Обзор СМИ от 9 января 2023 года
ЛЕС ТРОНУЛСЯ
Ольга Мордюшенко, «КоммерсантЪ»
Как стало известно “Ъ”, правительство пошло навстречу игрокам лесопромышленного сектора сразу по нескольким принципиальным для них вопросам. Речь идет о транспортных субсидиях и квотах на перевозку грузов в направлении Китая, правилах перевозок через Казахстан и принципах расчета арендной платы за пользование лесными участками. Участники рынка хотели бы дополнительно скорректировать объем транспортных субсидий. А эксперты предлагают разрешить транзит пиломатериалов через Казахстан не только по железной дороге, но и автотранспортом.
Чиновники поддержали часть предложений лесопромышленных компаний о дополнительных мерах помощи отрасли, следует из протокола совещания у министра экономического развития Максима Решетникова от 16 декабря, проведенного по поручению премьер-министра Михаила Мишустина (копия есть у “Ъ”). В частности, речь идет об увеличении с 300 до 500 млн руб. предельного размера субсидии в рамках компенсации затрат на транспортировку промышленной продукции. Как следует из документа, соответствующий проект постановления, подготовленный Минпромторгом, находится на межведомственном согласовании. Минфин уже поддержал рост субсидии.
Помимо этого, правительство согласилось внести изменения в постановление №521 от 2010 года, определяющее порядок движения грузов через российско-белорусскую и российско-казахстанскую госграницы.
Проблема с транзитом сухих пиломатериалов из РФ через Казахстан в Узбекистан и страны Азии возникла в ноябре из-за поправок к этому документу.
Согласно ему, сейчас их можно вывозить только железнодорожным транспортом в Белоруссию через российско-белорусскую границу, а в Казахстан и Киргизию — через российско-казахстанский участок границы. При этом транзит пиломатериалов через Казахстан постановление запрещает, хотя с учетом переориентации экспорта на восток этот маршрут был крайне важен для российских компаний. Согласно протоколу, Минэкономики подготовило новые поправки к документу, внести их в правительство на согласование было поручено до 23 декабря.
Также по просьбе лесопромышленников, которые жаловались на сложности логистики по железной дороге, Минтрансу и ОАО РЖД по итогам совещания было поручено проработать вопрос об увеличении штрафов за неисполнение согласованных заявок на перевозку. Кроме того, они должны рассмотреть вопрос изменений во временных правилах определения очередности перевозок грузов с тем, чтобы перевозки лесопромышленной продукции с «высокой социальной значимостью» получили приоритет.
Еще одним вопросом, по которому министерства пошли навстречу компаниям ЛПК, стало изменение порядка расчета арендной платы за пользование лесными участками. В 2023 году она временно будет определяться на основании фактической заготовки древесины арендаторами.
В то же время правительство не согласилось продлевать еще на два года сроки исполнения обязательств инвесторов в рамках приоритетных инвестпроектов, намеченных в период с 2 сентября 2022 года по 1 сентября 2024 года.
До этого они уже были сдвинуты на год. Помимо этого, не было согласовано решение об изменении баланса расчетной лесосеки за счет уменьшения объема рубки мягколиственного леса в пользу хвойного.
Председатель комитета Архангельской облдумы по лесопромышленному комплексу, природопользованию и экологии Александр Дятлов положительно оценивает принятые решения, но отмечает, что нужны доработки правил получения транспортной субсидии. Так, сейчас компании вне зависимости от размера получают одинаковую компенсацию. Но если у маленьких компаний субсидия покрывает значительную часть затрат, то у крупных — всего несколько процентов. Для примера, компании «Титан» или УЛК, находящиеся в Архангельской области, тратят до 4,5 млрд руб. в год на перевозку пиломатериалов по железной дороге. «Поэтому мы просили компенсировать для таких предприятий 50% от затрат и выплачивать их поквартально»,— говорит Александр Дятлов. Помимо этого, напоминает он, у компаний существенно отличаются расстояния до основного экспортного направления — Китая: к примеру, предприятия Северо-Запада несут больше затрат, чем предприятия в Иркутской области.
В то же время в Вятской торгово-промышленной палате считают правильным решение об арендной плате по факту заготовки. «Сегодня компании стараются не заготавливать листву, так как не могут сбыть балансы, но все равно несут лишние траты на оплату аренды»,— поясняют там, отмечая, что в протоколе нет точных указаний на сроки принятия решения.
При этом в ТПП опасаются, что в список компаний, которые получат приоритет при доставке лесных грузов по железной дороге, попадут только крупные предприятия, и сомневаются, что даже при изменении законодательства приоритет для лесных грузов при перевозке существенно повысится.
«Все равно уголь, металлы и руда будут на первом плане, потому что железной дороге с этими грузами работать технологичнее»,— отмечают там. Сейчас, по оценкам ТПП, ОАО РЖД согласовывает 10% заявок на перевозку из Кирова до границы с Китаем.
В агентстве WhatWood отмечают, что в первую очередь правительству сейчас необходимо решить вопрос с транзитом через Казахстан и обозначить конкретные пункты пропуска грузов, а также включить возможность автомобильных перевозок.
ГОД БЫЛ ТРУДНЫЙ — ИТОГИ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ
Игорь Кистенев, «Гофро Технологии»
Прошедший год преподнёс немало неожиданностей. На смену пандемии пришли многочисленные санкционные ограничения, заставившие кардинально пересмотреть наработанные годами деловые контакты, сменить поставщиков оборудования и расходных материалов, поменять логистические маршруты. Об итогах 2022 года и о том, как в новых условиях пришлось перестроить бизнес-процессы, мы поговорили с генеральным директором компании «Гофро-Технологии» Александром Мангушевым.
- Александр, какие изменения за это время произошли в работе компании?
- Основное, и я бы даже сказал, приятное изменение: у нас стало намного больше работы. Что же касается наших контрактных обязательств, то все они были выполнены в полном объёме. Да, по некоторым проектам пришлось провести корректировку отдельных позиций. Мы изменили спецификации, которые были аннулированы рядом европейских фирм, после чего распределили невыполненные работы по другим поставщикам. В марте мы приняли решение идти до конца по всем обязательствам. В итоге заказчики не потеряли деньги, мы — репутацию. Да, можно было уйти в сторону, сказав, что наша компания тут ни при чём, но мы постарались приложить все усилия для успешного завершения всех работ.
Судя по тому, что рынок гофропродукции показал в этом году уверенный рост, могу сказать, что стратегия была выбрана правильная.
- Удалось ли решить проблемы импортозамещения? Остались ли направления, «импортозаместить» которые пока не представляется возможным?
- Во-первых, большинство позиций оборудования из стран Европы допущены к ввозу в Россию и далеко не все европейцы отказались с нами сотрудничать. Так, удалось решить все проблемы с компанией Mosca, чьё оборудование продолжаем успешно поставлять на российский рынок. Безусловно, этому способствовали наши давние партнёрские отношения. Оборудование Mosca, пожалуй, единственное из всего нашего портфолио, подходящих аналогов которому найти невозможно.
Кроме того, ещё до 2022 года по целому ряду позиций мы нашли альтернативные решения на азиатском рынке. Продолжаем работу с производителями оборудования из Японии, Южной Кореи, Тайваня.
В итоге в настоящий момент у нас нет ни одной товарной позиции, импортозаместить которую мы бы не смогли. Производители оборудования топ-класса из Японии, Южной Кореи и Тайваня обладают технологиями, которые способны на 100% заместить европейские и американские технологии.
- Как строите сервисное обслуживание оборудования поставщиков, с которыми пришлось прекратить сотрудничество? Как обстоит дело с поставками для него запасных частей?
- Мы не прекратили сотрудничество ни с одной из компаний, которые поставляли нам оборудование. Сервисная поддержка оказывается в полной мере. Более того, за последние полгода мы на 15% увеличили штат сервисных инженеров. Закончили строительство и ввели в строй новый производственный корпус на 1600 м², в котором проводим обязательное тестирование и наладку предлагаемого клиентам оборудования.
Всего на данный момент располагаем четырьмя такими корпусами, два из которых предназначены для хранения запасных частей и отгружаемого на продажу оборудования.
Что касается запасных частей, то практически все их наименования продолжаем завозить, в том числе и из Европы. Да, по ряду позиций усложнилась логистика, но дефицита нет. На нашем складе сформирован их запас стоимостью в несколько миллионов евро.
Как вы знаете, «Гофро-Технологии» лишь одна из четырёх фирм, входящих в холдинг GT Group. И мы пользуемся всеми сервисными ресурсами, которыми он располагает. В его штате большое число региональных специалистов, базирующихся в городах центральной России. Наличие производственной базы с собственным ремонтно-механических цехом позволяет в короткие сроки производить ремонт и поставлять оборудование для срочных заказов.
- Какие наиболее важные задачи компании удалось решить за последние полгода?
- Назову три, наиболее важных. Первая: мы подготовили полную замену европейским и американским компаниям сегмента топ-класса, которые ушли с рынка России. Сделано это было за счёт оборудования из Японии и Южной Кореи. Сумели сохранить в своём портфолио машины из Европы и Тайваня. В итоге остались единственной компанией топ-уровня в России и СНГ, способной спроектировать и построить завод любого уровня сложности.
Сейчас, например, завершаем работы в Ульяновске, где возводится полностью автоматизированный комплекс по производству гофротары для компании «Архбум». Единственный его российский аналог — завод «Архбум» (Воронеж), также построенный нашими специалистами несколько лет назад.
Вторая задача — сохранение репутации надёжного поставщика. Прошедший сложный период мы пережили относительно безболезненно, сумели сохранить клиентов и команду своих специалистов.
Третья — у нас сейчас практически сформирован обновлённый спектр логистических маршрутов. Благодаря тому, что базируемся в Санкт-Петербурге, пользуемся всеми преимуществами портового города, а также близостью границ с Белоруссией, Финляндией, Прибалтикой.
Для вас наверняка не секрет, что недавно были открыты прямые морские транспортные контейнерные линии, исключающие заход в порты европейских стран. Первые суда уже прошли по Севморпути из Шанхая за 35 суток. Новые маршруты прокладываются через Суэцкий канал без захода в европейские порты. Также налажено контейнерное сообщение из азиатских портов во Владивосток и Находку. Часть оборудования отгружается по железной дороге, без захода в недружественные страны. Мы разработали новые каналы доставки критически важных запасных частей в кратчайшие сроки. Такие услуги мы предоставляем только своим клиентам.
- Какое оборудование, по вашему мнению, в настоящее время наиболее востребовано на гофрорынке? Каковы перспективы внедрения в отечественной гофроиндустрии цифровых печатных технологий?
- Рынок гофротары, несмотря на существующие препоны, активно развивается, что порождает спрос на весь спектр промышленного оборудования. Стоит отметить, что прошедший год оказался для гофровиков весьма прибыльным из-за существенного падения цены на сырьё. Стали особенно востребованы высококлассные сервоприводные линии с технологией Non-stop Flexo и печатные линии HBL (High Board Line).
Что касается цифровых печатных машин, то перспективы у них на российском рынке очень неплохие. Наша позиция здесь проста: как только увидим реальные примеры успешного внедрения, сразу же подключимся к реализации подобных проектов. Внимательно следим за ГП «ГОТЭК» — лидером отрасти по инновациям.
Уже сейчас готовы поставлять необходимое периферийное оборудование для промышленной цифровой печати. Наш основной партнёр в этой сфере — компания WSA, производящая широкий спектр подобной техники, включая префидеры, конвейерные системы, устройства подъёма и переворота кип гофролистов, средства автоматического контроля и другие периферийные устройства, разработанные специально для цифровой печати.
Поскольку мы специализируемся на реализации комплексных проектов, то без труда сможем найти поставщика цифровых печатных систем топ-класса. По сложившейся традиции мы сами выбираем лучших производителей отрасли, которые могут соответствовать нашим высоким критериям. Практически все мировые поставщики гофрооборудования при работе с Россией и странами СНГ выбирают «Гофро-Технологии» как высококлассную компанию с огромным опытом и знанием рынка. Особенно после знакомства с реализуемыми нами проектами и промышленной базой.
- Можете ли сделать прогноз ближайшего будущего российской гофроиндустрии?
- Как я уже сказал, в этом году гофровики очень хорошо поработали и получили неплохую прибыль. В отличие от производителей тарных картонов, у компаний, занятых в сфере производства гофротары, проблем я вообще не вижу. В следующем году им тоже ничего не угрожает, нет каких-либо предпосылок к ухудшению ситуации. Объёмы производства растут и продолжат расти. Тенденция позитивного развития гофроиндустрии, безусловно, продолжится. Также существует тренд на укрупнение промышленных групп, таких как «ГОТЭК», «Архбум», SFT Group и других.
В заключение могу сказать, что мы приспособились к новым условиям достаточно быстро и продемонстрировали нашим партнёрам — российским компаниям, готовность отвечать за свои слова и поступки. Мы живём в одном ритме со страной, вместе преодолеваем все препятствия, продолжаем работать и находить новые решения для дальнейшего развития отрасли. Промышленную революцию в нашей стране никто не отменял…