Обзор СМИ от 4 октября 2021 года

Обзор СМИ от 4 октября 2021 года
04.10.2021

ДЕФИЦИТ ДРЕВЕСИНЫ В САМОЙ БОГАТОЙ ЛЕСАМИ СТРАНЕ

 

Алексей Ярошенко, руководитель лесного отдела Гринпис, журнал «Леспроминформ»

 

В последнее время все больше говорят о грядущем дефиците древесины и пиломатериалов, а Минпромторг даже подготовил проект постановления правительства о внесении пиломатериалов в перечень, существенно важных для внутреннего рынка РФ товаров, что дает возможность временно ограничивать или запрещать их экспорт.

 

Как же могло так получиться, что в «самой богатой лесами стране мира», как говорят наши лесные генералы и политики, возник дефицит древесины, да еще такой, что министерству, отвечающему за развитие леспрома, приходится готовить меры по ограничению экспорта уже не только необработанных, но и обработанных лесоматериалов?

Во-первых, наша страна – самая богатая лесом только в том случае, если об этом богатстве судить исключительно по лесной площади, не принимая в расчет качественные характеристики лесов. Но одной площадью сыт не будешь и дом из нее не построишь. А вот качество лесов (в том числе с ресурсной точки зрения) у нас не просто плохое, а ужасное. Почти две трети площади российских лесов расположены в районах Крайнего Севера, высокогорье или зоне вечной мерзлоты, где лесное хозяйство и лесопользование почти невозможны по природным причинам. А леса, пригодные для лесного хозяйства или хотя бы сколько-нибудь эффективного лесопользования, в основном разорены десятилетиями бесхозяйственных рубок и катастрофических пожаров.

На большей части лучших лесных земель на смену хвойным и твердолиственным лесам пришли неухоженные березняки, осинники или смешанные вторичные леса с небольшой долей хвойных пород. Конечно, в малолесной зоне были, а местами и до сих пор есть островки более или менее развитого лесного хозяйства, но в масштабах страны это редкие исключения, на общую ситуацию влияющие в пределах статистической погрешности. Бесхозяйственное лесопользование в таежной зоне позволяло государству, а потом и какой-то части лесного бизнеса много зарабатывать на лесе за счет малых затрат на его воспроизводство и охрану. Например, индустриализация СССР в 20-е и 30-е годы и послевоенное восстановление в 50-е и 60-е годы прошлого века были прежде всего оплачены деньгами, заработанными на лесном экспорте. Платой же за него было прогрессирующее исчерпание наиболее ценных лесных ресурсов, и вот сейчас мы подошли к той черте, за которой конец традиционной экстенсивной модели уже виден.

Тайга и лес вообще – не бездонная бочка, из которой можно черпать ресурсы вечно, ничего не давая взамен. Мы уже почти дочерпали до дна. Правда, официальная отечественная лесная статистика (основой которой являются материалы лесоустройства, средняя давность которых по стране составляет сейчас около 25 лет, а средняя давность качественных данных – больше 30 лет) пока этого исчерпания не показывает, но когда покажет, будет уже совсем поздно что-либо делать.

Во-вторых, дефицит древесины и пиломатериалов пока не абсолютный (когда их вообще нет), а относительный (когда большинству граждан они просто не по карману). Это, как и исчерпание ценных лесных ресурсов, тоже не внезапно откуда-то появившаяся новая проблема, а следствие процессов, происходивших в стране долгое время: падения реальных доходов населения и увеличения разрыва между богатыми (которым древесина чаще всего не очень-то и нужна) и бедными (которым древесина нужна, но купить ее не на что).

Очевидно, что предлагаемые Минпромторгом меры, даже если снимут на короткое время некоторые симптомы дефицита древесины, не помогут решить ни одну из двух базовых проблем: бесхозяйственного лесопользования и обнищания населения. Если говорить об отдельно взятом лесном комплексе, то реальные меры по ликвидации растущего дефицита древесины – это, во-первых, развитие полноценного лесного хозяйства (выращивание древесины на наиболее подходящих для этого землях, в том числе выбывших из сельскохозяйственного использования, и сокращение непроизводительных потерь от пожаров, болезней, вредителей и т. д.), а во-вторых, мощная поддержка развития сельских территорий, жителям которых в первую очередь нужна древесина и разная продукция деревообработки. Конечно, быстрого результата эти меры не дадут, но если срочно не начать двигаться в этом направлении, не будет даже надежды на улучшение ситуации в обозримом будущем.

 

ДОХОДНОСТЬ ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА ВЫРОСЛА НА 17%

Обзор СМИ от 4 октября 2021 года-Леспроминформ-Доходность лесного хозяйства выросла на 17%.jpg 

Журнал «Леспроминформ»

 

Рослесинфорг сравнил доходную и расходную части лесных бюджетов регионов и определил, где достигнута окупаемость расходов на развитие лесного хозяйства.

 

За год российские леса принесли в казну 40,6 млрд рублей.

 

Рейтинг регионов

В 2020 году 13 российских регионов заработали на лесе больше, чем на него потратили. Это Вологодская (2,9 млрд), Иркутская (5,9 млрд), Кемеровская (0,8 млрд), Костромская (1,2 млрд), Ленинградская (3 млрд), Магаданская (0,6 млрд), Новгородская (0,9 млрд), Свердловская (1,7 млрд) и Томская (1,1 млрд) области, а также Ханты-Мансийский автономный округ – Югра (4,3 млрд), Ямало-Ненецкий автономный округ (1,1 млрд), Республика Коми (3,4 млрд) и Пермский край (2,2 млрд). В рейтинге четыре новичка – это Кемеровская, Ленинградская, Магаданская и Новгородская области. А вот Архангельск ухудшил свои позиции по сравнению с 2019 годом и из списка выбыл.

В 2019 году успешных регионов было всего десять: Костромская, Архангельская, Свердловская, Иркутская, Томская, Вологодская области, Республика Коми, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа, Пермский край.

Важно: речь идет о превышении доходов над потраченными средствами как из федерального бюджета, так и из регионального.

Среди федеральных округов лидирует Северо-Западный – там в 2020 году на лесе заработали 15,8 млрд руб., это 112% расходов на лесное хозяйство. Лучше всего обстоят дела в Республике Коми, выручившей 3,4 млрд руб., а также в Ленинградской и Вологодской областях, заработавших примерно по 3 млрд рублей. В Сибирском ФО в местные и федеральные бюджеты от использования лесов поступило 14,2 млрд (106% расходов), и в числе первых Иркутская (5,9 млрд) и Томская (1,1 млрд) области.

По данным Рослесинфорга, расходы федерального бюджета на лесное хозяйство за весь 2020 год составили 35,3 млрд руб. (в 2019 году – 34,7 млрд руб.), а плата в федеральный бюджет за использование лесов – 40,6 млрд руб., это 115% расходов на лесное хозяйство. В 2019 году в бюджет поступило 36,5 млрд руб., только 105% расходов. Средства от эксплуатации лесных ресурсов распределяются между федеральным и региональными бюджетами в соотношении 15:8.

 

Как регионы зарабатывают на лесе

Прежде всего заготовкой древесины – около 65,4%. Но доход от леса можно получить, не только срубив его. В лесах строятся и эксплуатируются различные инфраструктурные объекты (линии электропередачи и связи, дороги, трубопроводы) – 7,8%. Лесные участки, предназначенные для разработки месторождений полезных ископаемых, приносят 21,8%, а для организации отдыха и туризма – 3,7%.

 

На что тратят деньги

Регионы расходуют и собственные средства, и выделяемые из федерального бюджета на лесовосстановление, закупку лесохозяйственной и лесопожарной техники и оборудования, формирование запаса лесных семян, уход за лесными культурами и молодняком, ликвидацию очагов вредителей, лечение больных деревьев, удобрение почвы. Это инвестиции в будущие леса и повышение их экологического потенциала. Кроме того, деньги направляют на содержание лесничеств и противопожарные мероприятия: создание лесных дорог для передвижения пожарной техники, строительство вертолетных и самолетных посадочных площадок, устройство пожарных водоемов. Благоустройство зон отдыха для граждан также осуществляется на средства «лесных бюджетов».