Обзор СМИ от 6 сентября 2023 года

Обзор СМИ от 6 сентября 2023 года
06.09.2023

ОТ ПРОФИЦИТА К ДИВЕРСИФИКАЦИИ: ВИТАЛИЙ ЖИТНЮК О ПЕРСПЕКТИВНЫХ ПРОДУКТАХ ЦБП

 

UpackUnion

 

В 2022 году российские предприятия выпустили около пяти млн тонн тарных картонов. При этом собственные потребности внутреннего рынка составляют не более четырех млн тонн. Несмотря на это многие компании продолжают наращивать объемы производства. Так, в ближайшие два года в РФ должны быть введены в эксплуатацию новые производственные мощности с общей производительностью порядка двух млн тонн тарных картонов в год. Отраслевые эксперты считают, что избыточное сырье требует создания новых продуктов. О возможной диверсификации продуктового портфеля российских предприятий ЦБП и перспективных направлениях развития в интервью UpackUnion рассказал Виталий Житнюк, кандидат технических наук, руководитель научно-практического центра инноваций и разработок, директор по развитию инноваций и непрерывных улучшений картонного дивизиона SFT Group.

 

- Виталий Анатольевич, какие продукты, на ваш взгляд, в ближайшее время могут потерять свою актуальность, а какие, наоборот, приобрести, стать перспективными?

- На самом деле, можно много ниш осваивать. Например, бумагу для чайных пакетиков. Ее в России никто не делает. Лайнер и флютинг, конечно, не потеряет свою актуальность и значимость, но, возможно, будет производиться в меньших объемах. Если проанализировать тенденцию последних 10-15 лет, то все это время наблюдалось то падение, то подъем производства. Не исключено, что сейчас падение окажется более длительным. Я думаю, активно будет развиваться рынок санитарно-гигиенических изделий. В этом направлении быстро развивается Беларусь, например. Они очень быстро реагируют на изменения в мире и быстро диверсифицируются.

Потребление газетной бумаги, а, следовательно, и производство, однозначно будет снижаться. Основным потребителем газетной бумаги в мире являлись Индия, Африка, страны Южной Америки – это те страны, где интернет и электроэнергия развивались не такими быстрыми темпами, как во всем мире, поэтому газеты оставались востребованными. Но ситуация меняется, и можно наблюдать, как с каждым годом потребление газетной бумаги падает и в этих странах. Что касается Европы, то там практически все предприятия, выпускающие газетную бумагу, закрылись. Конечно, полностью с рынка она не уйдет – в небольших объемах производство продолжится. Но, в целом, сегмент газетной бумаги, на мой взгляд, не имеет развития.

 

- На какие продукты стоит переориентироваться производителям газетной бумаги?

- Конечно, очень сложно перепрофилировать производство, потому что основным сырьем для газетной бумаги является термомеханическая масса (ТММ), и она обладает невысокими физико-механическими показателями. Но многие перепрофилируются. Например, АО «Волга» успешно выпускает интерлайнер из 100% ТММ, который востребован на рынке. Можно также уходить в сторону массового сегмента, например, делать жиростойкую бумагу для ресторанов быстрого питания. На китайском рынке такая продукция высоко востребована. Первичное волокно – ТММ – априори может соприкасаться с продуктами питания, но стоит подумать, как сделать бумагу из нее более стойкой, с определенными барьерными свойствами.

В связи с развитием доставки еды и товаров будет развиваться и производство такой упаковки как литая тара.

 

- В России уже несколько лет обсуждается вопрос об ограничении использования и производства некоторых видов изделий из пластика и переход на иные виды упаковки. Эта тема вызывает достаточно споров. Как вы считаете, возможно ли полностью отказаться от пластика? Сможет ли бумажная промышленность обеспечить потребителей альтернативной продукцией?

- Пластик, безусловно, хорош тем, что он оборачиваемый – некоторые одноразовые изделия можно использовать несколько раз, пока они не сломаются. Бумажная упаковка в большинстве случаев одноразовая. Но избавляться от пластика надо однозначно. А производителям ЦБП подумать, какие изделия из пластика еще можно заменить бумажными и картонными, как улучшить бумажную упаковку, чтобы она стала многоразовой. Например, банановые или табачные ящики многие используют по два-три раза, а в некоторых случаях оборачиваемость доходит и до пяти-шести раз.

Так что предлагаю подумать о развитии оборачиваемой упаковки. Картон или бумага для такой упаковки должны иметь хорошие параметры, необходимо использовать влагопрочный, влагостойкий, жиростойкий материалы. Картон боится влаги, механических воздействий, поэтому надо делать его более плотным, чтобы он был по физико-механическим показателям достаточно высокого уровня.

 

- Виталий Анатольевич, выделите основные проблемы, которые сейчас сформировались в отрасли ЦБП, помимо профицита тарных картонов? Какие пути их решения Вы видите?

- Обеспечение расходными материалами, сырьевыми параметрами (химия, комплектующие, запчасти) – это уже не проблема. С началом введения санкций у всей отрасли был шок, но сейчас уже всем понятно, где и что закупать. Да, стало дороже, требуется больше времени на доставку, но это уже не является проблемой. А основной проблемой я бы назвал нехватку квалифицированных специалистов, в первую очередь, инженеров, а также их обучение. Молодежь не так активно, как хотелось бы, идет в отрасль. Вторая проблема – это сложности с организацией диверсификации продуктовой линейки предприятий, которые сегодня участвуют в перепроизводстве упаковочной продукции. Сейчас им надо думать, что еще можно выпускать, что нужно потребителю, и как это организовать.

В R&D центре SFT Group работает банк идей. Его задача – создание интеллектуальной собственности. Эксперты центра могут провести аудит любого предприятия и предложить собственникам идеи развития, в том числе, по диверсификации производства. Например, делать пачечную бумагу или основу для обоев. Изменив композицию сырья, изменив параметры процессов. Это позволит снижать объемы выхода упаковочной продукции и увеличивать ее маржинальность.

 

МОЖЕТ ЛИ ЛПК «СМОТРЕТЬ В ЗАВТРАШНИЙ ДЕНЬ»?

 Обзор СМИ от 6 сентября 2023 года-Лесной комплекс-Может ли ЛПК «смотреть в завтрашний день».jpg

«Лесной комплекс»

 

Кто-то может назвать вопрос в заголовке статьи риторическим, а кто-то и вовсе рассмотрит его, как известную шутку — в нынешних реалиях не все эксперты готовы говорить о долгосрочных перспективах, опасаясь «промахнуться» с прогнозом. Впрочем, планы развития лесной промышленности страны есть у властей. О них и поговорим.

 

28 августа 2023 года состоялось совещание главы правительства РФ Михаила Мишустина с вице-премьерами. Участники встречи обсудили перспективы отечественного ЛПК. Некоторые эксперты даже отметили, что на этом совещании был заложен фундамент для того, чтобы страна смогла наконец-то начать отходить от углеводородов, а именно от сырьевой экономики.

Звучит, без сомнения, амбициозно. Но в чем же суть?

 

Государственный лесной реестр: вместо бумаг — цифра

Да-да, речь снова идёт о процессе цифровизации российского ЛПК. В частности, на 2024 год запланирован запуск федеральной государственной информационной системы лесного комплекса, известной также по аббревиатуре ФГИС ЛК. Ну, а в 2025-ом отрасль ожидает внедрение обновлённого государственного лесного реестра, созданного на платформе «ГосТех».

Функционировать этот реестр будет как раз на базе ФГИС ЛК, оператором которой станет Рослесхоз. Ресурс будет содержать данные о лесничествах, древесине, сделках с ней и продукцией её переработки, а также о пунктах складирования заготовленного леса и объектах лесопереработки. Ну, а госорганы смогут получать оперативную информацию о лесных массивах страны при помощи лесных карт, аналитической и прочей информации — всё это также будет включено в реестр.

Тестовый запуск нового цифрового ресурса состоится в нескольких регионах уже в сентябре: в пилотном режиме он заработает этой осенью в Московской, Архангельской и Ульяновской областях. До конца 2023 года его запустят ещё в 60 субъектах.

Предполагается, что единый государственный лесной реестр должен будет упростить условия работы предприятий ЛПК. Об этом как раз и шла речь на упомянутом выше совещании. Именно обрабатывающая промышленность, считают эксперты, позволит России наконец-то слезть с так называемой «нефтяной иглы» и избавиться от зависимости от углеводородов.

 

От ЛесЕГАИС к ФГИС ЛК и цифровому лесному реестру

Вице-премьер Виктория Абрамченко отметила, что подобного реестра в России не было: он, по её словам, в стране создается впервые. Его внедрение относится уже ко второму этапу цифровизации ЛПК России. На первом была модернизирована отраслевая информационная система ЛесЕГАИС, которая стоит на защите российских лесов от нелегальных рубок.

К слову, весь массив информации, который сегодня содержит в себе эта система, должен будет «переехать» во ФГИС ЛК. Миграцию данных из одной системы в другую планируют завершить к 1 января 2024 года. Этот процесс, как подчеркнул и.о. начальника Управления информационного развития и государственного лесного реестра Рослесхоза Пётр Микка, на работе лесопользователей не отразится: «Мы продолжаем улучшать ЛесЕГАИС. Новый функционал совершенствует балансовую модель учёта древесины. На каждом этапе обновлений мы вместе с представителями лесопромышленных компаний тестируем функции и при необходимости их донастраиваем. Сейчас систему ждет ряд больших обновлений, они также будут перенесены во ФГИС ЛК», — отметил г-н Микка на III Всероссийском форуме «Цифровая трансформация лесного комплекса» в рамках круглого стола, посвященного совершенствованию системы.

Второй этап цифровизации отрасли включает создание федеральной государственной информационной системы лесного комплекса и единого государственного лесного реестра, который, как отметила г-жа Абрамченко, будет являться «цифровым двойником леса».

 

За глубокой переработкой древесины будущее

В ходе встречи Михаил Мишустин подчеркнул, что в погоне за темпами производства не стоит забывать о бережном отношении к экологии и природным богатствам страны: «Россия обладает уникальными природными богатствами, и нам нужно выстраивать очень аккуратную, продуманную и взвешенную политику, связанную с контролем использования наших богатств, когда не только рубят лес, но и высаживают новый, восстанавливая экологическое равновесие», — цитирует URA.RU премьер-министра.

Что же касается непосредственно лесного бизнеса, то тут, подчеркнул глава правительства, власти идут навстречу отрасли. Так, в течение последних трёх лет в целях поддержки ЛПК и совершенствования надзора в данной области промышленности был принят ряд мер, включая внесение поправок и нововведений в действующее законодательство.

Одной из таких мер является вступивший в силу в начале 2022 года запрет на вывоз необработанной древесины хвойных и ценных лиственных пород. Ранее Рослесинфорг поделился с ТАСС данными по экспорту «кругляка». По данным ведомства, в первом полугодии 2023-го вывоз такой древесины упал вдвое по сравнению с тем же периодом прошлого года.

«В первом полугодии объем экспорта необработанной древесины составил 1,18 млн куб. м, что в 2,1 раза меньше, чем за тот же период прошлого года. При этом потребление круглых лесоматериалов внутри страны только растёт — за первые шесть месяцев перевозки увеличились на 15%», — отметили в лесоучёной организации.

А вот поставки круглого леса в Китай снизились на 29% в сравнении с тем же периодом 2022 года. Сокращение экспорта наблюдается и по другим направлениям: в Белоруссию — в 3 раза, в Узбекистан — в 1,8 раза, в Таджикистан — в 1,5 раза.

Разумеется, весь этот освободившийся от оков экспорта «кругляк» теперь нужно перерабатывать внутри страны. По этой причине власти делают ставку на обрабатывающую промышленность в целом, и на глубокую переработку древесины в частности. Как подчеркнул директор центра конъюнктурных исследований ВШЭ Георгий Остапкович, чьи слова приводит издание URA.RU, в последние годы российская экономика была настроена на углеводородное сырьё, которое активно продавалось за рубеж за большие деньги. Теперь курс поменялся, и экономику эту власти стараются перестроить: перенаправить её на предложение товаров с высокой добавленной стоимостью.

Потому в ближайшие годы, считает г-н Остапкович, лесопереработке стоит ожидать к себе большого внимания. Инвестиции, изменения в законодательстве, увеличение трудовых ресурсов и т. д — государство нацелит основные свои средства на обрабатывающую промышленность. Возможно, такой подход позволит специалистам отрасли сделать долгожданные инновационные прорывы, нужда в которых на фоне санкций серьёзно выросла.

 

Пора «загрузить» отечественную промышленность

А инновационные прорывы, как известно на опыте многих поколений, чаще всего случаются именно под давлением. Руководитель «Центра электоральных практик» Сергей Поляков считает: пора брать дело в свои руки и налаживать переработку леса внутри страны, о чём, к слову, не раз говорил и глава государства.

«Нам нужно загрузить нашу промышленность и провести вторую индустриализацию, в том числе в ЛПК. Задача правительства — обеспечить рост промышленности, ведь без развития промышленности страна не сможет существовать. Кроме того, развитие промышленности — это развитие бизнеса», — цитирует г-на Полякова информационное агентство URA.RU.

 

Лес пересаживается в контейнеры

Толчок отрасли действительно необходим. Как подчеркнул глава «Рослесинфорга» Павел Чащин в интервью изданию «Коммерсантъ», в 2022 году наша деревоперерабатывающая промышленность оказалась в шатком положении из-за своей экспортоориентированности. Впрочем, отметил он, рост есть: сокращается отрицательная динамика экспорта пиломатериалов, восстанавливает производство фанеры внутри страны и т.д.

А вот логистику, увы, сохранить и «выправить» оказалось куда сложнее. Пришлось, как говорится, импровизировать и прокладывать новые пути: «Логистику, разумеется, сохранить не удалось, но перестроить движение экспортных грузов получилось. Начнем с того, что более половины отправителей на данный момент заявляют, что у них нет непреодолимых трудностей с переориентацией грузов на Восток. При этом определенные сложности с перевозкой по Восточному полигону всё-таки имеются. Нужно понимать, что экспорт отчасти тормозят особенности приемки груза китайской стороной. Кроме того, увеличивается нагрузка на БАМ и Транссиб из-за перевозки кругляка к местам обработки для дальнейшей отправки на экспорт», — поделился с изданием глава Рослесинфорга.

Выходом из ситуации, отметил он, могла бы стать контейнеризация лесных грузов: фанеры, шпона и пиломатериалов. Многие представители лесного бизнеса, по словам г-на Чащина, таким способом перевозок уже пользуются.

 

Перспективы роста есть?

Так смотрит ли отрасль в «завтрашний день»? Руководитель лесоучётной организации считает, что перспективы роста у российского ЛПК есть, и они достаточно уверенные. В сравнении с началом года, отметил Павел Чащин, эксперты видят рост производственных показателей в разрезе всех основных подотраслей лесопромышленного комплекса страны.

Так, цены вернулись на предпандемийный уровень, растёт спрос на сырьё и готовую продукцию: «К концу 2023 года если и произойдет снижение, то, скорее всего, незначительное. В 2024 году есть уверенные перспективы роста», — резюмировал Павел Чащин.