Обзор СМИ от 4 сентября 2023 года
ВАСИЛИЙ РОГАЧЕВ — КУВШИНОВСКИЙ ГЕРОЙ БУМАЖНОГО ТРУДА
Владислав ТОЛСТОВ, «Край справедливости»
Не так часто, к сожалению, в рубрике о знаменитых земляках мы рассказываем о героях труда. А между тем в советские годы, когда за успехи в работе, трудовые рекорды присуждали почетное звание Героя Социалистического Труда и эта награда котировалась как одна из высших государственных наград страны, в Калининской области героев труда, скромных тружеников, отдававших все силы на благо родной страны, были тысячи и тысячи. Но сегодня расскажем о человеке, который родился и вырос на тверской земле, однако свои трудовые подвиги совершил далеко от малой родины. Василия Рогачева, которого не стало четверть века назад, до сих пор вспоминают и чтят его память в городе Краснокамске Пермского края. А одна из газет даже назвала его «Гагариным бумажной отрасли». Чуть позже станет понятно, почему.
Всем известно, что в Кувшинове до сих пор действует и развивается Каменская бумажно-картонная фабрика, которая была построена еще в начале XIX века. Это одно из старейших предприятий отрасли в России – неслучайно Кувшиново называют «столицей тверских бумагоделателей». Еще в начале XIX века помещик Мусин-Пушкин решил открыть в своем имении бумажную мануфактуру, которая производила оберточную бумагу для сахара. После Мусина-Пушкина фабрика перешла во владение семье Дубельтов, а в 1870-е годы стала принадлежать семье промышленников Кувшиновых, чья фамилия и дала название городу. Это уникальный случай, когда город, носивший название, как сказали бы в советские годы, «капиталистов, эксплуататоров трудового народа», не стали переименовывать, потому что Кувшиновы поистине вложили все силы для развития города. Благодаря им в городе были построены школы, больницы, рабочие общежития, а также железнодорожная линия от Торжка на Осташков, давшая серьезный импульс развитию товарооборота. Впрочем, родовое название села, Каменки, сохранили в названии фабрики: и в царское время, и сейчас она носит название Каменская бумажно-картонная фабрика.
У восточной границы нынешнего Кувшиновского округа есть деревня Сафонтьево, где жило семейство Рогачевых. Несколько поколений этой семьи трудились на Каменской бумажной фабрике. Основатель фамилии Гурьян Рогачев, его сын Ефрем и внук Василий. Довольно редкое в России имя Ефрем было очень распространено в этих местах, где особо чтили основателя Борисоглебского монастыря в Торжке преподобного Ефрема Новоторжского. После революции Ефрем Гурьянович Рогачев, отец нашего героя, стал трудиться на бумажном комбинате в Красном Селе под Петроградом. Вместе с ним в Красное Село уехал и его шестилетний сын Василий. Василий Рогачев родился в 1911 году в Сафонтьево, так что считается уроженцем тверской земли.
Примечательно, что специалисты бумажной промышленности в первые десятилетия советской власти считались исключительно ценными специалистами, и им приходилось много ездить. Поработав на одном предприятии, бумагоделатели получали приглашение от другого, расположенного совсем в другой области. Поэтому детство Василия Рогачева прошло в трех местах. В родной Каменке, где жили его бабушка и мама (и куда он любил приезжать всю жизнь, он очень любил Кувшиново, свою малую родину). В Красном Селе, где работал отец. И в нижегородском городе Балахне, куда Ефрем Рогачев перебрался уже в начале 30-х, получив приглашение стать машинистом бумагоделательной машины на новом заводе. Там же началась трудовая карьера и его сына Василия.
Василий освоил специальность сеточника. Это машинист так называемых пресспатов, который отвечает за обработку целлюлозы на самых ранних стадиях технологического процесса получения бумаги. От сеточника зависит, как пойдет весь процесс, он должен во всех тонкостях знать все операции, которые проходит целлюлоза, – отлив, прессование, сушку. Именно от профессионализма сеточника зависит качество основного продукта – бумаги.
При этом сама профессия сеточника не считается престижной – это очень тяжелый физический труд, на который берут молодых и крепких ребят. И вот Василий Рогачев стал сеточником-полиграфистом. Отслужил срочную службу на Балтийском флоте, а когда вернулся в Кувшиново, ему предложили отправиться на Урал, в городок Краснокамск Пермского края. Там только что построили современный полиграфический комбинат, который остро нуждался в грамотных специалистах. Это было самое крупное предприятие бумажной отрасли в стране, и по комсомольским путевкам на него отправляли лучших специалистов отрасли из разных городов. Так Василий Рогачев оказался в Краснокамске.
Особенность Краснокамского целлюлозно-бумажного комбината заключалась в том, что его технология была построена на первой бумагоделательной машине советского производства, и Рогачев быстро стал авторитетнейшим специалистом на комбинате, наставником и учителем первого поколения уральских бумажников. В 1936 году молодого 25-летнего мастера избрали депутатом чрезвычайного съезда Советов депутатов СССР – именно этот съезд голосовал за принятие новой советской Конституции. А когда началась война, Василий Рогачев, не дожидаясь повестки, добровольцем ушел на фронт. Он прошел всю войну, с октября 1941 года по август 1945-го, закончив свой боевой путь на Дальнем Востоке, где лейтенант Рогачев за отвагу и мужество был награжден орденом Красной Звезды.
После демобилизации Рогачев вернулся на родной комбинат. Со временем он заслужил репутацию одного из лучших новаторов советской бумажной промышленности. Василий Рогачев теперь был настоящим героем труда, о его достижениях писали местные газеты. Однако главный трудовой успех был впереди…
Сегодня практически все журналы и рекламные проспекты, которые мы называем глянцевыми, выпускаются на так называемой мелованной бумаге. Мелованная бумага — высококачественная бумага, используемая для производства полиграфической продукции, где важно сохранить яркость красок и приятный внешний вид. До начала 1960-х годов мелованную бумагу в Советском Союзе не выпускали. Это сложная технология, когда на бумажную основу наносится несколько слоев мелования, в состав которого входят мел, каолин и другие вещества.
В 1961 году первый человек полетел в космос. В этом же году своего рода «полет в космос» произошел в бумажной советской отрасли: 15 июня сеточник Краснокамского целлюлозно-бумажного комбината Василий Рогачев сварил первую партию советской мелованной бумаги. Впоследствии эту технологию внедрили на всех полиграфических комбинатах страны, но первым стал наш земляк, уроженец Кувшиновского района и потомственный работник бумажной промышленности Василий Рогачев. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 июня 1961 года «за выдающиеся успехи, достигнутые в развитии целлюлозно-бумажной промышленности» Василию Ефремовичу Рогачеву было присвоено звание Героя Социалистического Труда. Василий Рогачев стал первым в отрасли полиграфистом-сеточником, отмеченным такой высокой государственной наградой.
Василий Рогачев трудился на комбинате до выхода на пенсию. На Краснокамском ЦБК он проработал 35 лет. В одном из интервью Василий Ефремович сказал: «Вся моя
жизнь — от первой рабочей смены через битвы Великой Отечественной войны — связана с родным комбинатом. Это было боевое, задорное, необычное время».
В 1968 году Василий Рогачев стал первым работником комбината, которому присвоили звание Почетного гражданина Краснокамска. Героя труда, живой легенды отечественной бумажной промышленности не стало в 1998 году. На доме по улице Орджоникидзе, где жил Василий Рогачев, установлена мемориальная доска в его честь. А в самом Краснокамске учреждена премия имени династии рабочих-полиграфистов Рогачевых, которая вручается каждый год лучшим работникам бумажной промышленности.
Так трудовая династия рабочих-полиграфистов из Кувшинова, уходящая корнями в тверскую землю, приумножила трудовую славу уральского города.
ВЫХОД НА НОВЫЕ РЫНКИ СБЫТА ЛЕСОПРОДУКЦИИ СТИМУЛИРУЕТ РАЗВИТИЕ ЛОГИСТИКИ
Елена Скуратова, «Лесной комплекс»
И лесоэкспортёрам, и логистам приходится в некоторой степени становиться первооткрывателями, осваивая «новые земли» для сбыта пиломатериалов и других продуктов деревообработки на замену «старым» рынкам. Конечно, дело это непростое и требует инвестиций. То, как меняются транспортные потоки и как быстро получается развернуть экспортную машину с Европы на другие направления, обсудили с начальником отдела продаж экспортных перевозок ООО «ФЕСКО Интегрированный Транспорт» (Транспортная группа FESCO) Ильёй Каприцыным.
- Илья, как изменились логистические кейсы лесопродукции, по опыту Вашей работы?
- За прошедшие полтора года все экспортеры столкнулись с множеством изменений, и лесопромышленный комплекс не стал исключением. Ряд клиентов отказались от работы с российскими компаниями, меняются валюты контрактов, ушли глобальные морские перевозчики и сильно изменилась ситуация в сети РЖД. Мы еще не сталкивались с полным отказом всех клиентов из какой-либо страны от работы с нашими заказчиками и продукция ЛПК продолжает поступать в традиционные для этого рынка страны: Японию, Южную Корею и другие.
Взаимодействие между экспортерами и поставщиками логистических услуг вышло на новый уровень, усилилась важность гибкого подхода с обеих сторон. За полтора года Транспортная группа FESCO открыла множество новых направлений. Например, мы поставили свою морскую контейнерную линию в Турцию и Индию из Новороссийска, запустили deep sea сервис из Санкт-Петербурга в Индию и Китай. В ближайшее время открываем сервис в Египет. В планах продолжать расширение географии. Среди возможных направлений: ОАЭ, Пакистан, Марокко. Кроме того, мы увеличили вместимость на Китайской и Вьетнамской линиях, продолжаем расширять географию судозаходов в Юго-Восточную Азию, а также принимаем участие в перевозках продукции ЛПК через Северный морской путь.
Из интересных кейсов: в прошлом году с нашим участием была организована перевозка бумаги из Санкт-Петербурга в Китай через Северный морской путь. Силами FESCO был проработан весть маршрут, включая первую милю, трансшипмент на Дальнем Востоке для доставки в Китай, а также предоставлены контейнеры.
Также хочу отметить новый сервис по доставке пиломатериалов из Республики Беларусь через Санкт-Петербург в Китай, Вьетнам и Индию. Сервис работает на базе нашей deep sea линии, он был запущен в июне и спрос растет.
- В чём особенности новой логистики лесоматериалов?
- Прекратились поставки в Европу, появился ряд новых направлений – Индия, Турция, Египет. При этом на рынке остались все основные игроки (производители, трейдеры, потребители) и поставки в страны Юго-восточной Азии продолжаются. Также возобновились перевозки через порты Северо-Запада, благодаря запуску deep sea линий. Безусловно, производителям пиломатериалов и фанеры приходится подстраивать размерный ряд своей продукции под требования новых покупателей. Но в целом значительная часть производств по-прежнему ориентирована на традиционные рынки и в их логистике преобладают привычные схемы: перевозки через порты Дальнего Востока, сухопутные погранпереходы и порты Северо-Запада.
Мы внимательно следим за всеми изменениями в географии сбыта продукции ЛПК и готовы к расширению линейки регулярных сервисов. Уже запущены новые морские линии в Турцию, Индию. В ближайшее время добавим Египет и ряд других стран Ближнего Востока и Северной Африки.
- С какими сложностями перевозчики столкнулись при доставке лесопромышленной продукции? Какие решения находят в сложных ситуациях?
- Серьезным вызовом стала скорость изменения ситуации. Решения об открытии новых направлений приходится принимать в крайне сжатые сроки, а дорабатывать отдельные моменты и нюансы уже в процессе реализации перевозок. Кроме того, большой объем работы был проделан по смене валют взаиморасчетов с агентами для повышения стабильности системы и уменьшения рисков. Отдельно хотелось бы упомянуть рост нагрузки на сеть РЖД, особенно на Восточный полигон. Могу сказать, что до сих пор еще ни одна проблема не стала фатальной, логистический бизнес продолжает развиваться. В целом логистика и раньше была одной из наиболее подверженных изменениям сторон международной торговли, поэтому большинство игроков оказались готовы к новым вызовам.
- Какие ресурсы требуются для построения новой логистики в страны Африки и Азии, а также разгрузки потоков в КНР?
- Одним из ключевых условий для открытия новых направлений всегда был баланс импорта и экспорта. Цена продукции ЛПК не позволяет закладывать в стоимость логистики репозицию порожнего оборудования. На данный момент в России достаточно контейнеров, вагонов, морских судов, чтобы удовлетворить текущий спрос на перевозки. Ресурсов достаточно для запуска новых сервисов в страны Африки и Азии, а многие участники рынка готовы к взвешенным инвестициям по мере необходимости. Поэтому решающим фактором будет именно балансировка грузопотоков и поиск оптимальных решений для создания кольцевых маршрутов.
Что касается поставок в КНР, то сейчас экспортерам доступно достаточное количество коридоров, которые дополняют друг друга. В период заторов на сухопутных погранпереходах происходит отток грузопотоков в сторону морских портов и наоборот. Мы со своей стороны продолжаем наращивать вместимость deep sea линии из Санкт-Петербурга в Китай, чтобы экспортеры Северо-Запада могли пользоваться привычным им морским сервисом.
- Крупные лесопромышленные предприятия в условиях кризиса заключают договоры о развитии с логистическими компаниями. Построение новых логистических маршрутов – не под силу одним перевозчикам?
- Экспедиторский бизнес существует давно, крупные экспортеры и в прошлом пользовались услугами таких компаний для получения комплексных решений, включающих в себя множество дополнительных услуг (таможенное оформление, маркировка, погрузка, разработка сложных маршрутов, перевозка негабаритных грузов). При этом ряд крупных участников логистического рынка, таких как FESCO, имеют в своей структуре выделенные подразделения, способные предлагать аналогичные решения с ориентацией на клиентский сервис и услуги с добавленной стоимостью.
В текущих условиях новые направления в большинстве своем запускаются и развиваются силами операторов и морских линий. А экспедиторские компании способны связать в одну цепочку услуги разных владельцев активов.