Обзор СМИ от 9 июня 2022 года

Обзор СМИ от 9 июня 2022 года
09.06.2022

ТОРГОВЛЯ ЛЕСОМ ДОЛЖНА БЫТЬ ОТКРЫТОЙ И ЧЕСТНОЙ. НОВЫЕ ПРАВИЛА ПРОДАЖИ ДРЕВЕСИНЫ

 

Мария Кармакова, «Лесной комплекс»

 

В первом квартале 2022 года на Санкт-Петербургской Международной Товарно-сырьевой Бирже было реализовано 1,483 млн кубометров лесоматериалов — на 21,3% больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Существенный рост объёмов торгов в секции «Лес и стройматериалы» стал возможен в том числе благодаря изменениям в Лесном кодексе РФ: в соответствии с Федеральным законом от 02.07.2021 N0 304-ФЗ все государственные подведомственные учреждения с января этого года обязаны реализовывать лесоматериалы на организованных торгах.

Для чего это нужно государству и в чём преимущества такой схемы для непосредственных участников торгов — лесхозов и юридических лиц, выясняем вместе со старшим управляющим директором СПбМТСБ Алексеем Рыжиковым.

 

— Алексей Михайлович, с 1 января 2022 года для юридических лиц на бирже должна продаваться вся древесина, заготавливаемая государственными и муниципальными подведомственными учреждениями. Как будет отслеживаться достижение этого показателя?

— Отследить, на самом деле, достаточно просто. Ежегодно каждому подведомственному учреждению Рослесхоз доводит госзадание, из него приблизительно понятен объём заготовки, который должен быть произведён в текущем году. Дальше мы берём реестр договоров биржи, где отражаются все сделки, заключённые подведомственными учреждениями, и сравниваем показатели. Таким образом, мы понимаем, какой процент от доведённого госзадания реализован на бирже.

Точно так же можно наложить реестр биржевых договоров на данные ЛесЕГАИС и вычислить те сделки, которые подведомственные учреждения заключили в нарушение требований статьи 20 части 4 Лесного кодекса. С такими случаями Рослесхоз будет разбираться в индивидуальном порядке.

В настоящее время готовятся изменения в КоАП с целью установить штрафы за нарушение требования действующего законодательства по реализации древесины на бирже. Думаю, они будут приняты в весеннюю сессию Госдумы, в крайнем случае — в осеннюю. И тогда помимо административно-морального будет ещё и материальное наказание.

Полагаю, текущий год уйдёт на то, чтобы научить всех участников этого процесса работать в новой парадигме. И уже со следующего года ни у кого не будет возникать вопросов, связанных с целесообразностью перехода на биржевые торги и механизмом их проведения.

 

— Однако пока не все учреждения овладели этим механизмом. Есть ли какие-то курсы или онлайн-платформы, где специалистов могут этому обучить?

— Действительно, в некоторых регионах возникают сложности, поэтому было принято решение провести несколько совместных разъяснительных семинаров с участием представителей биржи и Рослесхоза. Подобные мероприятия мы уже проводили в прошлом году, всего их было организовано более 200 во всех регионах, в которых в 2021 году осуществлялась заготовка.

Мы подробно разъясняли механизмы реализации древесины государственными подведомственными учреждениями юридическим лицам через биржу с 2022 года. Поэтому говорить сегодня о том, что кто-то чего-то не знал или не понял, не совсем корректно.

Но чтобы закрепить эти знания, мы ещё раз проведём встречи во всех федеральных округах, где проходят такие сделки, и пригласим для участия в них представителей тех регионов, где процесс торговли древесиной через торги проходит наиболее успешно, чтобы они поделились своим опытом.

Такие учреждения уже получили возможность закупать новое оборудование, дроны для воздушного мониторинга лесов и транспортные средства на деньги, которые получают от реализации древесины через биржу. Если сравнивать с тем объёмом доходов, который они получали от её продажи ранее, то дельта весьма значительная: анализ показал, что прирост доходов составляет от 2 до 10 раз. Это показатели по итогам прошлого года, и сейчас они как минимум не ниже.

 

— Вы уже отчасти ответили на вопрос о том, в чём заключаются преимущества участия в биржевых торгах для продавцов, то есть лесхозов. А чем хорош этот механизм для покупателей —юридических лиц, и зачем это всё государству?

— Помимо роста доходов для государственных подведомственных учреждений, торгующих древесиной, есть и другие положительные моменты. Реализовывая продукцию на бирже, руководитель учреждения больше не должен отчитываться, почему он принимал решение, как продать древесину, кому и по какой цене, — режим биржевых торгов решает эту проблему за него.

За десятки лет взаимодействия между подведомственными учреждениями и юридическими лицами сложились определённые отношения — «дружественно-хозяйственные», назовём их так. Они не всегда способствовали лесхозам реализовывать свою продукцию с максимальной эффективностью. Благодаря биржевым торгам круг покупателей расширился, а поскольку участвуют они анонимно, то и влиять персонально на ход и результаты торгов возможности нет.

Соответственно, у налоговых органов не возникает вопросов к цене, по которой реализуется товар, поскольку сделка, заключённая на бирже, априори является рыночной в соответствии с нормами налогового кодекса. Государство же наконец получило доступ к реальным ценам, которые формируются в результате рыночного механизма, а не на основе данных опросов, которые отражают субъективные представления участников рынка о ценовой политике в отрасли.

Ранее иногда возникали абсурдные ситуации, когда цены на экспортируемые пиломатериалы в ряде пограничных пунктов оказывались ниже, чем на пиловочник. Сегодня же каждый участник этого процесса видит, по какой цене продаётся продукция из древесины в его регионе и в соседних. Эту информацию можно проанализировать и на основе полученных данных выстроить стратегию торгов на бирже, в том числе ценовую.

Эксперимент по торговле лесом через СПбМТСБ длится с 2013 года, в активную фазу он вступил в 2018 году. За это время подведомственные учреждения в тех регионах, которые принимали участие в этом эксперименте, показали положительную динамику по доходам от продажи лесоматериалов.

Поэтому на государственном уровне было принято решение обязать все подведомственные государственные и муниципальные учреждения использовать этот инструмент реализации древесины на внутреннем рынке, поскольку он безопасный, эффективный и удобный. Участник регистрируется на бирже и выставляет свой объём продукции на продажу.

А перед тем, как установить на неё цену, может посмотреть, по какой стоимости продают этот же товар другие участники рынка — эти данные есть на сайте биржи. В системе ЛесЕГАИС, кстати, их нет. И даже если изначально цена будет выставлена некорректная, всё равно в ходе торгов участники выведут её на рыночный уровень.

 

— Можно ли на основании торговли теми объёмами древесины, которые заготавливают лесхозы, формировать рыночные индикаторы цен на лесоматериалы?

— Исходя из практики работы биржи в других секторах, можно сделать вывод, что для формирования рыночных индикаторов необходимо, чтобы через торги проходила так называемая ликвидная масса товара — от 3 до 10% от общего объёма рынка. Если оценивать возможности государственных подведомственных учреждений в части заготовки древесины, то на них, по данным Рослесхоза и Минприроды РФ, приходится 10-12 млн кубометров в год.

Чтобы понять, какую долю они занимают от общего рынка, нужно знать объём лесозаготовки в стране. По данным того же Рослесхоза, в 2021 году в России заготовили 225 млн кубометров древесины, в 2020-м — 217 млн м3. Так что можно говорить о том, что на подведомственные учреждения приходится порядка 5% объёма рынка.

Этого достаточно для формирования ценовых индикаторов. Но чем больше будет участников биржевых торгов лесом, тем точнее будет этот показатель. Можно будет сравнивать биржевые и внебиржевые индикаторы, что даст более точную картину рынка древесины в целом.

 

— Вы упомянули ЛесЕГАИС, расскажите об опыте работы с этой системой сотрудников СПбМТСБ. Позволяет ли она выявить сделки, заключённые лесхозами в обход биржи?

— Опыт в целом положительный, проблем в работе с ЛесЕГАИС у нас нет. По результатам торгов древесиной за первый квартал 2022 года мы сформировали реестр сделок, по которым имелись подозрения в нарушении законодательства, и передали их Рослесхозу.

Также возникло несколько вопросов по продажам древесины подведомственными учреждениями физическим лицам для собственных нужд. В некоторых сделках фигурировали достаточно крупные объёмы, и мы передали данную информацию Рослесхозу с вопросом, насколько это правомерно.

 

— У пользователей ЛесЕГАИС возникает вопрос: если в системе отражаются все сделки с древесиной, то для чего коммерческим предприятиям регистрировать на бирже свои внебиржевые сделки?

— Действительно, вопрос о якобы дублировании информации поднимался уже не раз, и я ещё раз подробно постараюсь пояснить, почему на самом деле этого не происходит. Задача ЛесЕГАИС — обеспечить прослеживаемость происхождения и транспортировки древесины на территории РФ. И функционал системы по декларированию сделок основан именно на этом, поэтому в ней не отражаются цены и условия заключения договоров.

Что касается регистрации внебиржевых сделок, то это совсем другая история. Такой функционал есть на всех товарных рынках, будь то нефтепродукты, биоресурсы, энергоносители или другая категория. Благодаря этому формируется два индикатора — биржевой и внебиржевой.

В лесной промышленности речь идёт пока только о договорах, заключаемых в отношении круглых лесоматериалов в соответствии с двумя кодами ОКПД2 — 02.20.11 и 02.20.12, а объём древесины должен быть не менее 60 м3.

В чём здесь сложность? Только в том, что продавец, декларируя эту сделку, демонстрирует цену, по которой продаёт лес, всем участникам рынка, а также контролирующим органам. Здесь нет никаких скрытых схем, всё прозрачно и понятно, и многим это не нравится.

Противостояние неизбежно: вряд ли люди, за десятки лет привыкшие использовать государственную древесину для собственного обогащения, легко от этого откажутся. Пройдёт какое-то время, прежде чем все участники рынка начнут адекватно воспринимать ситуацию и поймут, что помимо серых схем есть другие способы зарабатывания денег. Главное, что мы идём по пути декриминализации отрасли.

К тому же никаких сложностей при регистрации внебиржевой сделки на бирже не возникает. Сделать это даже проще, чем в ЛесЕГАИС: там нужно заполнить 25 полей, а на сайте биржи только 15. Из них совпадают всего семь: наименование поставщика и его ИНН, наименование покупателя и его ИНН, наименование и количество товара, дата заключения сделки. Это базовые данные, без которых не обойтись, а все остальные поля отличаются, так что ни о каком дублировании речь не идёт.

 

— По мнению лесопользователей, биржевая торговля лесом идёт непросто ещё и потому, что древесина сложно поддаётся стандартизации. Как на сегодняшний день решена эта проблема?

— На самом деле, проблемы здесь нет. У нас в стране есть ГОСТы, есть коды ОКВЭД2 и ТН ВЭД. И когда мы описываем товар по всем трём системам стандартизации, странно говорить о том, что он не стандартизирован.

Помимо этого, стандартизируется размер лота, который всегда равен либо объёму машины, либо объёму вагона — в зависимости от способа поставки. Понятно, что одно бревно отличается от другого, и доски никогда не бывают одинаковыми — на одной сучков может быть больше, чем на другой, и т.п. Всё это вполне поддается стандартизации.

Мы достаточно долго сопротивлялись, но в конце концов ввели на бирже торговые инструменты древесины, сертифицированной FSC. До недавнего времени лесопользователи верили, что это их проходной билет в Европу. Теперь этот билет недействителен. Но разве что-то поменялось на арендуемом лесном участке, который был сертифицирован и где была заготовлена эта древесина? Нет. Изменились структура и качество самой древесины?

Тоже нет. На мой взгляд, стандарт есть стандарт, он должен действовать всегда. Сейчас вся древесина в России декларируется в ЛесЕГАИС, всё легально, и нет никаких вопросов ни к происхождению товара, ни к его качеству — всё это описано в системе.

Что касается нелегальной древесины, то ещё есть несколько источников её происхождения, но они известны и в скором времени тоже будут перекрыты.

Речь идёт о продукции, реализуемой в рамках сделок по статьям 43 «Использование лесов в целях осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых» и 46 «Использование лесов для переработки древесины и иных лесных ресурсов» Лесного кодекса РФ.

Большая часть древесины, заготовленной в ходе прокладки линейных объектов или освоения объектов геологоразведки, к моменту проведения аукциона теряет свои качества и становится не тем, что указано в отчётных документах. В результате на торгах покупатель фактически приобретает не саму древесину, а документ на неё.

Имея на руках такой документ, можно аналогичную древесину, срубленную где угодно, погрузить и вывезти в любом направлении. Над решением этой проблемы работают сегодня и Минприроды, и Рослесхоз, и Госдума, и Росимущество. Это единственное «тёмное пятно», остальные каналы нелегального оборота древесины успешно ликвидировала ЛесЕГАИС с теми поправками, которые были выполнены в рамках реализации Федерального закона от 04.02.2021 № 3-ФЗ.

 

— По логике, следующим этапом должно стать введение обязательной торговли лесоматериалами через биржу для арендаторов лесных участков, тем более что с такой инициативой выступила Федеральная антимонопольная служба. Как Вы оцениваете перспективы этого проекта?

— Пока что я не вижу конкретных шагов в этом направлении, но в целом логика верна. С учётом того, что российские лесопромышленники в нынешних условиях не могут экспортировать свою продукцию в северо-западном направлении, есть смысл попробовать реализовать эту древесину на бирже, где уже сформирован достаточно большой пул потребителей в разных регионах страны. Недавно предприниматели с Дальнего Востока провели сделки с покупателями в Сибири — продали лес на переработку, поскольку собственных мощностей не хватило.

Биржевые торги лесом могут стать тем инструментом, который поможет лесопромышленникам в текущей ситуации. Главное — не бояться публичности. В моём понимании сами предприниматели должны быть в этом заинтересованы в первую очередь, ведь они вкладываются в производство продукции, и логично, что они захотят продать её максимально выгодно.

На мой взгляд, тормозят этот процесс не руководители, а менеджеры среднего звена, которые занимаются поставками, планированием и транслируют руководству своё видение уровня спроса и предложения на продукцию, а соответственно, и ценовой политики. Думаю, собственникам бизнеса пора посмотреть на мир шире, не ограничиваясь кругозором своих менеджеров. Биржевые торги — это ещё один шаг в сторону цивилизованного рынка.

 

Для справки:

С начала 2022 года древесину на Санкт-Петербургской Международной Товарно-сырьевой Бирже реализуют предприятия 27 регионов РФ. Общее количество участников торгов — более 1000 государственных подведомственных учреждений, коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей.

В 2022 году к торгам присоединились государственные подведомственные предприятия Алтайского края, Воронежской области, Чувашской республики и Республики Татарстан. Наибольший объём реализации у предприятий Красноярского края, Вологодской области, Удмуртской Республики, Республики Татарстан, Воронежской области.

 

ЛЕСНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПРОТИВОСТОИТ ЭКОНОМИЧЕСКОМУ КРИЗИСУ

Обзор СМИ от 9 июня 2022 года-Лесной комплекс–Лесное планирование противостоит экономическому кризису.jpg 

Анатолий Петров, «Лесной комплекс»

 

Жёсткие экономические санкции Запада в отношении России, введённые в ответ на проведение спецоперации в Украине, наносят удар по банковскому сектору и всем отраслям экономики, вводя их в затяжной финансовый кризис. Лесной сектор входит в перечень отраслей, где негативные проявления кризиса могут быть масштабными и долговременными в силу целого комплекса обстоятельств.

 

Первый из них — зависимость объёмов и ассортимента лесобумажной продукции, потребляемой на внутреннем рынке, от платёжеспособности населения.

Большинству видов лесной продукции присущ так называемый феномен отложенного спроса, согласно которому домохозяйства при ограничении доходов, неизбежном в условиях кризиса, вынуждены прибегать к ранжированию своих расходов (недельных, месячных, годовых), устанавливая приоритеты в покупке товаров.

Если следовать этому правилу, первоочередными становятся расходы на еду, одежду, обувь, медицинские и образовательные услуги. Как следствие, лесная продукция переходит в группу товаров, приобретение которых откладывается до лучших времён, когда население получит дополнительные доходы от оплаты труда или других источников.

Также в числе обстоятельств, которые могут продлить негативные последствия кризиса, — высокая доля экспорта в объёме производимой продукции, адресованного странам Запада, создававшим не только валютную выручку, но и прямые инвестиции в техническое и технологическое развитие лесопромышленных производств.

Существующее в нашей стране специализированное лесное машиностроение не способно в кратчайшие сроки заместить импорт зарубежной техники как количественно, так и качественно. Ситуацию усугубляет и отсутствие отечественной лесной фундаментальной и прикладной науки, способной не только идеями, но и конкретными разработками создать конкурентное инновационное развитие лесного сектора.

Неизбежными экономическими результатами кризиса станут падение валового продукта, снижение оплаты труда, рост безработицы. Кризис принесёт и высокие социальные издержки, обусловленные потерей рабочих мест в малых городах и сельской местности.

Экскурс в историю

Названные выше обстоятельства уже знакомы лесному сектору — они трижды сопровождали его развитие в течение 1990-х и нулевых годов. Наиболее разрушительным был первый из них, на начальном этапе приватизации лесной промышленности.

Кризис при замене директивного распределения лесной продукции рынком обвалил спрос на неё, а следовательно, и доходы зарождавшегося частного бизнеса. Спасательный круг лесной промышленности тогда бросило государство через демонополизацию внешней торговли, что привело к массовым бартерным сделкам с вывозом лесной продукции, включая круглый лес, в приграничные государства на западе и востоке страны.

Успешный выход лесного сектора из очередного кризиса 1998 года, вызванного масштабной девальвацией отечественной валюты, был обеспечен политическими, экономическими и структурными реформами, осуществлёнными правительством Бориса Ельцина и Егора Гайдара. Предоставив свободу частному предпринимательству, эти реформы открыли ему доступ к мировым финансовым и экспортным рынкам, к «секретам» передовых технологий в области использования и воспроизводства лесов.

Эйфория высоких темпов развития лесного сектора в середине нулевых годов инициировала процесс подготовки и утверждения одного из первых в стране документов стратегического планирования под названием «Стратегия развития лесного комплекса Российской Федерации до 2020 года», утверждённого совместным приказом двух министерств — Минпромторга и Минсельхоза России.

Так получилось, что названная стратегия попала под испытания очередного, третьего по счёту, структурного и финансового кризиса 2008–2010 годов, вызванного причинами, лежавшими за пределами отечественной экономики. Лесной сектор не выдержал этих испытаний, снизив валовый продукт за пределы значений, установленных самыми пессимистическими сценариями стратегии.

Быстрый выход лесного сектора из кризиса обеспечили огромные бюджетные вливания в банковскую систему при сохранении её частью мировых финансов. За оздоровлением финансовой системы последовали рост доходов населения и, как следствие, восстановление спроса на лесную продукцию на внутреннем рынке.

Экономические санкции Запада 2014–2015 годов лесной сектор обошли стороной.

 

Что имеем сегодня?

В наступающий кризис лесной сектор входит, имея в своей структуре несколько видов хозяйствующих субъектов, которые условно можно разделить на четыре категории. Во-первых, это предприятия и их объединения с «внешней» экспортной ориентацией, обеспечивающие страну валютной выручкой, часть которой использовалась на импорт машин, оборудования и технологий, создавая при этом высокий уровень оплаты труда работников.

Во-вторых, предприятия и их объединения с ориентацией на внутренний рынок, призванные удовлетворять спрос населения на мебель, строительные материалы и писчебумажные изделия.

Третья категория — средний и малый бизнес, призванный на условиях аренды лесов заготавливать древесину, обеспечивая сырьём предприятия первых двух категорий. Четвёртая — государственный бизнес, представленный бюджетными и автономными учреждениями субъектов РФ, которые выполняют рубки ухода, санитарные рубки и лесохозяйственные мероприятия.

Наделённые рынком экономической свободой хозяйствующие субъекты, принадлежащие частному бизнесу, должны в самый короткий срок представить программы действий по противостоянию кризису с учётом ожидаемых изменений на рынках продукции, труда и капитала.

При этом государству не следует оставаться в стороне от этих вопросов, выполняя функции агитатора и наблюдателя. Государство и частный лесной бизнес должны объединить свои усилия в противостоянии кризису, соблюдая при этом партнёрские отношения, не прибегая в отношении к бизнесу ни к национализации, ни к экспроприации собственности.

Инструментом такого объединения целей и ресурсов должно стать оперативное текущее планирование с горизонтом от одного до трёх лет, которое длительное время не без успеха обслуживало централизованно планируемую экономику в Советском Союзе. Именно планирование спасало народное хозяйство в годы Великой Отечественной войны и в послевоенные годы восстановления экономики, когда она была мобилизационной, запертой в границах государства.

 

Советский опыт преодоления кризиса

Русская и советская экономическая наука в области планирования дала миру двух нобелевских лауреатов: Василий Леонтьев получил награду в 1973 году за исследования в области анализа затратвыпуска, Леонид Канторович — в 1975-м за вклад в теорию оптимального распределения ресурсов и создание линейного программирования.

В советский период было немало достижений в области лесного планирования. Силами более 30 отраслевых научно-исследовательских и проектных организаций была создана нормативная база, позволявшая устанавливать текущие затраты и капитальные вложения для действовавших и вновь строящихся предприятий.

Были разработаны генеральные схемы развития и размещения лесопромышленных производств в рамках перспективных планов развития территорий, в первую очередь в многолесных районах Сибири и Дальнего Востока, а также экономико-математические модели оптимизации развития и размещения лесопромышленных производств.

К сожалению, в условиях перехода к рыночной экономике федеральные и региональные власти неэффективно распорядились опытом управления хозяйственной деятельностью, который был накоплен при разработке текущих и пятилетних планов на всех уровнях экономики.

Планированию была незаслуженно предъявлена вина за крах политической системы и создавшего её государства. Долгое время объектом планирования оставалась только бюджетная система.

 

Отрасли нужен план

На федеральный уровень планирование вернулось только в 2014 году с принятием федерального закона № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации», который установил основные понятия, используемые в стратегическом планировании, и саму систему стратегического планирования, включающую принципы, задачи, участников и их полномочия, процедуры обсуждения проектов документов и их регистрацию.

Также были разработаны отраслевые документы стратегического планирования на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, методы мониторинга и контроля реализации этих документов.

В лесном секторе стратегическое планирование воплотилось в «Стратегию развития лесного комплекса РФ до 2030 года», утверждённую распоряжением Правительства РФ N0 312-р от 11.02.2021 г. Структура и содержание этого документа подчинены долговременным целям реализации лесной политики, поэтому он далёк от возможностей его использования в качестве инструмента оперативного управления административной и хозяйственной деятельностью в области использования, воспроизводства, охраны и защиты лесов.

Таким инструментом на федеральном уровне должен стать текущий план развития лесного сектора РФ с горизонтом планирования от одного до трёх лет, показатели которого становятся обязательными для исполнения всеми участниками лесных отношений, установленными лесным законодательством: органами государственной власти на федеральном и региональном уровнях и частным бизнесом.

Для того чтобы показатели плана превратились в директивы, обязательные для исполнения, законодательная и исполнительная ветви власти на федеральном уровне должны в кратчайшие сроки создать правовое и нормативное обеспечение текущего оперативного планирования с ответственностью всех его участников за своевременное представление необходимой информации. Но прежде чем представить такой план развития лесного сектора, необходимо выполнить ряд важных действий.

В частности, необходима ревизия документов лесного планирования, обслуживавших советскую централизованно планируемую экономику, и нормативной базы, устанавливающей ресурсное обеспечение лесопромышленных и лесохозяйственных производств, затраты и доходы по видам продукции и услуг.

Следует выполнить аудит производственных мощностей, задействованных в производстве лесной продукции, и трудовой занятости по категориям работающих и регионам, а также провести оценку потребительского спроса на лесную продукцию на внутреннем рынке в привязке к покупательной способности населения.

 

Основа планирования

Фундаментом оперативного текущего лесного планирования на федеральном уровне должны стать материальные балансы по всей номенклатуре лесной продукции, в научном мире известные как «затраты-выпуск». В материальном балансе его актив представят все задействованные ресурсы (природные, трудовые, энергетические, финансовые). Пассив баланса должен дать ответ, какой объём продукции надо производить и в каком ассортименте.

К созданию этого фундамента должны быть привлечены все зарубежные и отечественные достижения в области цифровизации и математического моделирования экономических систем. Директивный характер текущего планирования обязывает создать строгую иерархию лесных планов, доводя задания по выпуску продукции до субъектов Российской Федерации, куда лесное планирование пришло значительно раньше, — в 2006 году, с принятием Лесного кодекса РФ.

Статья 83 ЛК РФ установила его назначение: «В лесном плане субъекта Российской Федерации определяются цели и задачи лесного планирования, а также мероприятия по осуществлению планируемого освоения лесов и зоны такого освоения».

Именно этим положением законодательная власть ограничила свою ответственность за содержание лесного плана, передав его разработку Правительству РФ. У того были варианты либо сделать лесной план региональной программой развития лесного сектора, ориентированной на удовлетворение спроса на лесопродукцию на рынках, либо представить план в виде информационной базы о состоянии лесных ресурсов в формате регионального лесоустроительного проекта.

Победил второй подход. Но почти 15-летний опыт применения лесных планов в субъектах РФ показал их полную несостоятельность в повышении эффективности лесного сектора. Эти планы не создали надёжных экономических ориентиров для инновационного развития отраслей по использованию лесных ресурсов.

Планирование объёмов лесозаготовок выполнялось с ориентацией только на достижение максимальных показателей освоения расчётной лесосеки. В ряде районов это привело к появлению большого количества инвестиционных проектов, не обеспеченных как лесосырьевыми ресурсами, так и рынками сбыта производимой продукции.

Органы госвласти субъектов РФ осознали невозможность выполнения первоначально установленных лесным планом заданий по объёмам лесозаготовок, строительству дорог, проведению лесохозяйственных мероприятий. Плановые показатели постоянно пересматривали в сторону их снижения.

Политика декриминализации лесных отношений в совокупности с передачей многих управленческих функций на федеральный уровень окончательно разрушили систему регионального лесного планирования в том виде, в каком она была создана действующим законодательством.

 

Планируем аренду лесов

В системе оперативного текущего планирования лесные планы субъектов РФ должны выполнять следующие задачи: доводить до хозяйствующих субъектов задания по производству лесной продукции и оказанию услуг в принятой логистике их поставки потребителям, мониторить состояние лесных ресурсов на предмет оценки их экономической и транспортной доступности, в максимальной степени обеспечивать занятость трудоспособного населения, развивая коммерческую деятельность по использованию недревесных лесных ресурсов, главным образом пищевых, а также стимулировать потребление лесной продукции на внутреннем рынке мерами экономического воздействия.

Большие перемены должны произойти и с оперативным планированием деятельности хозяйствующих субъектов, использующих леса. В настоящее время план действий арендатора, получившего права на освоение лесного участка, устанавливает документ «Проект освоения лесов» (статья 88 Лесного кодекса). При этом данный проект не входит в перечень документов, которые участник аукциона обязан предоставлять его организатору.

Самым главным недостатком проекта освоения лесов является отсутствие экономического обоснования предлагаемых мероприятий с представлением различных вариантов развития насаждений на арендуемом участке в зависимости от вида рубок, методов и способов лесовосстановления, интенсификации ухода за лесом. В проекте доминируют интересы арендатора, это предопределено и названием проекта, когда целью аренды признано только освоение лесов, а не их использование и воспроизводство.

 

Воссоздаём лесхозы как комплексные предприятия

Очевидно, что в существующем виде проект освоения лесов нельзя использовать в качестве инструмента оперативного планирования на уровне хозяйствующих субъектов, арендующих леса. Эту задачу должен выполнять лесной бизнес-план или план освоения и воспроизводства лесов, где объектами планирования будут заготовленная учтённая древесина в разрезе сортиментов круглого леса и лесохозяйственная продукция в виде законченных объектов, представленных молодняками хозяйственно ценных пород в возрасте их перевода в покрытую лесами площадь.

Длительный производственный цикл создания лесохозяйственной продукции внесёт большие неопределенности в оценку затрат из-за влияния на них природных и техногенных факторов (засухи, наводнения, пожары и т. п.).

Но при этом такой подход к планированию затрат на воспроизводство лесов при условии их отнесения на себестоимость заготовки круглого леса значительно снизит нагрузку на бюджетную систему, в частности — на размер субвенций из федерального бюджета, выделяемого на воспроизводство, охрану и защиту лесов.

Одновременно с переводом аренды лесов на оперативное планирование государство должно озаботиться антикризисными мерами при ведении лесного хозяйства на землях лесного фонда, не переданных в аренду, которое осуществляют бюджетные и автономные учреждения субъектов Российской Федерации.

Мобилизационная экономика с дефицитом бюджетного финансирования сразу столкнётся с неэффективностью их деятельности. И у государства появится уникальный шанс создать комплексные лесные хозяйства по образцу советских лесхозов, лишённых функций надзора, но способных за счёт реализации лесной продукции и услуг покрывать затраты на лесохозяйственные мероприятия, полностью или частично, не прибегая к услугам бюджета.

Права на учреждение комплексных государственных лесных предприятий должны быть предоставлены органам государственной власти субъектов РФ. Специальным законодательным актом каждый субъект должен разграничить зоны ответственности за хозяйственное и административное управление землями лесного фонда между частным бизнесом и государством.

Только в этом случае государственное комплексное лесное предприятие получит условия для перспективного развития и гарантии для банковских и бюджетных инвестиций. Компасом эффективного лесного предприятия должен стать его бизнес-план со встроенными рыночными механизмами, которые будут стимулировать все производственные подразделения к принятию и выполнению задания бизнес-плана по доходам и затратам.

Индикаторами эффективности каждого подразделения станут внутрихозяйственные цены на продукцию и услуги, обеспечивающие оперативное управление деятельностью комплексного лесного предприятия.

Залогом успешной деятельности комплексных лесных предприятий в условиях кризиса является опыт использования лесов и ведения лесного хозяйства «советскими» лесхозами в 1990-х годах, когда в центральных областях России доход от реализации продукции и услуг покрывал до 80% потребностей в финансовых средствах на воспроизводство, охрану и защиту лесов.

Предложенные выше мероприятия по оперативному управлению лесным сектором в сочетании директивного планирования и рыночных свобод не исключают возможности принятия государством других, более радикальных мер, способных противостоять кризису.

Но при этом надо помнить, что кризисы, как и войны, приходят и уходят, а потому важно, чтобы антикризисные меры не разрушали фундамент будущего экономического, экологического и социального обустройства лесных отношений.