Обзор СМИ от 8 июля 2021 года

Обзор СМИ от 8 июля 2021 года
08.07.2021

ЛЕСОКЛИМАТИЧЕСКИЕ ПРОЕКТЫ И УГЛЕРОДНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

 

Журнал «Лесной комплекс»

 

Углеродный налог всё ближе: он может стать серьёзным испытанием для российской экономики и бизнеса, ведь 1/3 экспорта нашей страны приходится на Евросоюз, а грядущий трансграничный налог может сказаться на 42% всего экспортного потока из России в ЕС.

 

Основная особенность РФ — это огромный потенциал по сокращению выбросов парниковых газов и увеличению их поглощения. Этот потенциал может быть реализован в виде климатических проектов, которые предусматривает текущая версия федерального закона «Об ограничении выбросов парниковых газов».

Как отмечают эксперты, роль отечественных лесов в области углеродного регулирования неоспорима, однако на деле всё оказывается намного сложнее, чем на словах.

На вопросы «Лесного комплекса» отвечает Павел Карнаух, первый вице-президент Национальной ассоциации лесопромышленников «Русский лес».

 

— Как в РФ обстоит ситуация с развитием климатических проектов в настоящее время?

— Если говорить о лесоклиматических проектах, то, по экспертным данным, в мире было реализовано и сертифицировано свыше 260 таких проектов, из которых в России — всего три, несмотря на большой потенциал наших территорий.

В перспективе в России могут быть реализованы проекты трёх типов: в рамках добровольного сохранения лесов арендаторами (лесов высокой природоохранной ценности), устойчивого лесопользования (увеличения прироста древесины в результате интенсивного ухода за лесом) и программ защитного лесоразведения (лесовосстановления на землях лесного фонда, ранее покрытых лесом).

Реализация лесоклиматических проектов — это не только экономическая составляющая (получение углеродных единиц), но и вклад в занятость и доходы населения на территориях реализации этих проектов. Безусловно, это направление должно развиваться более интенсивно.

 

— Как учитывать вклад лесов России в поглощение углеродного баланса на мировом уровне?

— В настоящее время определение объёма поглощения парниковых газов осуществляется в соответствии с методическими указаниями по количественному определению объёма поглощения парниковых газов, утвержденными распоряжением Минприроды России от 30 июня 2017 г. № 20-р.

Согласно этим методическим указаниям, оценка поглощения парниковых газов проводится для всех видов управляемых лесов (подверженных вмешательству человека). Именно поглощающая способность управляемых лесов засчитывается для целей отчётности в ООН о выбросах парниковых газов.

В январе 2021 года в документ были внесены изменения, и в понятие «управляемые леса» были введены резервные леса и леса на землях сельскохозяйственного назначения.

По экспертным данным, совокупный эффект от указанных корректировок может составить дополнительно 270–450 млн тонн СO2, а баланс поглощения российскими лесами парниковых газов вырастет примерно с 0,5 до 1,1 Гт СО2 в год.

Однако сначала необходимо добиться признания новой методики на международном уровне. Насколько нам известно, по этому поводу сейчас идет дискуссия, вопрос открыт.

В свою очередь, мы считаем, что необходимо заниматься совершенствованием технологий мониторинга и анализа эмиссии парниковых газов и планируем это осуществлять в лесах, находящихся в аренде у участников и партнёров Ассоциации «Русский лес». Здесь также важно тесное взаимодействие с ведущими высшими учебными заведениями и научно-образовательными учреждениями.

 

— Как российским предприятиям, в частности, лесопромышленным, удержаться на европейских рынках в новых условиях?

— Бизнесу необходимо проводить масштабную работу по сокращению выбросов в процессе производства. Важно переходить к безотходному производству.

Например, подход участников Ассоциации к устойчивому развитию основан на ответственном отношении к охране окружающей среды, сохранении природных ресурсов для будущих поколений и эффективной переработке древесных отходов.

Так, реализованные проекты направлены на создание современных производств по глубокой переработке древесины, что предусматривает преобразование отходов деревообработки в биотопливо (пеллеты) без добавления химических связующих веществ и их использование для выработки энергии.