения.

Первоочередной задачей будет защита интересов государства, так как только заинтересованное государство станет не только идеологом, но и проводником экономических реформ. На этом направлении государство должно срочно возвратить в экономическую политику текущее и перспективное планирование на федеральном, региональном и местном уровне. Так получилось, что опьяненное в начале нулевых годов эйфорией от достижений рынка государство неэффективно распорядилось советским опытом управления народным хозяйством посредством текущих и пятилетних планов. Планирование было незаслуженно обвинено в крахе политической системы и даже государства, его создавшего.

В настоящее время объектами текущего планирования остаются на государственном уровне – бюджетная система, а на уровне хозяйствующих субъектов – их бизнес-планы.

На федеральный уровень планирование вернулось только в 2014 году, с принятием федерального закона №172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации», который установил следующее:

- основные понятия, используемые в стратегическом планировании;

- систему стратегического планирования, включая принципы, задачи, участников, полномочия последних, процедуры обсуждения проектов документов и их регистрацию;

- отраслевые документы стратегического планирования на федеральном, региональном и муниципальном уровне;

- мониторинг и контроль реализации документов стратегического планирования.

Из указанного понятно, что стратегическое, с длинным временным горизонтом планирование ни по задачам, ни по методам не может заменить деятельность управлявшего экономикой Госплана СССР.

К сожалению, последний, уйдя в историю, не оставил в органах государственной власти преемника, способного на новой технологической базе за короткое время возродить текущее планирование как экономики в целом, так и ее отдельных отраслей. Не оказалось преемников и у двоих российского происхождения нобелевских лауреатов, внесших большой вклад в создание и развитие теории планирования: В. В. Леонтьева (1973), разработавшего анализ «затраты – выпуск», и Л. В. Канторовича (1975), создавшего теорию оптимального планирования в части распределения ресурсов и линейного программирования.

В советской экономике предсказуемость объемов и ассортимента выпускаемой продукции создавали текущие (годовые) и перспективные (пятилетние) планы, при разработке которых использовался метод материальных балансов. Применение этого метода и было главной функцией Госплана СССР и его региональных структур, создававших законодательную основу для директивного управления экономикой. Метод материальных балансов заслуживает более подробного представления ввиду надежды на его скорое возвращение в систему экономических отношений.

Материальные балансы обеспечивали учет продукции и ресурсов в натуральном выражении и устанавливали связь между производством и потреблением или (в терминах рынка) между спросом и предложением. На начало 1980-х годов балансы обеспечивали выпуск более 70% промышленной продукции, а их количество на союзном уровне превышало 3 тыс. наименований товаров и услуг.

В годы предвоенных и первых послевоенных пятилеток информация, необходимая для составления материальных балансов, заносилась в таблицы вручную. Баланс производства и потребления по каждому продукту достигался посредством итерации, устранявшей на бумаге появление дефицита двумя возможными способами: увеличением выпуска или снижением потребления.

В конце 1960-х годов на смену ручной обработке данных пришла автоматизированная система, в которой носителем информации была не таблица на бумаге, а сделанная из тонкого картона перфокарта, данные заносились на нее с помощью отверстий, размещаемых на определенных позициях. Автоматизированная система с использованием перфокарт неплохо справлялась с балансированием спроса и предложения до тех пор, пока технологически архаичное производство характеризовалось ограниченным ассортиментом продукции и услуг.

Развитие химизации и электроники быстро изменило товарный ландшафт, на порядок расширив ассортимент продукции и сферы ее употребления. Увеличивавшийся с каждым годом товарный дефицит был объясним в определенной мере технологией планирования, при которой государство теряло контроль за происхождением и движением товарной массы. Совсем иные условия для составления материальных балансов как основы текущего планирования создала революция в информатизации, произошедшая с появлением компьютерной техники и цифровых технологий, способных за короткое время производить бесчисленное количество итераций показателей, формирующих материальные балансы.

Технический прогресс сделал свое дело: настала очередь решать, как ввести планирование в систему государственного управления экономикой. В отличие от советской экономики, когда государство монопольно владело всеми видами производственных ресурсов и распоряжалось всей производимой продукцией, при рыночной экономике планирование не может и не должно быть директивным, обязывающим все субъекты экономической деятельности рассматривать плановые показатели как государственные задания.

Планирование, основой которого являются материальные балансы, должно стать индикативным, предоставляющим производителям и потребителям продукции информацию о состоянии спроса и предложения, другими словами, открывающим предпринимателям коридор возможностей для создания и развития бизнеса.

Превращение индикативных показателей в реальные объемы производства и потребления продукции обеспечит сочетание планирования и рыночного ценообразования на товары и услуги, являющегося ключевым механизмом функционирования рыночных отношений с начала 1990-х годов.

Рыночные цены на продукцию и услуги, построенные на базе спроса и предложения, наряду с использованием фискальных функций обеспечили следующее:

- стали индикаторами для принятия эффективных решений, определяющих, что производить, сколько производить и как производить;

- создали стимулы для производства инновационной конкурентной продукции;

- установили границы экономической доступности производственных ресурсов, в первую очередь природных;

- стали регулятором производственных отношений, уравновешивая экономические, социальные и экологические цели развития производства;

- создали фундамент государственно-частного партнерства с защитой интересов обеих сторон.

Экономическая система в новой парадигме развития должна не только сохранить рыночное ценообразование при выполнении ценами названных выше функций, но и предоставить ценам еще больше полномочий в части свободы предпринимательства. В связи с этим всякие попытки в условиях кризиса «спасать» экономику введением государственного регулирования цен может нанести невосполнимый ущерб не только отраслям, давшим согласие на эксперимент по административному управлению хозяйственной деятельностью, но и экономике в целом.

Надо помнить, что главной миссией рыночных цен является диагностирование состояния экономики, подобно тому как термометр, измеряя температуру, посылает человеку сигнал о состоянии его здоровья. Нельзя бороться с болезнью, снижая показания термометра его принудительным встряхиванием.

Возвращение в экономику планирования и рыночного ценообразования сопряжено с обязательным учетом отраслевых особенностей при формировании спроса и предложения на производимую продукцию. Лесной сектор входит в перечень отраслей, в которых кризис проявляется наиболее рельефно по масштабу и длительности. Причин тому несколько:

- зависимость объемов и ассортимента потребляемой на внутреннем рынке лесобумажной продукции от снижающейся платежеспособности населения;

- высокая доля в объеме производимой продукции экспорта, адресованного ранее странам Запада и создававшего не только валютную выручку, но и прямые инвестиции в техническое и технологическое развитие лесопромышленных производств;

- неспособность отечественного специализированного машиностроения в кратчайшие сроки заменить импорт зарубежной техники как количественно, так и качественно.

Экономический кризис дважды в течение последних 30 лет сопровождал развитие лесной промышленности и лесного хозяйства страны: первый раз в 1990-е годы как следствие радикальных политических и экономических реформ, второй раз в 2008–2010 годы по причинам, не связанным с российской экономикой.

К сожалению, уроки преодолевания кризисных явлений извлечены не были. Оказалась бессильной в противостоянии наступившему кризису и Стратегия развития лесного комплекса Российской Федерации до 2030 года, утвержденная распоряжением правительства РФ от 11.02.2021 №312-р. Этот документ, структура и содержание которого подчинены долговременным целям лесной политики, не содержит механизмов преодоления кризисных явлений, а следовательно, не может служить в качестве инструмента оперативного управления использованием, воспроизводством, охраной и защитой лесов.

В сложившейся ситуации действие Стратегии, посылающей исключительно оптимистичные сигналы для развития лесного сектора, целесообразно приостановить, а лучше всего отменить.

Введению государственного планирования в лесной сектор должны предшествовать несколько шагов:

- аудит производственных мощностей, задействованных в производстве продукции, начиная от заготовки древесины и заканчивая ее переработкой в продукцию конечного потребления;

- создание нормативной базы, устанавливающей ресурсное обеспечение лесопромышленных производство по схеме «затраты – выпуск»;

- оценка потребительского спроса на лесобумажную продукцию, поступающую в розничную торговлю;

- аудит трудовой занятости населения по категориям работающих и регионам.

Полученную по этим направлениям информацию с помощью цифровых технологий можно будет агрегировать в материальные балансы – основу индикативного планирования. Цифровые технологии снимают ограничения по количеству «лесных» материальных балансов, которые были следствием высокой трудоемкости работ при ручной и автоматизированной обработке данных во времена Госплана. Ограничить их количество должно обязательное присутствие товара в документах статистической отчетности.

В перечень продукции, производство и потребление которой оценивается материальными балансами, должна войти деловая древесина общим итогом и в разрезе базовых сортиментов, пиломатериалы, фанера, плиты, деревянные дома, товарная целлюлоза, бумага и бумажные изделия, гидролизно-дрожжевые продукты. Каждый продукт может быть представлен видами и подвидами, различающимися размерами, породой древесины и технологией изготовления.

Материальный баланс состоит из двух частей: актива, где формируются объемы продукта по источникам его происхождения, и пассива, где наряду с заявленными объемами присутствуют потребители продукта.

Источниками происхождения продукта являются собственное (российское) производство и импорт. Актив баланса по деловой древесине может быть детализирован распределением объемов заготовки между частным лесным бизнесом и предпринимательством, осуществляемым лесохозяйственными бюджетными и автономными учреждениями субъектов Российской Федерации.

Пассив баланса удовлетворяет заявленные потребности по следующим направлениям:

- государственные нужды (оборона, здравоохранение, образование, культура и т. п.);

- розничная торговля, увязанная с покупательной способностью населения;

- потребление в виде конечной продукции в отраслях и секторах экономики;

- потребление в виде сырья и материалов в деревообрабатывающих отраслях (например, мебельном производстве);

- экспорт.

Сбалансированный по производству и потреблению материальный баланс становится инструментом планирования, только когда актив баланса получит соответствующее обеспечение инвестиционными, трудовыми, энергетическими и материальными ресурсами.

Орган федеральной исполнительной власти с полномочиями по текущему планированию доводит результаты по объемам производства и потребления продукции до субъектов Российской Федерации, в которые лесное планирование пришло с Лесным кодексом 2006 года и получило прописку в статье 86 «Лесного плана субъекта Российской Федерации».

К сожалению, в силу разных причин названный документ не стал региональной программой развития лесного сектора, а превратился, по сути дела, в региональный лесоустроительный проект с горизонтом планирования 10 лет, задействованный исключительно в предоставлении информации о состоянии лесных ресурсов. Как следствие, пятнадцатилетний опыт применения лесных планов показал их полную несостоятельность в решении задач повышения эффективности лесного сектора, поставленных государством.

Политика декриминализации лесных отношений с передачей ряда управленческих функций на федеральный уровень окончательно разрушила систему регионального лесного планирования в том виде, в каком она была создана действующим лесным законодательством.

С введением в лесной сектор текущего и перспективного планирования нагрузка на органы государственной власти субъектов РФ значительно возрастет ввиду их ответственности за следующие действия:

- предоставление федеральному органу, ответственному за планирование, информации, необходимой для составления материальных балансов;

- доведение до хозяйствующих субъектов ориентиров для производства продукции и логистики ее поставки потребителям;

- мониторинг состояния лесных ресурсов на предмет оценки их экономической доступности;

- обеспечение трудовой занятости населения за счет многоцелевого использования лесов;

- стимулирование потребления продукции и услуг на внутреннем рынке.

Введение планирования в систему государственного управления лесами окажет влияние и на методологию разработки бизнес-планов предприятий с обязательным присутствием в них сценариев, выводящих бизнес из кризисного состояния.

Переходу лесного сектора на новую парадигму экономических отношений должно предшествовать их законодательное оформление путем внесения поправок в главу 9 Лесного кодекса «Полномочия органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления в области лесных отношений» и отмены статьи 86 по изложенным выше причинам.

Решить многоплановую задачу развития лесного сектора в его новой экономической организации невозможно без участия лесной науки и образования.

Во времена «госплановской» экономики информационную базу лесного планирования создавали 15 отраслевых научно-исследовательских и проектных институтов. В вузовские учебные программы подготовки инженерно-технических кадров входили дисциплины, предполагавшие изучение управления производством с участием планирования.

К сожалению, сегодняшнее состояние лесной науки с ограниченными финансированием и численностью работающих не вселяет больших надежд на то, что наука и образование станут главными проводниками предстоящих реформ. Возможно, политики предложат другие решения по выведению лесного сектора из кризиса с наименьшими потерями.