Обзор СМИ от 5 апреля 2024 года

Обзор СМИ от 5 апреля 2024 года
05.04.2024

КУРС НА УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ: КЛАУС ПЕЛЛЕР О НОВЫХ ПРОЕКТАХ СЫКТЫВКАРСКОГО ЛПК

 

UpackUnion

 

Один из крупнейших представителей целлюлозно-бумажной промышленности России Сыктывкарский ЛПК в октябре прошлого года обрел нового собственника. В условиях санкций руководству комбината пришлось принимать решения, которые помогли не только сохранить темпы работы СЛПК, но и провести коллектив через период смены собственника. О новых продуктах комбината, проектах и планах по развитию в интервью UpackUnion рассказал генеральный директор АО «СЛПК» Клаус Пеллер.

 

— В 2023 году СЛПК вышел из состава Группы Mondi. Как изменилась в связи с этим структура комплекса?

— Мы начали работать автономно еще в период пандемии коронавируса. В 2022 году начался процесс выхода из Группы Mondi, который завершился в 2023-м продажей комбината компании «Сезар-Инвест». С приходом нового собственника ни структура, ни кадровый состав, ни принципы работы не изменились. Мы придерживаемся той же стратегии развития, и наши цели остались такими же, что и раньше.

Сыктывкарский ЛПК по-прежнему является лидером в отрасли и остается надежным и долгосрочным партнером для своих клиентов, предлагая им устойчивые и инновационные решения, стремясь к эффективности во всех процессах, вдохновляя и развивая сотрудников.

 

— В каких объемах сегодня СЛПК производит продукцию?

— Мощность комбината составляет около 1,3 млн тонн высококачественной готовой продукции, которая успешно реализуется как в России, так и за её пределами. Это офисная, офсетная, газетная бумага, тарный и потребительский картон, сухая товарная целлюлоза.

Наши производственные мощности загружены почти на 100%. Нужно учитывать, что нам приходится работать на новой одежде машин, адаптироваться к применению новых химикатов, уделять время наладке оборудования, проводить опытно-промышленные выработки. Сегодня это является уже обычной частью рабочего процесса и не мешает комбинату производить продукцию практически в полном объеме.

 

— Новые проекты – новые перспективы. Какими проектами СЛПК живёт сегодня?

— Новые собственники поддержали, и мы уже приступили к реализации крупного стратегического проекта – второго этапа модернизации нашей ТЭЦ. Первый шаг был сделан четыре года назад.

Продолжающаяся модернизация ТЭЦ обеспечит стабильную и надежную генерацию электроэнергии для Сыктывкарского ЛПК и Республики Коми – сегодня доля комбината в общем энергобалансе региона составляет 17%. Мы уже давно используем в работе наилучшие доступные технологии (НДТ), что позволяет нам удерживать показатели по выбросам в атмосферу значительно ниже допустимых норм.

Второй шаг проекта рассчитан примерно на 3,5 года, его стоимость составит около 14 млрд рублей. На ТЭЦ будут построены новый газовый котел, паровая турбина и трансформатор. По итогам реализации проекта выбросы углекислого газа в атмосферу сократятся еще на 80 тыс. тонн в год.

 

— Есть ли проекты, которые пришлось заморозить в связи с реорганизацией?

— Таких проектов нет.

 

— Поговорим о продуктовой линейке. Ваш флагман – бумага «Снегурочка», которая есть в каждом офисе. В 2023 году вы запустили линейку офисной бумаги «Чайка». В чем ее отличие от привычной «Снегурочки»? Почему решили запустить новую линейку офисной бумаги?

— «Снегурочка» – наш флагманский бренд, который присутствует на рынке уже много лет, она известна практически всем, и любой человек использовал ее хотя бы раз либо в офисе, либо дома. Но она исторически представлена только маркой С, а с уходом импортных зонтичных брендов IQ и Maestro потребовалось разработать и предложить рынку локальную замену. Так появилась «Чайка» – бренд с лаконичным дизайном и полной линейкой марок: А, В и С. В отличие от «Снегурочки», которая присутствует во всех каналах продаж, мы предлагаем всю линейку «Чайки» преимущественно в тендерах.

 

— Также в 2023 году СЛПК запустил новый продукт – пухлую кремовую бумагу. Кто потребитель этого продукта, и в каких объемах она производится?

— С уходом импортных книжных брендов возникла необходимость заполнить образовавшиеся бреши на рынке, поэтому мы оперативно разработали специальный сорт пухлой бумаги, предназначенной исключительно для печати книжных изданий. Фиксированный уровень толщины по всему бумажному полотну является необходимым условием для обеспечения стабильности корешка книги. Повышенный уровень пухлости позволяет сделать издание одновременно объемным и легким. Теплый кремовый оттенок не только приятен для глаз, но и делает чтение комфортным.

Новая бумага получила название KomiStory и стала частью нового зонтичного бренда Komi, объединяющего значительную часть нашей продукции, включая тарные и потребительские картоны, бумагу для профессиональной полиграфической печати и товарную целлюлозу.

 

— Как еще планируете расширять продуктовый портфель?

— Мы постоянно рассматриваем новые идеи, тестируем разные концепции и проводим опытно-промышленные выработки. Это касается всего нашего ассортимента: от офисной бумаги до различных видов картонов. В частности, мы работаем сейчас над бумагой-основой под термопокрытие для производства чековой ленты, тарным картоном для цифровой печати, коробочным картоном и другими материалами. Об официальном запуске этих продуктов мы сообщим отдельно. На сегодняшний день сразу несколько проектов находятся в проработке на разной стадии, мы не стоим на месте и предлагаем рынку актуальный и востребованный ассортимент.

 

— СЛПК более 15 лет ведет политику лесосохранения и лесовосстановления. Питомник Вашего предприятия – крупнейший на Северо-Западе России по выращиванию сеянцев сосны и ели. Есть ли планы по увеличению площадей питомника?

— Сегодня мы выращиваем в нашем лесопитомнике 8,6 млн сеянцев сосны и ели с закрытой корневой системой в год. При этом потребность комбината — лишь половина от этого объема. Вторая половина производится для снижения дефицита сеянцев в Республике Коми.

Всего с 2008 года компания вырастила в лесопитомнике почти 87 млн сеянцев, которые высадили на площади 40 тыс. га в Коми и соседних регионах. Инвестиции в развитие лесопитомника составили около 400 млн рублей за весь период.

 

— СЛПК присоединился к Национальной системе лесной сертификации. Что изменится в работе комплекса?

— Когда FSC (Лесной попечительский совет) ушел из России, мы решили подождать появления аналогичной серьезной структуры. В конце прошлого года по инициативе и при участии крупных игроков отрасли была создана новая Национальная система лесной сертификации (НСЛС). Сыктывкарский ЛПК успешно прошел проверку на соответствие лесоуправления и цепочки поставок НСЛС.

Важно, что стандарты системы создавались с учетом мнения и опыта лесного бизнеса страны. Присоединение к НСЛС подтверждает нашу приверженность устойчивому лесопользованию, а также прозрачность и легальность поступления древесного сырья на комбинат. Вся продукция комбината теперь сертифицирована в соответствии со стандартами НСЛС.

 

— Как изменилась экспортная политика предприятия и объем поставок продукции за рубеж в 2023 году? Какие планы на экспорт в 2024-м?

— Серьезная переориентация рынка произошла в 2022 году, когда российские производители начали активно осваивать рынки Востока и Азии. Сыктывкарский ЛПК также старается оптимизировать географию продаж, ищет выгодные и удобные направления, такие как Арабские Эмираты, Индия, Китай, Египет, Турция и другие дружественные страны. При этом рынок газетной и офсетной бумаги для нас остался прежним, чего не скажешь о картоне. Раньше две трети нашего картона мы продавали в Европу – это большой объем. Когда европейский рынок закрылся для нас, мы приняли несколько решений. Во-первых, начали искать новые рынки сбыта.

Во-вторых, внедрили в ассортимент новый продукт. Если раньше мы производили только тарный картон, то теперь производим и потребительский картон, который является основой для производства упаковки типа тетрапак. Речь о потребительском картоне, из которого изготавливают упаковку для пищевой продукции: из KomiPak производят пакеты для продуктов с коротким сроком хранения, а из KomiBase – асептическую упаковку для продуктов с долгим сроком хранения. Оба вида картона имеют беленый поверхностный слой и подходят для полноцветной печати. Внедрение нового продукта – одно из самых удачных решений, и мы гордимся этим проектом. Раньше производители упаковки покупали эту продукцию в Финляндии и Швеции, а сейчас приобретают у нас.

 

— Дефицит кадров – одна из самых острых проблем, с которой работодателям приходится сталкиваться. Как вам удается решить проблему дефицита кадров, в особенности технических специальностей?

— Кадровый дефицит сейчас актуален для всех компаний нашей отрасли. Мы активно занимаемся профориентационной работой, реализуем мотивационные и обучающие проекты для студентов, организуем для них стажировку и практику, проводим «Дни СЛПК» в учебных заведениях.

25 марта мы запустили очередной этап проекта для школьников «Выбираем будущее на СЛПК! Остаемся в Коми!», который помогает школьникам региона сделать выбор в пользу инженерных специальностей и получить возможности для профессионального развития в нашей компании в будущем.

 

— Какую соцподдержку оказывает компания сотрудникам?

— Мы в полном объеме выполняем все социальные обязательства перед нашими сотрудниками: общий бюджет выплат, компенсаций, а также содержания социальных объектов компании в 2024 году составит около 1 млрд рублей. В конце февраля на комбинате принят новый коллективный договор с существенным ростом социальных выплат и качественными изменениями по ряду положений. Он предусматривает социальные гарантии сверх установленных российским законодательством, среди которых льготные путевки на отдых и оздоровление для сотрудников и их детей, ежедневная частичная компенсация стоимости питания, жилищная программа, пенсионная программа, различные виды материальных вознаграждений, социальная защита ветеранов, неработающих пенсионеров, инвалидов.

Кроме того, у нас есть собственные санаторий-профилакторий, поликлиника, база отдыха, лыжная база и детский оздоровительный лагерь.

 

— С какими проблемами столкнулись в 2023 году? Какой поддержки (ресурсов), на Ваш взгляд, не хватает? Что может помочь бизнесу сейчас?

— Бизнес сильно ограничен сегодня экспортными барьерами и пошлинами, а также возможностями логистики и доступностью транспорта. Кроме того, чем стабильнее будет курс рубля, тем проще мы сможем планировать производство и экспортировать нашу продукцию.

 

— Какие, на Ваш взгляд, перспективы у российской целлюлозно-бумажной промышленности с учетом текущей геополитической обстановки?

— Россия – это самая «лесная» страна, здесь растет около 20 процентов всех лесов мира, и нужно использовать этот высококачественный ресурс по максимуму рационально. Отечественная целлюлозно-бумажная промышленность накопила большой производственный опыт, в ней работает много настоящих профессионалов. Возможностей для ведения бизнеса достаточно, для этого нужно развивать инфраструктуру и расширять ассортимент продукции.

 

ЛЕСОКЛИМАТИЧЕСКИЕ ПРОЕКТЫ В ЗАКОНЕ: ЗАЧЕМ НУЖНЫ ПОПРАВКИ В ЛЕСНОЙ КОДЕКС?

 Обзор СМИ от 5 апреля 2024 года-Лесной комплекс-Лесоклиматические проекты в законе-зачем нужны поправки в Лесной кодекс.jpg

«Лесной комплекс»

 

В феврале стало известно о решении властей вписать понятие «лесоклиматические проекты» в Лесной кодекс. Этот формат для России новый, поэтому правительство пока только работает над законодательством.

 

Новая поправка в ЛК обещает улучшить возможности лесных угодий в вопросе поглощения парниковых газов и приблизить Россию к углеродной нейтральности, которой предполагается достичь к 2060 году.

Мероприятия в рамках подобных проектов были организованы в стране и раньше, до того как их решили узаконить. Благодаря чему российские леса начнут лучше и больше поглощать углерод? Попробуем разобраться.

 

Что включают в себя лесоклиматические проекты?

Согласно проекту поправок, в понятие «лесоклиматический проект» входят мероприятия, которые проводятся на российских лесных участках. К ним может относиться работа по пожарной защите и сохранению насаждений от вредоносных насекомых, а также следующие процедуры:

1. посадка новых лесных насаждений, особенно таких, которые могут быть более устойчивы к изменению климата;

2. восстановление повреждённых лесных экосистем с учётом изменения климата;

3. управление лесами с целью повышения их устойчивости к климатическим изменениям, например путём разведения смешанных лесных насаждений или применения мер по сокращению риска возникновения лесных пожаров;

4. использование современных технологий и методов, таких как генетические исследования и селекция, для создания новых видов деревьев, которые могут лучше адаптироваться к изменению климата;

5. наблюдение за состоянием лесов и их изменением в связи с климатическими факторами.

Все эти меры должны повысить способность зелёных насаждений к поглощению углерода.

В 2021 году в России произошёл значительный скачок в антропогенных выбросах парниковых газов. Согласно данным кадастра, их общий объём достиг 2 156,6 млн т СО2-эквивалента без учёта различных факторов, таких как землепользование и лесное хозяйство. Это означает уменьшение выбросов на 45,9% по сравнению с 1990 годом. Однако в секторе землепользования и лесного хозяйства выбросы увеличились на 11,2%. Следовательно, антропогенное поглощение парниковых газов в этом секторе смогло компенсировать только 22,5% общего объёма выбросов.

 

Любой лес — на выбор

Власти ещё не до конца проработали законодательную часть ведения лесоклиматических проектов, однако в России они начали появляться задолго до поправок этого года. В частности, о запуске таких мероприятий заявляли компании «Роснефть», «Уралхим» и «Сибур». По данным за 2022 год, в мире насчитывается более 250 лесоклиматических проектов.

Напомним: первым официальным лесоклиматическим проектом ещё в 2023 году стала программа Рослесинфорга, который решил высадить 350 тыс. саженцев лиственницы в Сахалинской области. Место выбрано не случайно: именно Сахалин одним из первых среди регионов РФ обозначил для себя такую цель — максимально минимизировать выбросы и достичь углеродной нейтральности.

Тогда организаторы проекта заявили, что он экспериментальный, поможет прощупать почву — оценить перспективы этого направления, проанализировать углеродную повестку и найти способы масштабирования подобных мероприятий.

Уже в то время Рослесинфорг говорил о привлекательности этой сферы для инвесторов, объясняя свой интерес её большей эффективностью перед проектами техногенного плана. Защита лесов и следующее из неё сокращение парниковых газов оказывают положительное воздействие не только на лесной фонд, но и на экологию и экономику всей страны.

Согласно сообщению ведомства, проекты можно осуществлять как на арендованной территории, так и за её пределами в различных типах лесов (защитных, эксплуатационных и резервных), что расположены на землях лесного фонда. В результате лесоклиматических проектов в лесах повысятся меры пожарной безопасности, возникнут региональные центры авиационной охраны от пожаров, а также увеличится количество сотрудников парашютно-десантной пожарной службы.

Благодаря масштабному увеличению площадей, которые будут выделены под лесовосстановление, акции «Сад памяти» и «Сохраним лес» смогут привлечь больше добровольцев.

 

Упрощённый доступ в лес

Раз уж мы заговорили об инвесторах и их связи с лесными проектами, надо добавить: содержание поправок в Лесной кодекс заключается в поддержке добровольческих инициатив бизнеса в области лесоклиматических проектов, при этом в Рослесинфорге отмечают, что за организацию таких долгосрочных мероприятий инвесторы получат упрощённый доступ в лес.

Чтобы внести свой вклад в озеленение экологии, желающим нужно лишь заключить договор с Рослесхозом. После этого компания или государственная организация могут приступить к воплощению проекта как самостоятельно, так и с привлечением сторонних предпринимателей и учреждений.

Проводить мероприятия в рамках лесоклиматического проекта можно в течение 15 лет, после чего ведомство даёт возможность увеличить сроки реализации в два раза, при этом на протяжении пяти лет компания должна фиксировать ход проекта в реестре углеродных единиц, а дальше каждые пять лет отчитываться о результатах отслеживания. Если эти условия не будут соблюдаться, Рослесхоз имеет право расторгнуть соглашение.

 

Проблемы выполнения лесоклиматических проектов

Таким образом, закрепили в законе не только самое понятие, но и возможные меры, которые можно включить в такие проекты. По сути, популярность подобных программ должна возрасти, а ущерб от выбросов парниковых газов — сократиться. Однако эксперты считают, что одних лесоклиматических проектов в России недостаточно.

По словам директора Института глобального климата и экологии им. академика Ю. А. Израэля Анны Романовской, такие проекты крайне полезны, однако развивать их нужно не количественно, а качественно, поэтому мало внести определение в ЛК — нужно разработать нормативы и стандарты проведения мероприятий. Требуются масштабные изменения, например госпрограммы, которые будут регулировать землепользование в сельском и лесном хозяйстве, в частности замену экстенсивного вида хозяйствования интенсивным.

Профессор Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ Михаил Аким, в свою очередь, считает, что лесные экологические проекты помогают приблизиться к углеродной нейтральности, но очевидной выгоды для бизнеса не имеют. Доходы от продажи углеродных кредитов из-за долгосрочности проектов начинают поступать только спустя многие годы. Кроме того, международный опыт показывает, что для успешного исполнения таких проектов необходимы территории не менее 10 тыс. га, поскольку администрирование и верификация — задачи не из лёгких.

Эксперт обратился к оценкам руководителя Центра ответственного природопользования Института географии РАН Евгения Шварца. Согласно им, чтобы лес мог поглощать на 665 млн т углерода больше, в России необходимо в корне изменить структуру мероприятий лесного хозяйства. Например, даже благодаря лесопосадкам на старых сельскохозяйственных землях можно увеличить объём поглощения СО2 на 100–150 млн т, а если сократить масштабы лесных пожаров на 50% по отношению к 2021 году, выбросы могут уменьшиться приблизительно на 130–140 млн т.

Эксперт отмечает, что успешность проведения лесоклиматических проектов в российских лесах также зависит от уровня подготовки специалистов, осуществляющих верификацию, а он пока не отличается высоким качеством. Кроме того, проблемы наблюдаются и в посадке деревьев на болотах, а также во влиянии на состояние лесов потепления.