Обзор СМИ от 30 апреля 2025 года

Обзор СМИ от 30 апреля 2025 года
30 апреля 2025

«ЭКСПОРТ ОКАЗАЛСЯ КАРТОННЫМ»

 

Алексей Щеголев, RUGRAD

 

Губернатор Калининградской области Алексей Беспрозванных посетил «Первую картонажную фабрику» в Гусеве, которая занимается производством гофроупаковки и литой тары.

 

В 2025 году «Первая картонажная фабрика» (входит в структуру холдинга GS Group) запустила новую линию по склейке продукции. Объем инвестиций в новую производственную линию в холдинге не раскрывают, но отмечают, что благодаря линии холдинг получил доступ к новым сегментам рынка. По словам генерального директора «ПКФ» Марата Кавеева, теперь фабрика может производить гофроупаковку более сложного типа. Это позволило структуре GS Group войти в сегменты HoReCa и общепита. В цеху, в частности, была представлена упаковочная продукция для сети фаст-фуда «Ростерхит».

Раньше на предприятии функционировала линия всего с одной точкой склейки. Новая линия позволила «Первой картонажной фабрике» как увеличить объемы, так и снизить сроки производства продукции.

«Данная линия имеет отличительную особенность: она способна склеивать короба в нескольких точках склейки, что мы ранее делать не могли», — подчеркнул Марат Кавеев.

Гофроупаковка выпускается исключительно под потребности регионального рынка: логистика такой продукции слишком дорогая. «Она имеет свою специфику, ее невозможно далеко транспортировать ввиду отсутствия веса. Очень большие логистические затраты», — подчеркнул генеральный директор фабрики. Потребителями упаковки являются как собственные предприятия GS Group (упаковка для различной электроники), так и предприятия региона. Их порядка 280. В том числе это крупные предприятия пищевой промышленности Калининградской области: группа компаний «За Родину», «Вичюнай» и другие. 

По данным пресс-службы GS Group, «Первая картонажная фабрика» в месяц может выпускать порядка 4,5 млн кв. м гофрокартона. «Это несколько футбольных полей», — отмечается в информационном сообщении холдинга.

При этом, по оценкам Марата Кавеева, мощности предприятия позволяют производить порядка 5 млн кв. м в месяц. Объемы производства отчасти ограничены емкостью регионального рынка. Таким образом, объемы производства «Первой картонажной фабрики» напрямую зависят от того, как будут чувствовать себя в Калининградской области крупные инвестпроекты. «На сегодняшний день существует несколько крупных инвестиционных проектов. Один из них — черняховский «ЭнКор», с которым мы уже заключили контракты. Он только наращивает свои обороты. Соответственно, мы ждем увеличения потребности. В ближайшей перспективе открывается «Рэнера» (проект гигафабрики. — Прим. ред.), с которыми мы тоже планируем заключать контракты. Мы готовы к любым ростам объема в области», — отметил Кавеев.

При этом менеджмент не считает, что тот факт, что производство пока работает не на полную мощность, ведет к увеличению себестоимости.

«У нас многоуровневая технологическая линейка. Если бы стояла одна машина, которая бы работала вполсилы, то это бы повлияло и на себестоимость, и на всё остальное. Но у нас порядка 10 видов оборудования. Оно всё работает и имеет небольшой потенциал для роста — это порядка 20%», — подчеркнул Марат Кавеев.

Помимо гофроупаковки, «Первая картонажная фабрика» специализируется на выпуске так называемой литой тары (упаковки для яиц). По данным пресс-службы холдинга, мощностей хватает для производства порядка 2 млн единицы продукции в месяц. Производство литой тары запустили в Гусеве еще в 2013-м, и первоначально это направление рассматривалось исключительно как экспортное. В 2014 году структура GS начала экспорт литой тары в Польшу. В 2020-м отмечалось, что объемы выпуска литой тары могут вывести производство в Гусеве в топ-5 производителей такой продукции в Восточной Европе.

«В нашей упаковке европейское яйцо присутствовало в таких сетях, как "Лидл" и "Бедронка" и т. д. Весь объем — это порядка 2 млн изделий в месяц и 22 млн в год — у нас полностью шел 100 % на экспорт: Польша, Литва, Австрия, Латвия, и даже по-моему даже до Эстонии доезжали», — подчеркнул Кавеев.

После 2022 года экспортная деятельность фабрики практически прекратилась. Согласно данным справочно-аналитической системы Seldon.Basis, в 2022 году «Первая картонажная фабрика» поставила на экспортные рынки продукцию только на 984 тыс. долларов. Товары тогда успели поставить в Литву, Эстонию и Польшу.

Сейчас потребителями упаковок, которые производит фабрика, является порядка 8 российских птицефабрик: среди них «Птицефабрика Гурьевская» из калининградского агрохолдинга «Долгов Групп». В целом география поставок упаковки для яиц простирается от Санкт-Петербурга до Челябинска.

Переориентация на общероссийский рынок не прошла безболезненно. В частности, фабрике пришлось перенастраивать логистику. Вынужденная переориентация на российский рынок сделала структуру GS Group зависимой от субсидий, которые выделяются на морские перевозки по калининградскому направлению. И ввоз и вывоз продукции осуществляется исключительно морским транспортом, так как продукция находится в санкционных списках: в частности, бумага, необходимая для производства, транспортируется в Гусев из Ярославля. Федеральный центр выделил на обеспечение льготной тарифной ставки в 2024 году всего 4 млрд руб. Президент Калининградской торгово-промышленной палаты Феликс Лапин сообщил губернатору Алексею Беспрозванных, что, по оценкам транспортников, на эти цели нужно порядка 17 млрд руб.

Менеджмент «Первой картонажной фабрики» при этом настаивает, что себестоимость производства не сильно страдает в моменты, когда с субсидиями возникают «паузы», а льготный тариф на морском направлении не работает.

«Мы не тот бизнес, который так резко реагирует на изменение каких-то логистических затрат. В общей массе логистика, конечно, занимает весомую часть, но нельзя говорить о том, что это фундаментальная история, которая резко приводит к подорожанию продукта», — отметил Марат Кавеев, добавив, что в моменты «пауз» по субсидиям «Первая картонажная фабрика» может позволить себе не менять цены. Но с условием того, что в перспективе льготная ставка будет возобновлена.

Выручка «ПКФ» по итогам 2024 года, согласно данным справочно-аналитической системы «Контур.Фокус», выросла на 16 % до 1,6 млрд руб., чистая прибыль компании оценивается в 227 млн руб.

 

КОНДОПОГА — КИТАЙ: КАК ЦБК ОТПРАВЛЯЕТ БУМАГУ ИЗ КАРЕЛИИ НА ВОСТОК

Обзор СМИ от 30 апреля 2025 года-ИА Республика-Кондопога — Китай.jpg 

Родион Филиппов, ИА «Республика»

 

Кондопожский ЦБК, основной производственный актив группы компаний «Карелия Палп», 24 апреля открыл и ввел в эксплуатацию новый участок железнодорожных путей на территории завода.

 

Для исполнения новых требований РЖД 2021 года специалисты провели реконструкцию железнодорожного полотна станции Сортировочная, а также построили около 700 метров новых путей на участках погрузки и разгрузки. Теперь транспортная инфраструктура предприятия позволяет принять поезд из 71 условного вагона, до обновления было 57 вагонов.

Погрузка и отправка этих вагонов в другие регионы России и за рубеж — это целый комплекс технологических процессов, который ежедневно производят сотрудники комбината.

 

Производство

Сырье, с которым работает Кондопожский ЦБК, — древесина, щепа, а также специальные химикаты. В процессе переработки в подготовительных цехах дерево становится жидким, и в дело вступает цех № 3 — Бумфабрика. Здесь производят бумагу, из которой позднее заказчик будет делать гофрокартон, или, по-простому, коробки. Поэтому такую бумагу называют упаковочной.

В жидкую массу здесь добавляют красители. Важно строго соблюсти пропорции и попасть в нужный оттенок. Основные потребители продукции ЦБК — китайские клиенты — очень внимательно следят за этим. Затем происходит не магия, а наука. Жидкая масса проходит через вакуумные насосы, которые убирают из материала влагу, а валы, в которые поступает горячий пар, вращаются на высокой скорости и постепенно придают бумаге необходимую толщину. Именно поэтому даже морозными зимами в этом цеху жарко, как летом в Сочи.

В год Кондопожский ЦБК производит 670 тысяч тонн бумаги.

Готовая 6-метровая катушка разматывается, ее снова сматывают и нарезают на рулоны определенной ширины — до 2,8 метра. Это и есть итоговая продукция предприятия. Остается только отправить рулоны на транспортно-упаковочную линию, где их пакуют, маркируют, а затем вносят данные в компьютер.

 

Склад

Запакованные рулоны по транспортно-упаковочной линии поступают на склад, где водители погрузчиков развозят их по зонам. Здесь всё работает как часы: каждый водитель четко знает свой путь и затрачиваемое на него время, поэтому никаких «пробок» не случается. Специалист по маркировке знает, куда нужно поставить рулон, и отвозит его в нужную секцию.

Рулоны шириной до 2,8 метра на заводе начали производить относительно недавно, так как потребность в них есть только у китайцев. Нарезать их — не проблема, а вот погрузить в железнодорожный контейнер непросто. Дело в том, что рулоны меньших размеров можно установить вертикально, а широкие — только горизонтально. Без специальной техники здесь не справишься, поэтому предприятие приобрело специальные машины грузоподъемностью 4 тонны не с «клешнями», а со «штырями».

Помимо водителей погрузчиков, на складе трудятся специалисты, контролирующие отправки. Их техника — терминалы сбора данных и фотоаппарат. Фотографируют сначала пустой, а потом заполненный контейнер и каждый рулон отдельно. Это делается для того, чтобы в случае повреждения товара при транспортировке предприятие могло предъявить доказательство своей невиновности, а значит, снять с себя ответственность и не понести убытки.

 

Отправка

С введением в эксплуатацию нового участка железнодорожных путей предприятие может одновременно разместить на своей территории 71 вагон. Инвестиционный проект по модернизации железной дороги обошелся предприятию в 70 млн рублей, но он имеет хорошие перспективы окупаемости. Разница в провозной плате при отправлении в Китай поезда условной длиной 57 и 71 вагон составляет около 410 тысяч рублей, то есть при отправлении пяти поездов с 71 условным вагоном в месяц экономия составит более 2 млн рублей, в год — 24,5 млн рублей.

Из 670 тысяч тонн производимой в год бумаги, около 500 тысяч тонн доставляют заказчикам поездами и кораблями. В месяц предприятие отправляет клиентам в России и за рубежом 28 поездов со своей продукцией.

За всеми перемещениями локомотивов и вагонов следят диспетчеры. Они не просто смотрят за поездами по GPS и камерам, их задача — организовать погрузку и разгрузку вагонов и не допустить потерю времени. Для этого по рации спецсвязи диспетчеры отдают команды машинистам локомотивов.

Диспетчер должен всегда знать, что находится в каждом вагоне, куда и когда его нужно доставить. Так же и с локомотивами. Если «тягачу» требуется ремонт, диспетчер отдаст команду отправить его в депо и проконтролирует, чтобы его задачи взял на себя другой.

Загруженные рулонами вагоны отправляют на станцию Нигозеро, откуда они в составе грузового поезда пойдут в Забайкальск. Там они пересекут границу с Китаем, где местные рабочие сделают из карельской бумаги коробки. Жители республики, возможно, и не догадываются, что коробки, в которых приходят их заказы из интернет-магазинов, родом из Карелии.

 

Поделиться
Отправить
Класснуть