Обзор СМИ от 8 сентября 2022 года

ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ И НОВАЯ ЭКОНОМИКА: ОАО «МАЯК» ПОДВОДИТ ИТОГИ РАБОТЫ В ПЕРВОМ ПОЛУГОДИИ 2022 ГОДА
Анна ЧЕРНАЯ, «Комсомольская правда Пенза»
Мир в одночасье перестал быть глобальным, отлаженные логистические связи прервались, а на смену рыночной промышленной модели пришла политика технологического суверенитета. Это новая страница в истории производства в масштабах страны, где импортозамещение жизненно важно для развития и выживания. Насколько успешно удается выполнить эту задачу одному из крупнейших бумагоделательных предприятий страны, «Комсомольской правде» рассказали на предприятии.
Сегодня существует целый ряд материалов, которые почти полностью производятся за границей - речь идет про целлюлозу, химию. Из-за санкций «Маяку» пришлось перестраивать работу с поставщиками, искать новых партнеров в странах ближнего зарубежья, России и не только: например, раньше компания закупала целлюлозу в Южной Америке, сейчас - у китайцев. Часть компонентов для производства обоев холдинговая компания научилась изготавливать сама. Холдингу уже даже поступали предложения о продаже этой продукции, но «Маяк» намерен использовать ее только для своих нужд.
Часть готовой химии закупается в России, остальное - также в Китае. Однако сотрудничество с Поднебесной осложняется тем, что владельцами части компаний там являются все те же европейцы. Некоторые из них принципиально не хотят работать с Россией или придумывают совершено безумные алгоритмы взаимодействия, тем самым копая себе глубокую яму: ведь отказ от поставок в РФ грозит им миллиардными убытками.
Но есть и деловые люди, которые придерживаются классических принципов бизнеса.
Финансовые показатели ОАО «Маяк» по первому полугодию 2022 года настраивают руководство холдинга и его сотрудников на позитивный лад и дальнейшую плодотворную работу. По объему реализованной товарной продукции компания идет один в один с показателями прошлого года.
На рынке долгое время отмечалось снижение спроса. Причин несколько: тут и низкая покупательная способность населения, и ажиотажный спрос в феврале-начале марта. Многие спешили сделать запас в условиях инфляции. Сейчас кривая спроса снова пошла вверх, рынок оживает, инфляционные процессы замедлились.
С начала года предприятия «Маяка» перечислили в федеральный, региональный и муниципальные бюджеты более миллиарда рублей (за тот же период в прошлом году – 700 миллионов).
Особенно радует, что в этой непростой экономической ситуации руководство холдинга решило не идти по самой простой дорожке, сокращая штат и урезая зарплаты. Напротив, буквально несколько недель назад на «Маякпринт» открылась новая линия по производству обоев на флизелиновой основе, что помогло создать дополнительные рабочие места.
Коллектив холдинга уникален, каждый сотрудник на вес золота. Сегодня команда завода - это более 1600 рабочих рук. Средний доход сотрудников «Маяка» остается одним из самых высоких в регионе. Заработная плата ежегодно индексируется. Компания сохранила право быть в списке лучших работодателей Пензенской области. Холдинг также продолжает и реализацию своей экологической программы. Была разработана дорожная карта, согласованная с региональным правительством. На сегодня заказано все необходимое оборудование, подписаны контракты, идут платежи за материалы.
Следующий большой этап – обновление очистных сооружений. Холдинг уже приступил к модернизации очистных сооружений, встроенные в бумагоделательные машины: дуговые сита, башня отстойник – все это улучшает.
Вместо послесловия
С уверенностью можно сказать, что ОАО «Маяк» выдержал давление новых обстоятельств, перестроив бизнес-процессы. Российская экономика столкнулась с шоковым сценарием, не имеющим ничего общего с экономическими процессами – Европа под диктовку США применяют политизированные инструменты агрессии, которые вредят, прежде всего, ей самой. А наш бизнес, без всяких сомнений, адаптируется и окрепнет, как это уже было не раз.
БУМАЖНАЯ ИНЖЕНЕРИЯ: МАСТЕР ИЗ БАРНАУЛА СОЗДАЁТ ИЗ БУМАГИ ОБЪЁМНЫЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ
Наталья Катренко, «Вечерний Барнаул»
В области книгоиздания есть редкая профессия — бумажный инженер. Именно он из плоских листов бумаги способен сконструировать объемный мир, с помощью которого оживают книжные персонажи, материализуются замки, в которых они обитают, становятся одушевленными сказочные чудовища. Раньше такие 3D-изображения можно было увидеть лишь в детских книжках-панорамах, теперь же это направление называется «поп-ап» или «всплывающие окна», которым увлекаются настоящие изобретатели. Один из них — барнаулец Алексей Зауэр.
Высокая планка
По профессии Алексей Зауэр — учитель математики и информатики. Однако после педуниверситета он пошёл работать не в школу, а в сферу полиграфии.
— Там я вдруг увлекся созданием необычной картонной упаковки, — делится Алексей. — И однажды на просторах Интернета на глаза мне попались книги, созданные американскими бумажными инженерами Мэтью Рейенхардом и Робертом Сабудой, которые делают непревзойдённые вещи в мире поп-ап-искусства. Их работами я вдохновился и стал пробовать мастерить по этой технологии что-то свое. Обучался я этому искусству в основном по видеоурокам — их выставляют в Интернет в том числе и мои кумиры. Так родилась на свет моя первая книга «Алтайский край», состоящая из трёх разворотов.
Первый разворот этой книги Алексей Зауэр посвятил паровой машине Ползунова, которую изготовил в 3D-формате из бумаги по чертежам, второй — объёмному изображению памятника «Сеятель», украшающего в Барнауле пл. Октября, а третий — просторам Алтая. Этой книгой начинающий инженер сразу задал себе высокую планку. Поэтому следующей работой Алексея сразу стал масштабный проект — поп-ап-книга про Белокуриху. Состоит она из шести разворотов, которые можно рассматривать самостоятельно, а можно разложить на столе как план-схему.
Открытый мир
Со временем Алексей Зауэр стал выставлять свои работы в соцсетях. И каково же было его удивление, когда на него стали подписываться такие мэтры поп-апа, как Мэтью Рейенхард (под одной из фотографий барнаульского мастера он даже написал: «Чудесная работа!»), а также известный бумажный инженер из Германии Питер Дамен.
— Оказалось, что мир этих мастеров, когда-то казавшийся недосягаемым, намного ближе, чем я думал, — рассуждает Алексей. — Все они открытые, доброжелательные люди, готовые поделиться своими секретами. А потом пошли и заказы. Так, ко мне обратились из Нигерии с просьбой создать объёмное изображение здания Национального театра в Лагосе — нигерийской столице. Его вид я легко нашёл в Интернете, а потом лишь уточнил по Гугл-картам его местонахождение и архитектурный контекст.
Со временем стали поступать заказы и от частных лиц. К примеру, четыре года назад к Алексею обратились люди, пожелавшие издать поп-ап-книгу «Конёк-Горбунок», над которой мастер трудится по сей день. К счастью, со сроками заказчики его не торопят, им важно, чтобы проект получился как можно более причудливым и интересным. Затем был заказ от одного издательства на изготовление книги к Новому году, после которого Алексея попросили сконструировать подарочное издание к 85-летию киностудии «Союзмультфильм».
— Мне предоставили список персонажей, среди которых были Волк из мультфильма «Ну, погоди!», Крокодил Гена, Шарик из Простоквашино, Пятачок из «Винни Пуха», Львёнок – друг Черепахи, — пояснил Алексей Зауэр. — Всех их я поместил под одну обложку. А недавно одним из моих заказчиков стал телеканал «Карусель». В основном заказы поступают из других городов — Москвы, Санкт-Петербурга, Омска, а не так давно ко мне обратились из Барнаула, чтобы я изготовил объёмную открытку гостиницы «Турист». Несколько моих работ находятся в частных коллекциях в Америке, Китае, Тайване.
От макетов до задач
Как пояснил Алексей, для изготовления поп-ап-изображений используется особая бумага — не мелованная, а целлюлозная, которая имеет нужную жесткость, не повреждается в местах сгиба.
— Бумагу я, как правило, закупаю в типографии из обрезков, так как стоят такие листы недёшево, — рассказывает бумажный инженер. — К примеру, на один разворот поп-ап-книги требуется около шести листов формата А3. Но чаще я все же берусь разрабатывать макет таких изделий, иначе — выкройку, развёртку, а потом отправляю эти чертежи заказчику вместе с инструкцией, объясняющей, как все это собирать. Именно этот шаблон направляется сначала иллюстраторам, а потом и в типографию.
Кстати, сегодня в музее «Город» действует выставка, где представлены шедевры бумажной инженерии, созданные Алексеем Зауэром. Там можно увидеть макеты зданий, самолетов, воплощенные в бумаге сказочные сюжеты.
— Поначалу мою новую профессию никто не воспринимал всерьёз, но после выхода репортажа в программе Первого канала «Доброе утро» люди обо мне узнали и стали чаще обращаться за полиграфическими чудесами. Параллельно в Интернете распространилась моя работа, ставшая популярной головоломкой — так называемый «плоский шар Зауэра». За несколько лет решить эту пространственно-стереометрическую задачку так никто и не смог.
Интерактивные издания, созданные в формате поп-ап, известны со Средневековья. В качестве примера можно привести книгу философа и поэта Раймонда Луллия, где в качестве иллюстраций использовались вращающиеся круги со схемами. Но наибольшую популярность эти издания стали обретать после Второй мировой войны стараниями таких авторов и издателей, как Войтех Кубашта, Уолдо Хант, Беннет Серф. В Советском Союзе одним из первых создателей книг-панорам для детей стала Лия Майорова — художник Театра кукол имени С.В. Образцова, которая поначалу работала у известного кукольника на ставке уборщицы и мастерила игрушки. В середине 1950-х годов она придумала свою первую книгу «Теремок», выпуск которой наладило Российское издательство местной промышленности.