Обзор СМИ от 31 июля 2023 года

Обзор СМИ от 31 июля 2023 года
31.07.2023

ТАКАЯ СЛАВНАЯ И ДОЛГАЯ СУДЬБА

 

Балахнинская картонная фабрика

 

В августе 2023 года Балахнинская картонная фабрика отметит свой 95-летний юбилей.

 

За столь солидный срок предприятие прошло большой путь. Долгие годы оно носило название Балахнинский целлюлозно-картонный комбинат (ЦКК). Сейчас это название сохранил микрорайон картонщиков. Были у БЦКК времена становления и расцвета, трудовых достижений и громких успехов, государственных наград. Была и невеселая страница в его истории, когда он назывался ОАО «Полиграфкартон»: не избежал комбинат, как и многие другие промышленные предприятия, времен упадка и разрухи. Хорошо, что все это осталось в прошлом.

А в настоящем предприятие не только вернуло себе первоначальное, милое сердцу ветеранов, название – Балахнинская картонная фабрика, но и действительно возродилось и наращивает темпы производства. И, как в лучшие времена, гордится главным своим богатством – отличными работниками фабрики, настоящими мастерами своего дела. Вновь звание картонщик звучит гордо. Почет и уважение славным фабричным династиям, накануне юбилея в их адрес звучит много добрых слов!

 

Та заводская проходная, что в люди вывела…

Одна из них – это семья Моряковых. Общий стаж этой трудовой династии на фабрике 263 года! Свою историю она ведет с Анны Ивановны и Василия Андроновича Моряковых. Родоначальник этой династии устроился на фабрику 16 ноября 1934 года, а на пенсию ушел в 1975 году. Вот она, рабочая преданность профессии, родному предприятию, с которым связана вся судьба! За 41 год Василий Андронович прошел впечатляющий трудовой путь от прессовщика до старшего инженера-технолога картонного производства, несколько лет руководил ЖКО, а ушел на заслуженный отдых с должности заместителя начальника основного производства. Работал так, что не раз награждался высокими правительственными наградами. Указом Президиума Верховного Совета СССР в октябре 1966 года Василий Андронович Моряков был награжден орденом «Знак Почета» за особые трудовые заслуги. Среди его наград – медаль «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения В.И. Ленина» и медаль «Ветеран труда». А еще – множество почетных грамот ведомства к профессиональным праздникам.

Фабрика оставила очень большой след в его судьбе не только трудовыми успехами и наградами – здесь он встретил свою супругу Анну Ивановну. Она тоже отработала на фабрике и занимала важную должность более 37 лет. Анна Ивановна выполняла сложные обязанности диспетчера по организации движения автотранспорта в специализированном цехе. Уйдя на заслуженный отдых, она никогда не забывала родное предприятие и даже выручала работников транспортного цеха и отдела сбыта: чтобы они имели возможность отгулять отпуска, Анна Ивановна временно устраивалась на работу диспетчером или контролеромприемщиком готовой продукции в отдел сбыта.

 

По примеру старших

Моряковы воспитали дочь и двух сыновей. Юрий и Нина, по примеру своих замечательных родителей, тоже всю свою жизнь посвятили картонному комбинату.

Нина работала в бухгалтерии заводоуправления. Юрий начинал трудовой путь электромонтером, окончил техникум, и затем работал сортировщиком бумажного производства и контролером участка охраны. На пенсию он ушел в декабре 1997 года. Супруга Юрия Васильевича отработала на фабрике 31 год. Начинала Тамара Семеновна приемщицей готовой продукции картонного цеха, затем, получив образование, работала бухгалтером и старшим бухгалтером финансового отдела капитального строительства. А затем ответственную и трудолюбивую династию продолжили внуки Моряковых. Такая уж добрая традиция сложилась в этой семье – дети, воспитанные в уважении к труду старших, тоже не представляли для себя иного трудового пути, как на картонном комбинате. Так, дочка Юрия Васильевича и Тамары Семеновны Лариса, когда выросла, тоже пришла на это предприятие, где занимала различные должности от лаборанта по физикомеханическим испытаниям в отделе управления качеством до ведущего бухгалтера по расчету заработной платы. Общий стаж трудовой деятельности Ларисы Юрьевны Мякишевой на картонной фабрике составил 33 года.

15 сентября 2009 года она занесена на Доску почета ОАО «Полиграфкартон» и награждена денежной премией за достижение высоких показателей и особых успехов в выполнении производственных заданий и активное участие в жизни трудового коллектива.

 

Семейные ценности в добрые руки

В 1980 году у Ларисы Юрьевны родилась дочка Таня уже правнучка основателей династии Моряковых. Вполне закономерно, что девушка тоже свой трудовой путь начала на картонной фабрике.

Семейные ценности обусловили повышенную требовательность к своим служебным обязанностям, естественно, очень высоким. И Татьяна Сергеевна полностью им соответствовала.

Работала она на фабрике с 2007 по 2018 год. Начинала с простого контролера целлюлозно-бумажного производства отдела управления качеством и зарекомендовала себя очень ответственным специалистом. Татьяну Сергеевну назначили диспетчером. Общий трудовой стаж ее на предприятии составил 11 лет.

 

Серьезное отношение, образцовая работа

Еще одна дочь Юрия Васильевича и Тамары Семеновны Моряковых – Елена Юрьевна Яшина, следуя традиции, место работы не искала, а сразу 19 декабря 1988 года пришла работать на Балахнинский целлюлознокартонный комбинат и продолжает трудиться по настоящее время. За время работы занимала различные должности: контролер целлюлозно-бумажного производства отдела сбыта, приемосдатчик груза отдела сбыта. Елена Юрьевна так зарекомендовала себя ответственным отношением к своему труду, что дальнейший карьерный рост не заставил себя долго ждать.

6 февраля 1991 года она была переведена в транспортный цех диспетчером по железнодорожному и автомобильному транспорту. Помните: когда-то диспетчером по организации движения автотранспорта была ее бабушка – Анна Ивановна! Вновь – семейные традиции, профессиональный дар.

5 апреля 2004 года Елена Юрьевна была переведена на должность заместителя начальника транспортного цеха, а с 21 апреля 2008 года и по настоящее время трудится в должности начальника транспортного цеха (с 7 октября 2021 года – начальником автотранспортного участка транспортно-складского хозяйства).

И сейчас ее общий трудовой стаж составляет 35 лет! Славный трудовой путь, отмеченный даже губернаторским почетным дипломом и ценным подарком за многолетний добросовестный труд и большой вклад в развитие лесопромышленной отрасли Нижегородской области.

 

Жизнь прожить не поле перейти

Но, вероятно, стоит вспомнить, что не всегда у славной трудовой династии Моряковых все складывалось хорошо. В 90-е годы они, как и все их коллеги и товарищи, пережили немало трудных дней, когда предприятие, как перчатки, переходило из рук в руки залетных «брокеров». Главной целью этих далеких от производства картона людей было не наладить и расширить работу комбината, а выгодно его перепродать или просто сдать оборудование в металлолом, безжалостно растаскивая все что можно.

Народ не обманешь, и трудовой коллектив поднялся, когда было принято решение полностью навсегда остановить комбинат. Люди, преданные комбинату и всю жизнь связавшую с ним, встали живой цепью перед главным рубильником, не давая его выключить, и в ее первых рядах была наследница династии Моряковых Елена Юрьевна Яшина. Они победили!

 

Сильное звено, новые перспективы

Пришли грамотные инвесторы, пришло новое заинтересованное в производстве руководство, дела фабрики пошли на лад. Старейшее градообразующее предприятие обрело вторую долгую жизнь. Сейчас здесь работают уже две картоноделательные машины. Есть решение установить и третью, и в разы увеличить выпуск новых сортов картона.

И вот августе фабрика отметит свой 95-летний юбилей! Замечательно то, что на ней продолжают трудиться представители старейшей династии Моряковых, отдавшей своему предприятию в общей сложности 263 трудовых года! Сейчас здесь работают сын Елены Юрьевны – Евгений Андреевич Яшин и его супруга Елена Вячеславовна. Она ведущий экономист финансовоэкономического отдела, он – слесарь по ремонту погрузчиков транспортного цеха. Есть надежда, что пока у Балахнинской картонной фабрики есть такие отличные кадры – представители многих славных трудовых династий, предприятие успешно продолжит свой трудовой путь и впереди у него много успехов!

 

ЛЕСНАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ В 2023 ГОДУ: РЕЖИМ ВЫЖИВАНИЯ ИЛИ СТИМУЛ К РАЗВИТИЮ?

 Обзор СМИ от 31 июля 2023 года-Лесной комплекс-Лесная промышленность в 2023 году-режим выживания или стимул к развитию.jpg

«Лесной комплекс»

 

Прошёл ровно год с момента, когда вступил в действие очередной пакет санкций и российским лесоэкспортёрам закрыли доступ к европейским рынкам. Параллельно с этим начал действовать закон о запрете экспорта необработанной и малообработанной древесины. Оба этих фактора больно ударили по предприятиям ЛПК, независимо от масштаба производства и формы собственности. Сейчас первоначальная оторопь и режим выжидания сменились активными поисками решений, как работать дальше.

 

Процессы, скрупулезно выстраиваемые десятилетиями, перестали работать. Многим пришлось затянуть пояса. На одних предприятиях рядом с площадкой со стройными рядами упакованного пиломатериала на экспорт открылись ряды пиломатериала для внутренних покупателей, но рассчитывать только на внутренний рынок, конечно, никто не собирается.

Ряд экспертов на индустриальных выставках советовали лесопромышленникам проработать рынки стран Средней Азии. Но здесь всё оказалось совсем не просто. На вопрос, как обстоят дела в компании с заготовкой и экспортом леса, некоторые комментаторы попросили перезвонить через год: может быть, тогда дела немного наладятся, а пока, мол, и говорить особо не о чем. Но среди всеобщего хаоса и неопределённости, как оказалось, есть и те, кто планирует только укрепить свои позиции. Не зря говорят: кризис — время новых возможностей.

Если попробовать обобщить, как санкционная политика и запрет экспорта круглого леса сказались на предприятиях ЛПК, то получится «средняя температура по палате», потому что при общей неблагоприятной ситуации одни — на грани закрытия, а другие покупают новые активы и строят перерабатывающие базы.

Лидер фанерного производства компания «Свеза» активно наращивает поставки в страны, не затронутые ограничениями (СНГ, Азия, Африка, Латинская Америка). Развитию на доступных рынках способствует то, что компания изначально максимально диверсифицировала экспортные поставки. Благодаря этому и ранее экспорт осуществляли в более чем 90 стран. Помимо этого, так или иначе, адаптироваться к новым условиям отраслевым предприятиям помогают федеральные власти, которые продолжают расширять спектр помощи лесному сектору.

«После февраля 2022 года наша компания, как и весь российский лесопромышленный комплекс, оказалась в условиях беспрецедентного внешнего санкционного давления и вынуждена были адаптироваться к новым условиям. В первую очередь «Свеза» нарастила поставки на внутренний рынок, который всегда был для нас одним из приоритетных.

Вместе с тем отметим, что о полной переориентации крупных лесопромышленных компаний на внутренний рынок говорить сложно: их мощности давно превышают потребности российских клиентов. Это касается не только фанеры, но и всех отраслевых секторов», — прокомментировала пресс-служба компании «Свеза».

По словам председателя Совета директоров ООО «Лузалес» Руслана Семенюка, если говорить об объёмах лесозаготовки и переработки леса, то показатели хотя и изменились, но не существенно. Основной объём пиломатериала, экспортируемый в европейские страны, был перенаправлен в Китай. Что касается пеллет, то здесь компания рассчитывает на развитие внутреннего рынка.

Но насколько внутренний рынок готов расти, — вопрос не однозначный. По словам директора сибирской лесопромышленной компании ООО «Каймира» Владимира Нефедовского, в России совсем мало покупают пиломатериала. Из-за этого предприятию пришлось снизить обороты. Если раньше в среднем заготавливало где-то в районе 50 тысяч кубометров древесины, то в этом году эта цифра сократилась до 33 тыс.

Плохо идёт выполнение ежемесячных планов по отгрузке. В Китае рынок тоже падает и падает. Одна из болевых точек — цены на транспортные услуги.

По словам лесопромышленников, задрали тарифы на перевозку в 2022 году, когда ситуация для ЛПК была на редкость благоприятная, а снизить забыли.

«В сторону Москвы вагон загрузил, тариф — 300 тысяч. Примерно такие же цены в сторону Китая», — сетует Владимир Нефедовский.

Предприниматель Дмитрий Конышев из Красноярского края считает, что сейчас на региональных рынках цена на пиломатериал стала адекватнее и это стимулирует строить дома и пристройки тех, кто откладывал строительство из-за высокой стоимости материалов.

«Я думаю, что мы вернемся по ценовой политике где-то на уровень 2016 года. Например, кубометр бруса в Красноярске можно купить в районе 12 тысяч рублей. Но если 10 лет назад, когда я начинал работать в лесу, солярка стоила 28–29 рублей, то теперь в сезон доходит до 70 рублей. Что делать в таких условиях?

Раньше многие работали на Китай. Лес продал и забыл. Сейчас нас жёстко заставляют ставить станки и развивать переработку. И это, я считаю, правильное решение. Такие, как у меня, небольшие предприятия снизили объём заготовки до минимума и занялись производством», — говорит Дмитрий Конышев.

Бизнесмен решил сосредоточиться на внутреннем рынке: Красноярск, Москва, Питер и другие крупные города. Лес экспортного качества покупают на столярные изделия. Наладили сотрудничество с фирмой, которая занимается восстановлением церквей. Приятно, что лес идет на благое дело, а не просто вывозится за рубеж.

Дмитрий Конышев, ИП «Конышев»:

«В лесной отрасли сейчас всем тяжело, а у некоторых крупных предприятий — настоящая истерика. И их можно понять. Раньше все работали по отлаженным схемам: на заграницу пилили, продавали, получали деньги. Сейчас ситуация настолько сложная, что пошли задержки по оплате услуг подрядным организациям. Небольшие предприятия брали подряды кто на заготовку, кто на вывозку.

У меня небольшое предприятие, коллектив — 30 человек. Мы заготавливали основной объём леса зимой, складировали на базе, а весной сортировали и продавали. Летом тоже лесовозы возили. И этого хватало.

Крупным компаниям сейчас не позавидуешь. Думаю, малому и среднему бизнесу сейчас легче выживать, но приходится полностью менять подход к делу.

Если нет переработки, бесполезно сейчас вообще работать в лесу. Ещё недавно пилили «ленточками», а сейчас покупатели стали разборчивее и хотят геометрию получше. Взял дисковые станки. Они позволяют изготавливать пиломатериал, практически как строганый, если сырьё хорошее. Конечно, цены на пилы выше, но зато и пиломатериал такой стоить будет дороже, у него выше добавочная стоимость.

Для своего производства я приобрел отечественные станки Алтайского завода: ДПА-500 и «Мамонт». Поглядели их в деле — всё устроило. Импортное оборудование даже не рассматривали: и с запчастями проблемы, и цены неоправданно высокие. Для переработки вершинника и тонкомера, который раньше бросали в лесу, купили отечественный станок «Мамонт». Планируем на нём делать брусок 5*5.

Мы заготавливаем на российской технике — 10-15 тыс. кубометров. Если нужен был больший объём, нанимали заготовительный комплекс. В этом году заготовили 5000 кубометров — этого в нынешних условиях хватает за глаза.

Трудностей много, есть загвоздки с запчастями, с пилами беда, но будем работать, развиваться».

Руслан Семенюк, председатель Совета директоров ООО «Лузалес»:

«Компания «Лузалес» поставляла на экспорт пиломатериалы и пеллеты. Основные рынки сбыта пиломатериалов до введения санкций — это Китай, Египет, Ирак/Иордания, Италия. Весь объём пиломатериалов, который поставлялся в Европу, был перенаправлен в Китай.

Что касается пеллет, то до введения санкций мы экспортировали их в Данию и Великобританию. Сейчас рассчитываем на развитие внутреннего спроса. Для этого есть основания, поскольку Правительство РФ выделяет деньги на перевод котельных в регионах с мазута на биотопливо».

Владимир Нефедовский, директор ООО «Каймира»:

«Думаю, года два ещё туго придётся, пока не возобновятся объёмы поставок в Китай. Западное направление не скоро откроется.

Что касается экспорта в Среднюю Азию, то там хотят, как в советские времена. Им надо, чтобы на границе пиломатериал стоил 9000 рублей за кубометр. А нам из Сибири до границы доставить вагон обходится 3,5 тыс. с кубометра. Такая арифметика… Понятно, что это направление будем рассматривать только в самом крайнем случае».