Обзор СМИ от 7 ноября 2022 года

Обзор СМИ от 7 ноября 2022 года
07.11.2022

СЛОЖНАЯ ЛОГИСТИКА

 

Марина Хайбулина, «Лесная индустрия»

 

Массовый уход крупных контейнерных операторов привел к усложнению и, как следствие, удорожанию логистики. В сложившихся условиях компании вынуждены искать новые способы доставки своей продукции.

 

В конце августа Maersk объявила о продаже своего последнего актива в России – 30,75% акций Global Ports Investments PLC (GPI) компания передала партнеру по совместному предприятию Delo Group, который также владеет 30,75% акций GPI. Таким образом, компания полностью прекращает свою деятельность в стране. Еще ранее с российского рынка ушли крупнейшие мировые контейнерные перевозчики – Mediterranean Shipping Company (MSC) и CMA CGM.

Массовый уход крупных контейнерных операторов привел к усложнению и, как следствие, удорожанию логистики. В сложившихся условиях компании вынуждены искать новые способы доставки своей продукции. «Грузопотоки Segezha Group характеризуются высокой степенью контейнеризации, – отмечает директор по логистике Segezha Group Андрей Юдин. – Поэтому наиболее ощутимым фактором, который приходится учитывать компании при построении новых логистических маршрутов, стал уход крупных контейнерных компаний с российского рынка. В настоящее время Segezha Group переключается на балк из-за вынужденной деконтейнеризации своих грузопотоков. Одновременно пришлось кардинально перестроить экспортную логистику активов в европейской части страны, при этом транспортные маршруты сибирских предприятий остались в целом неизменными». Андрей Юдин сообщил, что серьезное давление на бизнес оказывают и возросшие ставки на перевозку грузов. По данным компании Segezha Group, стоимость доставки российских пиломатериалов в Китай для предприятий, расположенных в Северо-Западном федеральном округе, в 2022 г. выросла на 122%, а для предприятий Сибири – на 180%. Как отмечают в компании, перевозка прямыми сухопутными контейнерными поездами сильно ограничена пропускной способностью РЖД, растет конкуренция с углем, металлом.

«Несмотря на объективные сложности, для российских логистов открываются новые возможности для развития, – уверен Андрей Юдин. – Так, освободились ниши целого ряда логистических гигантов, например Maersk и MSC. Segezha Group заинтересована в скорейшем появлении их отечественного аналога, расширении географии контейнерных грузоперевозок. Для этого холдинг готов совместно с экспедиторами, транспортными компаниями активно участвовать в создании новых отечественных сервисов, поддерживать и наполнять их грузопотоком».

Однако, как отмечает директор по продажам и развитию бизнеса «ФЕСКО Интегрированный Транспорт» Алексей Кравченко, на место глобальных опытных игроков приходят игроки меньшего калибра. При этом слабая развитость цифровых решений у новых игроков приводит к маргинализации цепей поставок, а отсутствие опыта в оперировании активами – к снижению уровня сервиса. Кроме того, количество судозаходов хоть и увеличивается, но при этом снижаются их вместимость и класс.

Другой тренд – смещение объемов отправлений с западных портов России на Дальний Восток. Так, по информации «ФЕСКО Интегрированный Транспорт», за первые семь месяцев текущего года оборот контейнеров через порт Санкт-Петербурга снизился на 52% и составил 530 тыс. TEU, через порт Новороссийска – на 9%, до 462 тыс. TEU, через Достык – на 7%, до 248 тыс. TEU. При этом отправки через Наушки и Забайкальск, напротив, выросли на 1%, до 522 тыс. TEU, а через порты Дальнего Востока – на 7%, до 875 тыс. TEU. По данным Института проблем естественных монополий, отправка лесных грузов через основные порты и погранпереходы за восемь месяцев 2022 г. сократилась на 37,7% и составила 10,1 млн т. При этом отправка лесных грузов на экспорт через основные пункты пропуска на Дальнем Востоке снизилась на 25,4%.

Изменились и маршруты доставки. Крупным транспортным хабом для поставки грузов на экспорт стала Турция. По словам заместителя директора по продажам и клиентскому сервису «ТрансКонтейнер» Егора Кичигина, отправка лесных грузов на северо-запад в январе–августе текущего года снизилась на 48,7%, что обусловлено отсутствием морских сервисов в регионе. При этом отправки в порты юга удалось восстановить за счет переориентации грузопотока в Турцию, страны Ближнего Востока и Индию. Переориентация практически всех производителей продукции ЛПК на Китай привела к тому, что в 2022 г. объемы отправления груженых контейнеров на восток выросли на 29,8% по сравнению с 2021 г., такие данные приводит «ТрансКонтейнер». По данным компании, в марте–августе текущего года экспортные отправки целлюлозы, бумаги и лесных грузов на восток выросли на 95843 ДФЭ (двадцатифутовый эквивалент). При этом отправки этой продукции на запад, северо-запад и юг, напротив, снизились на 112102 ДФЭ, что на 47,7% меньше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Причем перевозки в Китай через сухопутные погранпереходы более привлекательны по цене для грузоотправителей за счет наличия субсидированного тарифа по территории КНР. Так, например, ставка на перевозку 1 x 40`HC по маршруту Блочная – Шанхай морем составит $4485, а через сухопутные погранпереходы – $2371.

В существующих сложных условиях все больше внимания уделяется развитию грузоперевозок через Северный морской путь. Однако пока для компаний он обходится недешево. По словам заместителя генерального директора по производству компании «СевЛесПил» Александра Конюхова, для полноценного функционирования Северного морского пути не хватает контейнеров и контейнеровозов. «В Советском Союзе контейнерные перевозки были номер один, – поясняет эксперт. – А потом все контейнеровозы и контейнеры были распроданы крупным западным логистическим компаниям. Они ими до сих пор пользуются. Конечно, Северный морской путь – дело хорошее. Но, во-первых, у нас нет в таком количестве контейнеров и контейнеровозов, а во-вторых, это дороговато».

Еще одна проблема, появившаяся сравнительно недавно и также сильно осложняющая компаниям доставку грузов, – активизировавшиеся перекупщики контейнеров. «Некоторые компании перекупают контейнеры, а потом продают их по завышенной цене, – объясняет Александр Конюхов. – Дело в том, что компаниям, которые не могут в месяц один поезд загрузить полностью, по заявке предоставляется по два-три поезда. И потом контейнеры, которые выдают сверх лимита, они перепродают – $400 за контейнер. А предприятия, которые могут больше экспортировать продукции, в итоге от этого страдают, так как недополучают необходимого количества контейнеров». Пресечь это, по словам эксперта, можно, если логистические компании будут выдавать контейнеры не по неподтвержденным заявкам, а исходя из реальных объемов производства компании.

 

ЛЕСОПРОМЫШЛЕННИКИ ОБСУДИЛИ ПРОБЛЕМЫ ОТРАСЛИ НА MAXCONFERENCE

 Обзор СМИ от 7 ноября 2022 года-Лесная индустрия–Лесопромышленники обсудили проблемы отрасли на MAXConference.jpg

Марина Хайбулина, «Лесная индустрия»

 

Санкции, дорогая логистика и низкие цены на лесную продукцию – основные факторы, сдерживающие развитие ЛПК России, к таким выводам пришли участники VII конференции «Рынок лесосырья и продукции деревообработки 2022».

 

В этих условиях государственная поддержка экспортеров становится необходимой для эффективной работы бизнеса.

Организатором мероприятия является MAXConference, генеральными информационными партнерами выступили Lesprom Network и журнал «Лесная индустрия». В этом году в конференции приняли участие более 170 экспертов ЛПК из России, Беларуси и Казахстана, Египта, Республики Корея, Индии и Ирана.

Первый день конференции был посвящен ситуации на рынках древесного сырья и пиломатериалов. Модератором этой секции выступил директор по маркетингу и внешним коммуникациям Ilim Timber Святослав Бычков. Открыл секцию генеральный директор Lesprom Network Алексей Богатырев. В своем докладе он подробно рассказал о влиянии санкций на российский ЛПК. Как отметил спикер, больше всего от введения санкций пострадали производства пиломатериалов, фанеры и древесных пеллет. Так, по итогам первого полугодия 2022 г. российский экспорт пиломатериалов сократился на 25,8%, до 1,61 млн м3, а его стоимость снизилась на 3,3%, до $596 млн. Еще больше – на 31% – упали поставки на внешние рынки фанеры. Их объем составил 603 тыс. м3. При этом стоимость экспорта подскочила на 17,2%, до $445 млн.

Как рассказала в своем выступлении директор по аналитике Управления по маркетингу Segezha Group Надежда Рязанцева, после закрытия европейских рынков российские компании развивают поставки на оставшиеся доступными рынки. Прежде всего это Китай, страны СНГ и MENA. Так, по словам Надежды Рязанцевой, в 2021 г. на Китай приходилось 52% (14,8 млн м3) в общероссийском экспорте хвойных досок. Доля стран СНГ составляла 17%, Европы – 13%, MENA – 5%. Согласно прогнозу эксперта на 2023 г., доля Китая вырастет на 3 п.п., до 55%, стран СНГ – до 21%, MENA – до 9%. Однако высокая стоимость логистики осложняет конкурентную борьбу российских компаний на стратегических рынках. Несмотря на это, перспективы для роста поставок есть. «Российским компаниям надо увеличивать свое присутствие на целевых рынках за счет укрепления конкурентных преимуществ, – сказала в заключение Надежда Рязанцева. – Кроме того, надо осваивать нишевые продукты. Также важны максимальный географический охват рынков через поиск новых логистических решений и взаимодействие бизнеса с государством в части поддержки и субсидирования транспортных затрат».

Вектор российского экспорта с начала этого года сместился на восток и юг: особенности работы на рынках Индии и Ирана были представлены в докладах руководителей представительств РЭЦ в Индии и в Исламской Республике Иран.

Как пояснил в своем докладе руководитель представительства АО «РЭЦ» в Республике Индия Тимур Векилов, на сегодняшний день на индийском рынке пиломатериалов работают крупные компании из Скандинавии, Австрии, Германии, которые поставляют свою продукцию по более низким ценам, нежели российские экспортеры. Основная причина высокой цены на российскую продукцию – дорогая логистика. «Еще одна важная тема – это различия в размерах пиломатериалов, – подчеркнул спикер. – Индийцы всегда требуют нестандартные, с нашей точки зрения, размеры пиломатериалов. Это также сказывается на стоимости их доставки. В результате цена российских пиломатериалов гораздо выше, чем у конкурентов из других стран. Цены на доски из сосны выше на 35%, из ели – на 38%. При этом в Индии очень ценят российскую древесину, так как она обладает более плотной структурой». Еще одна особенность индийского рынка пиломатериалов – это то, что он представлен несколькими крупными покупателями. Причем, работая с новыми поставщиками, индийцы сначала приобретают небольшую партию досок – контейнер или два, и смотрят, как прошла поставка, оплата и т.п. Наибольшим спросом среди индийских импортеров пользуются пиломатериалы из сосны и ели с влажностью 16–18% из Сибирского и Дальневосточного региона России. А требования к качеству поставляемой продукции в основном соответствуют стандарту ГОСТ 26002-83.

Еще один перспективный рынок для российских лесопромышленных компаний – Иран. «В 2021 г. товарооборот между Россией и Ираном увеличился по сравнению с уровнем 2020 г. на 81%, до $4 млрд, – рассказал руководитель представительств РЭЦ в Исламской Республике Иран Хосров Абас Гасанбеков. – Мы наблюдаем положительную динамику и в первом полугодии 2022 г. Товарооборот увеличился на 37% и превысил $2 млрд. В 2021 г. древесина и продукция ЦБП составили одну из основных статей российского экспорта в Иран. В январе–апреле 2022 г. поставки товаров данной категории уже превысили $45 млн». Однако, как отметил эксперт, бизнес в Иране сталкивается с проблемой прямых платежей.

С оценкой возможностей своих рынков выступили представитель египетской Elshal Timber Ибрагим Эльшал и руководитель Ассоциации предприятий мебельной и деревообрабатывающей промышленности Республики Казахстан Канат Ибраев. А главный аналитик Lesprom Network Филипп Чебышев ознакомил присутствующих с возможностями аналитической системы Lesprom Analytics, которая позволяет получать актуальные и точные данные об экспорте лесопромышленной продукции на ключевые рынки.

Одна из ключевых секций конференции была посвящена состоянию внутреннего рынка ЛПК. Спикеры обсудили долгосрочные последствия снижения объемов лесозаготовки на внутреннем рынке, а также перспективы потребления пиломатериалов в России.

Как рассказал директор по продажам и логистике круглых лесоматериалов ГК «Вологодские лесопромышленники» Анатолий Щербаков, основные ограничители рынка круглых лесоматериалов России – это запрет экспорта в недружественные страны. Второй фактор – это сокращение внутренней переработки круглых лесоматериалов. «В июле, когда уже вступил в силу пятый пакет санкций, на Северо-Западе России снижение производства пиломатериалов составило от 15% до 33%, фанеры – от 40% до 80%», – отметил эксперт. Также негативно на лесозаготовительную отрасль влияет тот факт, что оборудование у всех лесопромышленников, начиная от фазы заготовки и заканчивая фазой переработки, импортное. Российских аналогов пока нет. По оценкам Анатолия Щербакова, во II квартале текущего года объем лесозаготовки в Северо-Западном федеральном округе упал на 21%. Серьезнее всех пострадали те регионы, которые традиционно были ориентированы на экспорт: Вологодская обл. – минус 33,5%, Ленинградская обл. – минус 43%. Цены на древесное сырье падают. «На сегодняшний день в СЗФО, по нашим оценкам, себестоимость производства круглых лесоматериалов, учитывая все фазы, включая погрузку груза в вагоны, составляет 2200 руб. без НДС за кубометр. В будущем лесозаготовка продолжит сокращаться до формирования экономически обоснованного уровня цен. Пока цена на балансы, фанеру и пиловочник не восстановится, смысла заготавливать нет, – уверен спикер. – Хуже то, что лесоперерабатывающие компании на текущем уровне работают кто в минус, кто в ноль, кто в легкий плюс. То есть объективных возможностей дать более высокую цену лесозаготовителям сейчас нет».

Драйвером спроса на пиломатериалы, а следовательно, и на древесное сырье могло бы стать деревянное домостроение. Примеры строительства общественных зданий с применением древесины привел в своей презентации директор по работе с регионами и PR Ассоциации деревянного домостроения России Максим Молчанов. По оценкам ассоциации, в 2021 г. потребление пиломатериалов в деревянном домостроении составило 7,2 млн м3.

Также в сессии выступили консультант компании WhatWood Игорь Новоселов и представитель СТД «Петрович». Подробную информацию об объемах, динамике и структуре сделок с древесиной, совершаемых на бирже, представил управляющий директор СПбМТСБ Алексей Рыжиков. Особое внимание было уделено реализации инвестпроектов в ЛПК в условиях кризиса. Об этом подробно рассказал генеральный директор Zetta Consulting Константин С.

В заключительной сессии, которая была посвящена ситуации на рынке биотоплива, со своими докладами выступили соучредитель Союза участников пеллетного рынка Александр Махонько, эксперт ВЭД компании Weconn Руслан Тлостанов, руководитель направления биопродуктов «Свезы» Сергей Коркин, а также эксперты Торгового представительства РФ в Республике Корея, представители компании «Рустранс ДВ» и Ассоциации «Грузавтотранс».

Не менее насыщенным стал и второй день конференции «Рынок лесосырья и продукции деревообработки 2022». Темой для обсуждения в первой секции стало государственное регулирование ЛПК. Модератором секции выступил независимый партнер Strategy Partners Павел Билибин.

В своем выступлении глава Рослесхоза Иван Советников коснулся изменений в лесном законодательстве. А главный аналитик ФГБУ «Рослесинфорг», руководитель постоянно действующей Проектной группы Рослесхоза по реализации положений Федерального закона от 4 февраля 2021 г. №3-ФЗ об обороте древесины и продукции из нее (Проектная группа по 3-ФЗ) Александр Мариев рассказал о государственном регулировании оборота древесины в РФ в 2022–2025 гг. Эксперт рассказал о том, что с 1 марта 2023 г. начнут действовать новые правила предоставления информации в ЛесЕГАИС. А также представил новый функционал ЛесЕГАИС для внедрения балансовой (не реестровой) модели прослеживаемости происхождения древесины в РФ.

Директор по GR Архангельского ЦБК Николай Кротов в своем выступлении коснулся проблемы изменчивости лесного законодательства. В заключение эксперт предложил вернуться к рассмотрению вопроса взимания платы за фактический объем заготовки, а также нормативно закрепить возможность оставления на корню деревьев отдельных пород, сортименты которых не востребованы на рынке. Кроме того, по мнению Николая Кротова, нужно предусмотреть в числе стабилизационных оговорок для лиц, заключивших СПИК, арендную плату за лесные участки и ввести мораторий на повышение ставок платы за лесные ресурсы.

О ситуации в отрасли и необходимых мерах поддержки бизнеса со стороны государства рассказал директор по взаимодействию с государственными органами компании «Свеза» Борис Френкель.

Также свои доклады представили управляющий директор по реализации госпрограмм и лесной политике Segezha Group Николай Иванов, представитель Фонда развития промышленности Станислав Чернов и руководитель лесного направления Корпорации развития Дальнего Востока и Арктики Андрей Федоров.

Вторая секция была посвящена вопросам логистики. Представители логистических компаний – директор по продажам и развитию бизнеса «ФЕСКО Интегрированный Транспорт» Алексей Кравченко и директор по продажам и клиентскому сервису «ТрансКонтейнер» Егор Кичигин – рассказали о существующих проблемах в транспортной отрасли и предложили способы их решения.

Так, по мнению Алексея Кравченко, для преодоления возникшей на логистическом рынке турбулентности необходимо повышение качества планирования, распределение потоков между сухопутными п/п и портами Дальнего Востока и повышение прозрачности механизма согласования заявок.

А руководитель направления экспорта грузов лесной промышленности ТЭК «Модуль» Александра Соколова рассказала о новых логистических и технологических решениях по экспорту грузов лесной промышленности.

Также со своими докладами выступили главный специалист ООО «Морстройтехнология» Ольга Гопкало, заместитель руководителя департамента Института проблем естественных монополий Александр Слободяник, директор по логистике Segezha Group Андрей Юдин и руководитель департамента продаж контейнерных поездов компании «Евросиб» Анастасия Соколовская.